Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Общие принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде

Основная работа в позднем резидуальном периоде заболевания направлена на обучение, трудотерапию и трудоустройство детей. Для более успешного обучения и трудоустройства таких больных большое значение имеют определение характера и структуры их интеллектуальной недостаточности, выявление наиболее дефектных и наиболее сохранных функциональных систем. С опорой на последние строится индивидуальная программа занятий.
В процессе обучения детей большое значение имеет освоение ими несложных, индивидуально доступных им профессий (шитье на ножной или ручной машине, машинопись и т. д.). Для успешного обучения и трудоустройства детей с церебральными параличами важным является начало лечебно-педагогических мероприятий с первых месяцев жизни, систематическое их проведение, особенно в период подготовки детей к обучению в школе. Мероприятия по подготовке таких детей к школе даны в работах М. В. Ипполитовой (1967) и др. авторов. Ранняя комплексная и систематическая реабилитация детей с церебральными параличами способствует более успешной социальной адаптации их, позволяет многим из них стать полезными членами общества.

Заключение

Основное представление о детском церебральном параличе можно сформулировать следующим образом: детский церебральный паралич является заболеванием, возникающим чаще всего внутриутробно и реже в результате родовой патологии. Предполагается, что большую роль в патогенезе данного заболевания может играть патология иммуногенеза, о чем можно судить на основании выявления в крови матери и новорожденного мозговых антител. Поэтому методика по выявлению мозговых антител в период как внутриутробного развития, так и новорожденности может явиться одним из методов ранней диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Необходимо дальнейшее всестороннее изучение этого вопроса.
Прежние представления о детском церебральном параличе как о резидуальном состоянии должны быть пересмотрены. Детский церебральный паралич — заболевание, которое имеет определенное течение в связи с продолжающимся патологическим процессом на клиническом, иммунологическом, биохимическом и возможно гистохимическом уровне. В связи с этим целесообразно выделять три стадии в течении этого заболевания: раннюю, начальную и позднюю резидуальную I и II степени. В клинических проявлениях ранней и начальной резидуальной стадий большое значение имеет патологическая активность подкорковых и стволовых отделов мозга, которая проявляется прежде всего в патологическом усилении постуральной рефлекторной активности. Все терапевтические и реабилитационные мероприятия, применяемые в указанные периоды, должны быть направлены прежде всего на погашение и торможение этой патологической постуральной активности. Для этого наряду с медикаментозным лечением предложены определенные приемы массажа и комплексы лечебной физкультуры. Для поздней резидуальной стадии характерны более выраженные изменения периферического отдела двигательного анализатора с формированием стойких порочных поз, положений, контрактур и развитием стойкой патологической афферентации с периферии. На этой стадии заболевания часто необходимы более активные ортопедические мероприятия.

При лечений детского церебрального паралича, организации и проведении реабилитационных мероприятий очень важным является раннее (с первых дней жизни ребенка) комплексное воздействие, направленное на развитие как двигательной, так и доречевой, а затем речевой психической активности. Дальнейшее более углубленное изучение церебрального паралича специалистами разных областей — невропатологами, физиологами, эмбриологами, иммунологами, биохимиками и др. — позволит ближе подойти к пониманию этиологии и патогенеза этого тяжелого инвалидизирующего заболевания и определить пути его профилактики и патогенетической терапии.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »