Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

К динамике астено-органического синдрома - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

По мере роста ребенка астено-органический синдром может видоизменяться и в структуре его могут появляться нарушения, приближающиеся к неврозоподобным. Это своеобразные страхи, привычные рвоты, приступы ларингоспазма, иногда аффект-респираторные приступы. С возрастом ребенка наряду с физической слабостью все больше начинает выступать психическая астения. Стойкими нарушениями, выступающими одновременно с неврозоподобным синдромом, являются расстройства сна, которые выражаются нарушениями ритма сна, недостаточной его глубиной, трудностями засыпания, склонностью к ночным страхам.
У многих детей с церебральными параличами частыми являются страхи (Р. Я. Абрамович-Лехтман, 1966; Е. И. Кириченко, 1965, и др.). Страх у детей с церебральными параличами нередко возникает при простых тактильных раздражителях, изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей с церебральными параличами отмечается страх высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек и т. д. В ответ на зрительные, слуховые и другие раздражители такие дети отвечают не появлением ориентировочно-исследовательской реакции, а возникновением защитной, более фило- и онтогенетически старой формы реагирования.
Страх у детей с церебральными параличами в большинстве случаев ближе к неврозоподобному, чем к невротическому, о чем может свидетельствовать усиление или появление в момент страха различных симптомов, зависящих от патологического состояния диэнцефально-гипоталамических структур мозга (резкое учащение пульса и нарушение дыхания, повышение общего мышечного тонуса, профузный пот, слюнотечение, повышение температуры, непроизвольное мочеиспускание, резкая бледность кожных покровов
и т. д.). Синдром страха особенно резко проявляется в новой для ребенка обстановке (разлука с матерью, помещение в больницу и т. д.) и составляет основу дезадаптационного синдрома, который особенно резко бывает выражен у некоторых детей с гиперкинетической формой церебрального паралича.
У детей более старшего возраста синдром страха может иметь смешанный характер и проявляться в сочетании неврозоподобной и невротической симптоматики. Наконец, в некоторых случаях страхи могут иметь невротический характер (реакции страха, невроз страха, навязчивые страхи). В последних случаях звучит реакция личности на свою двигательную недостаточность — боязнь высоты, закрытых дверей, возможности остаться одному и т. д.
У некоторых детей страхи могут возникать на фоне нейроэндокринного синдрома. В этих случаях наряду с фобическим синдромом может отмечаться патология влечений. Среди терапевтических мероприятий при фобическом синдроме большое значение имеют развитие оптико-вестибулярной системы, выработка реакций равновесия, улучшение двигательных возможностей ребенка, уменьшение патологической импульсации с периферии. В силу выраженности органической симптоматики нейролептики следует применять с осторожностью, особенно у детей младшего возраста. В пубертатном возрасте, особенно при сочетании страхов с расторможением влечений, применение нейролептиков часто является необходимым. Лечение аминазином в этих случаях проводится после курса дегидратационной терапии, желательно в небольших дозах (от 50 до 200 мг в сутки), под контролем артериального давления. У детей первых лет жизни, поскольку синдром страха является в значительной степени отражением задержанного развития центральной нервной системы, показана стимулирующая терапия в сочетании с симптоматической успокаивающей — настой корпя валерианы, не длительное применение брома, димедрола, напатона, а также транквилизаторов. Чрезвычайно показанным при выраженном фобическом синдроме является применение элениума в сочетании с импульсными токами.
Большое значение имеют условия воспитания этих детей. Среди воспитательных мероприятий применяются такие, которые способствуют частой смене впечатлений; ребенка постепенно приучают к незнакомым внешним раздражителям, знакомят его с предметами и явлениями окружающего мира, учат общению с другими детьми.
Кроме того, подавлению защитных реакций способствует развитие деятельности ребека, воспитание у него ориентировочно-познавательных реакций, развитие его интеллекта.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »