Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Медико-логопедические мероприятия - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Медико-логопедические мероприятия при задержке речевого развития у детей с церебральными параличами

Логопедическая работа с детьми, страдающими данной формой речевой патологии, проводится одновременно со стимулирующей медикаментозной терапией и другими лечебными
мероприятиями, направленными на общее моторное развитие ребенка.
Среди медикаментозных препаратов особенно рекомендуются те, которые стимулируют развитие центральной нервной системы и способствуют созреванию наиболее молодых отделов коры головного мозга. Это прежде всего витамин B12 и церебролизин. В более поздних стадиях данного заболевания, когда наряду с задержкой развития определенных мозговых систем можно предполагать развитие глиозного рубца, показано применение пирогенала, курсовое лечение которым предшествует или проводится одновременно со стимулирующей терапией. При выраженном нарушении интеллектуальной деятельности с вялостью, заторможенностью перед проведением логопедических занятий показано назначение ниамида, нуредала, витамина В15. Дозы всех медикаментозных препаратов подбирают индивидуально в зависимости от возраста, формы и тяжести поражения. Подробно эти дозы указаны в разделах, где изложены пути медикаментозного лечения двигательных нарушений.
Выше указывалось, какое большое значение для формирования речевой функции имеет развитие тонких дифференцированных движений рук. При проведении занятий по развитию тонкой ручной моторики необходимо учитывать возраст ребенка, его двигательные возможности. Работа ставит своей задачей развитие зрительно-моторной координации, тонких дифференцированных движений пальцев и кинестетического восприятия. Программа этой работы с детьми раннего возраста представлена в приложении 2.

Логопедическая работа

Важным фактором при проведении логопедической работы является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям достаточного аффективного фона. Большое значение для развития речевой активности имеет выбор адекватной для возраста игрушки (Н. К. Глухова, I960). При работе над речевой активностью используют стремление ребенка подражать голосовым реакциям взрослого, воспитывают у него потребность в речевом общении, стимулируют и поощряют всякие попытки ребенка к речевому контакту (см. приложение 3).
Логопедическая работа ведется над развитием звукопроизношения, расширением активного и пассивного словаря, формированием грамматического строя речи и развитием
обобщающей функции слова. Работая над развитием всех сторон речи, логопед ставит своей задачей формирование четкой обратной афферентации, основанной на кинестетических ощущениях в артикуляционном аппарате и слуховом контроле. Начиная работу над стимуляцией звуков, логопед как можно шире опирается на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кожный, двигательно-кинестетический), причем наибольшая опора приходится на более сохранный анализатор. Двигательно-кинестетический анализатор у этих детей является наиболее слабым, поэтому работа над его формированием проводится постепенно, поэтапно, с обязательной опорой на зрение и слух.
С целью улучшения кинестетических восприятий в артикуляционной мускулатуре логопедические занятия начинают со стимуляции тактильных ощущений в артикуляционном аппарате и в кистях рук. Для этого пользуются поглаживающим, растирающим и вибрационным массажем.
Работая над вызыванием отдельных звуков, пользуются зрительным восприятием, привлекая внимание ребенка как к видимой артикуляции логопеда, так и к его собственной (с помощью зеркала). Используют также слуховое восприятие видимых артикуляционных движений и тактильно-вибрационные ощущения (ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, движений нижней челюсти и гортани).
Выраженная апраксия речевой мускулатуры часто требует применения специальной артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка возможности воспроизведения необходимых артикуляционных укладов, удержания найденной позы, тренировка возможности переключения с одного уклада к другому. В процессе проведения артикуляционной гимнастики у ребенка формируется кинестетическое ощущение от речевой мускулатуры.
В некоторых случаях (из-за выраженной апраксии, трудностей в понимании задания и недостаточности включения в произвольную деятельность, а также когда задержанное речевое развитие сочетается с дизартриями) артикуляторная гимнастика проводится пассивно — при помощи шпателя или пальцев придают определенный артикуляционный уклад. При этом внимание ребенка фиксируют на возникающих кинестетических ощущениях с опорой на тактильно-вибрационные (ребенок руками трогает речевые органы, участвующие в данном укладе), видит эту артикуляционную позу в зеркале и одновременно логопед произносит звук, который характерен для данного артикуляционного уклада.
Затем данный звук пытается произнести сам ребенок. По мере проведения занятий пассивная гимнастика все больше заменяется активными движениями ребенка.
При проведении логопедических занятий следует стремиться к тому, чтобы каждый звук, звукосочетание и тем более слово имело для ребенка какое-то конкретное значение, знакомое ему из окружающей жизни. Осмысленный и понятный речевой материал значительно легче усваивается детьми (Р. Е. Левина, 1968), поэтому работа над звуко- произношением проводится одновременно с работой по развитию активного и пассивного словаря. При работе над словарем для создания прочных связей между словом, предметом и действием опираются на возможно большие анализаторные системы: ребенку называют предмет, показывают в различных его вариантах (различный по форме, величине, цвету и т. д.), дают предмет в руки для ощупывания, объясняют и показывают его назначение и там, где это возможно (по возрасту, характеру и тяжести двигательного поражения), предлагают ребенку слепить, раскрасить, обвести или нарисовать названный предмет. Большое внимание в логопедической работе уделяется также развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Одновременно с развитием моторной стороны речи проводят специальные занятия на воспитание ее сенсорной стороны. В этом плане большое значение имеют занятия по развитию обобщающей функции слова, по формированию смыслового различения сходных по звучанию слов. Методические указания по проведению работы над пониманием речи с детьми 1-го года жизни даны в приложении 4.
Постепенно ребенка учат при помощи речи регулировать, направлять и контролировать свою деятельность, поведение.
Поскольку формирование речи у детей с церебральными параличами нередко нарушено на самых ранних этапах развития речевой функции, начинать специальные занятия по стимулированию речевого развития надо как можно раньше, на 1-м году жизни ребенка. Общая программа этих занятий с учетом сроков нормального речевого развития дана в приложении 5.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »