Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Спастическая диплегия с незначительным поражением рук.

По нашим наблюдениям, частота выявляемых речевых нарушений при этой форме церебрального паралича в значительной степени зависит от возраста обследуемых детей. Так, если у детей в возрасте до 3—4 лет речевые нарушения являются частыми и составляют 86,7%) то у детей старше 5 лет они встречаются значительно реже — в 13,2%. Это объясняется тем, что наиболее частой формой речевых нарушений у этих детей является задержка речевого развития с псевдоалалическими проявлениями и значительно реже наблюдаются дизартрии и алалии. Среди детей с этой формой церебрального паралича, особенно в случаях недоношенности, может не отмечаться поражение артикуляционного аппарата. Так, из 46 детей, страдающих спастической диплегией и не имеющих дизартрических нарушений речи,

39 родились недоношенными. При выраженных дизартрических нарушениях обычно в анамнезе имелись указания на срочные роды (иногда имела место переношенность) с частыми указаниями на перенесенную перинатальную асфиксию. В первые дни жизни у этих детей обычно отмечались выраженные дыхательные нарушения.
Среди форм дизартрии при спастической диплегии чаще отмечалась псевдобульбарная.

Спастическая диплегия с поражением рук.

По нашим данным, при этой форме церебрального паралича речевые нарушения отмечались в 89,6% (у 121 из 135 детей), причем у 91% детей отмечалась асфиксия при рождении. Речевые нарушения при этой форме церебрального паралича отличаются не только большой частотой, но и выраженной тяжестью поражения с преобладанием дизартрических нарушений.
Становление речи чаще всего нарушено на самых ранних этапах ее формирования. Уже в предречевом периоде на 1-м году жизни обычно выявляются псевдобульбарные нарушения, отмечается задержанное развитие гуления и лепета с недоразвитием интонационной стороны речи. При этой форме церебрального паралича требуются ранние и длительные логопедические занятия, которые необходимо начинать с предречевого периода.

Двойная гемиплегия.

При этой наиболее тяжелой форме детского церебрального паралича речевые нарушения были наиболее частыми и отмечались в 100% случаев. Речевые нарушения, так же как и двигательные, отличались большой тяжестью и полиморфизмом. Особенностью псевдобульбарной дизартрии при этой форме церебрального паралича было влияние патологических тонических рефлексов на дыхательную и артикуляционную мускулатуру. Предречевое развитие у всех детей было грубо нарушено. В некоторых случаях дизартрические нарушения сочетались с алалическими, выявление которых становилось возможным только в процессе динамического наблюдения по мере уменьшения дизартрии.
Таким образом, при двойной гемиплегии, когда имеется наиболее тяжелая двигательная недостаточность с выраженным поражением рук, отмечается и наиболее тяжелое поражение артикуляционного аппарата с недоразвитием речи.

Гиперкинетическая форма церебрального паралича.

При гиперкинетической форме церебрального паралича речевые нарушения были частыми и также отмечались в 100% случаев. Среди речевых нарушений преобладали различные варианты экстрапирамидной дизартрии. В некоторых случаях картина экстрапирамидной дизартрии осложнялась корковым речевым расстройством по типу динамической диспраксии, псевдоалалическим и алалическим синдромами. При гиперкинетической форме, обусловленной гемолитической болезнью новорожденных, нередко отмечались нарушения слуха (от легкой тугоухости до тяжелой глухонемоты).
Выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича, обусловленного гемолитической болезнью новорожденных, в ряде случаев осложнялось недоразвитием сенсорной речи, своеобразными синдромами сенсорной алалии.

Астатически-атоническая форма церебрального паралича.

При этой форме церебрального паралича речевые нарушения, по нашим наблюдениям, отмечались в 90,3% случаев. Среди речевых нарушений наиболее частой формой была мозжечковая дизартрия.
При некоторых вариантах этой формы церебрального паралича, при преобладании лобной симптоматики у некоторых детей отмечалась своеобразная диссоциация между относительно развитой моторной речью с достаточным словарным запасом, правильным построением фраз и значительно недоразвитой внутренней речью. При развитии коммуникативной функции речи отмечалась недостаточность ее планирующей и регулирующей функции' (по терминологии А. Р. Лурия).

Гемипаретическая форма церебрального паралича.

При правостороннем гемипарезе речевые нарушения отмечались в 61,4% случаев. Среди различных речевых нарушений преобладала задержка речевого развития с псевдоалалическими и алалическими проявлениями. Моторная алалия отмечена у 3 из 57 детей. Возможно ранний возраст большинства обследуемых детей (в основном до 4—5 лет) мешал выявлению более легких случаев моторной алалии. При левостороннем гемипарезе речевые нарушения отмечались в 65,3% случаев. Следовательно, частота речевых нарушений при правосторонних и левосторонних гемипарезах внутриутробного или интранатального генеза была почти одинаковой.

Среди различных речевых нарушений также наиболее частой была задержка речевого развития, иногда со своеобразно недостаточной интонационно-музической стороной речи. Алалия отмечалась только у одного из 49 больных.
Таким образом, частота и характер речевых нарушений при различных формах церебрального паралича были неодинаковыми. При большинстве форм церебрального паралича наиболее частыми речевыми нарушениями были дизартрии, причем наибольшая тяжесть поражения артикуляционного аппарата совпадала с наибольшей тяжестью поражения рук (формы двойной гемиплегии). При спастической диплегии с функциональной сохранностью рук и гемипарезах наиболее частыми речевыми нарушениями были временные функционально-динамические, связанные с более поздним формированием речевой функциональной системы. Поражение артикуляционного аппарата при этих формах церебрального паралича отмечалось реже и обычно было более легким.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »