Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Из описанного выше становится понятным, что интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами с первых месяцев жизни протекает в крайне неблагоприятных условиях. Выраженность астено-органического синдрома, различные сенсорные нарушения, способствующие недостаточности формирования пространственных представлений, двигательная и речевая недостаточность могут замедлять, приостанавливать и искажать интеллектуальное развитие этих детей.
Диагностика олигофрении у детей раннего возраста, даже не имеющих двигательных нарушений, нередко представляет большие трудности и строится с учетом общего моторного и речевого развития ребенка, его эмоциональных реакций и особенно его предметной и игровой деятельности. У детей же с церебральными параличами, особенно на 1—2-м году жизни, такая диагностика является еще более сложной.
Прежде всего при обследовании ребенка, страдающего церебральным параличом, для установления уровня его интеллектуального развития, · его потенциальных интеллектуальных возможностей и определения путей реабилитационных мероприятий необходимо постараться ответить на следующие вопросы:

  1. является ли интеллектуальная недостаточность первичной, связанной с мозговым поражением, и если да, то какова примерно степень этой недостаточности и какова «зона ближайшего интеллектуального развития» этого ребенка;
  2. при первичной интеллектуальной недостаточности определить, что является ведущим: интеллектуальная или двигательная патология;
  3. при сложной структуре интеллектуального дефекта определить, что является ведущим: первичное недоразвитие интеллекта, связанное с особенностями мозгового поражения, или же интеллектуальная недостаточность является больше «вторичной», обусловленной спецификой данного заболевания (недостаточная и патологическая афферентации с различных анализаторных систем);
  4. если интеллектуальная недостаточность является «вторичной» или первичный интеллектуальный дефект очень невелик, необходимо определить механизмы интеллектуальной недостаточности, выявив наиболее дефектную и наиболее компенсаторно сохранную функциональную систему; в этих случаях необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование;
  5. основываясь на полученных данных, наметить пути медикаментозной терапии и определить программу лечебно- педагогических мероприятий.

Ответ на все эти вопросы в ряде случаев является очень сложной задачей. Никогда нельзя пытаться ответить на все перечисленные вопросы при однократном обследовании ребенка. Нередко только в процессе воспитания той или иной функции выявляется ее дефектность и становится очевидной неравномерность развития различных функциональных систем. Поэтому при проведении психоневрологического обследования основным методом является метод «обучающего эксперимента».
В тех случаях, когда стационарное обследование невозможно, необходимо неоднократное обследование ребенка, желательно в различной обстановке, в различные режимные моменты, до и после тренировки определенных функций в домашних условиях.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »