Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Приложения - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Логопедическое обследование ребенка с церебральным параличом
Логопедическое обследование ребенка с церебральным параличом отличается от обычного логопедического обследования прежде всего тем, что у детей с церебральными параличами речевая моторика, особенности нарушений дыхания и фонации оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями; проводится тщательный анализ тех позиций, движений и положений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Поэтому при логопедическом обследовании ребенок должен быть обязательно раздет, уложен на удобную кушетку или ковер, обследование должно быть проведено в положении ребенка на спине, животе, боку, а если это возможно, то сидя и стоя. При этом необходимо отметить наличие и влияние на дыхание, фонацию и артикуляцию патологических позно-тонических рефлексов. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на общие моторные возможности ребенка (удержание головы, возможность свободных ее поворотов в стороны, возможность сидения, захвата игрушки, выделение ведущей руки, возможность пальцевого захвата и т. д.).
Как и при всяком логопедическом обследовании, важно также оценить общие психические реакции ребенка, особенности его сенсорных функций (зрение, слух, кинестезии), его интеллектуальные и эмоциональные проявления.
В ряде случаев для установления диагноза и прогноза дальнейшего речевого развития ребенка полезно бывает сопоставить полученные данные по уровню общего моторного, интеллектуального и доречевого или речевого развития с возрастом ребенка и определить, имеется ли равномерное недоразвитие всех функций или какая-либо из них страдает преимущественно (двигательная, речевая, интеллектуальная).
Логопедическое обследование ребенка проводится в динамике и сопоставляется с динамикой его моторного развития.
Схема логопедического обследования и динамики речевого развития ребенка с церебральным параличом
Фамилия и имя     
Дата рождения     
Форма церебрального паралича
Речевой диагноз   
Дата обследования
Возраст ребенка

I общие психические реакции: эмоциональность, игровые и познавательные интересы, особенности поведения и т. д.

  1. Сенсорные функции: зрительное восприятие (фиксация, прослеживание предмета, узнавание знакомых предметов и т. д.).

Слуховое восприятие (внимание к звукам и голосу, дифференцировка звуков, локализация звука в пространстве). Кинестетическое восприятие: локализация прикосновения, ощущение позы и движения в речевой и скелетной мускулатуре (пальцах рук). Кинестетический следовый образ

  1. Общие моторные возможности ребенка:

удержание головы сидение
положение па животе вертикальное положение самостоятельная ходьба
Выраженность патологических тонических рефлексов: лабиринтно-тонического шейно-тонического асимметричного шейно-тонического
Функция рук:
опорная        
хватательная
манипулятивная
Зрительно-моторная координация:
возможность пальцевого захвата
ведущая рука
ощупывающие движения рук

  1. Дыхание:

в покое
при кормлении
при плаче и речи
частота дыхания
Регулярное или прерывистое
Участие диафрагмы в дыхании

связь дыхательных нарушений с положением головы и тела ребенка
связь вдоха и выдоха с общими нарушениями мышечного тонуса

  1. Кормление: сосание кусание жевание

поперхивание при кормлении при каком положении головы кормление облегчено, при каком затруднено

  1. Фонация: громкость тональность выразительность голоса его интонационная окраска положение головы и тела, облегчающие фонацию
  2. Артикуляция: состояние покоя,

лицо, губы, рот (открыт, закрыт)
язык, его форма, положение в полости рта, мышечный тонус
Возможность контроля: в покое
при различных внешних раздражителях
Рефлекторные движения: поисковый хоботковый ладонно-рото-головной глоточный
Сокращение мягкого неба (при зевательных движениях, кашле и т. д.)
Удержание позы: рта языка губ
Произвольные движения: движения языка вперед, в стороны, вверх
Непроизвольные движения: гиперкинезы языка оральные синкинезии

Тяжесть нарушения артикуляции (I, II, III, IV степени)

  1. Фонетика:

гласные согласные губные («п, б»)
губно-зубные («ф, в»)
задне-небные («г, к, х»)
передне-небные взрывные («т, д»)
шипящие, свистящие, аффрикаты («р, л») повторения слогов стечения согласных произношение звуков в гулении, лепете, словах во фразовой речи
Наиболее частые фонетические
замены в словах
Тяжесть нарушения звукопроизношения (по Тардье) — 4 степени (I, II, III, IV)

  1. Лексика
  2. Грамматический строй речи
  3. Уровень общения (при помощи мимики, жеста, интонаций, звукоподражаний, аморфных слов-корней, слова-предложения, простой фразы)
  4. Включение в речь, речевая активность
  5. Импрессивная речь.
  6. Уровень речевого развития (по Левиной)
  7. Отраженная речь, спонтанная, стихотворная, письменная
  8. Чтение
  9. Счет
  10. Рисунок
  11. Пространственный синтез
  12. Праксис
  13. Стереогноз
  14. Временный синтез
  15. Общее заключение
  16. Программа работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Программа последовательного развития зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук у детей с церебральными параличами в возрасте от 1 месяца до 5 лет


Возраст

Развитие зрительной функции и моторики рук в норме

Мероприятия по развитию зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук

1—3 месяца

Фиксирует взгляд на предмете. Поворачивает голову к яркому предмету. Кисть сжата в кулак, выражен хватательный рефлекс. Удерживает вложенную в руку погремушку

Для развития зрительного и слухового внимания помещают яркие звучащие игрушки в центре и сбоку от ребенка. Тонкие звучащие игрушки вкладывают в руку ребенка с целью развития тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции

4—8 месяцев

Следит глазами за движением своей руки. Рассматривает игрушки и людей. Может произвольно переключать взор с одной игрушки на другую. Активно тянется к предмету и захватывает его. Играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку

Развивают функцию активного, произвольного доставания игрушек. Для этого помещают яркие звучащие игрушки на таком расстоянии от ребенка, чтобы он мог схватить их при простом соприкосновении- с ними. Варьируют толщину, вес и фактуру игрушек

9—18 месяцев

Зрительное сосредоточение на интересующих предметах. Узнает предметы на расстоянии В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре исследует предметы путем повторных проб с опорожнением и наполнением. Пьет из чашки, начинает пользоваться ложкой.

Варьируют размеры и формы игрушек. Игры с наливанием и выливанием воды в тазах. Игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных («петрушки на ниточках»)

18—36 месяцев

Продолжает развиваться зрительное восприятие глубины в вертикальной и горизонтальной плоскости. Развивается зрительное внимание к форме. При дальнейшем развитии манипулятивной деятельности начинает развиваться тактильно-осязательное восприятие. Продолжает играть двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется

Развитие зрительно-тактильных связей: активная игра — складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшие сборные игрушки и головоломки

3 года

Зрительно-моторные навыки: зрительное восприятие частей целого. Внимание к движению рук при манипулятивной деятельности

Пластилин: лепит пальцами, катает, нажимает. Цветные мелки и цветные карандаши. Попытки провести линию. Игра в кубики, простейшее конструирование. Одевание: снимает одежду сам и надевает с помощью. Расстегивает большие пуговицы

4 года

Более усиленный контроль за дифференцированными движениями пальцев. Зрительное внимание к форме и размеру

Пластилин-лепка. Цветные карандаши и мелки. Раскрашивание. Обучение вырезанию и склеиванию. Фактурный материал: определение на ощупь материала: песок, бумага, мех и т. д Одевание: застегивание пуговиц и простых крючков. Пользование ложкой и вилкой

5 лет

Достаточный уровень зрелости зрительной и моторной координации

Раскрашивание, рисование (копирование основной формы — кружок, крест, квадрат). Вырезание и склеивание картинки к соответствующей фигурке. Зашнуровывание ботинок

Таблица составлена на основании работ Газела, Патрициа Комши, Нанси, Ноэса (I960).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программа по развитию речевой активности у детей 1-го года жизни (составлено Г. Я. Левиной)

  1. Создание эмоционально-положительного фона

Исключив физические причины беспокойства ребенка (болевые ощущения, чувство голода и т. д.), наладив с первых дней жизни строгий режим дня, приступают к проведению с ним специальных игр, способствующих повышению его эмоционального тонуса и развитию положительных эмоций.

  1. Многократно повторяя какое-либо звукосочетание или слово, приближая и отдаляя свое улыбающееся лицо, взрослый стремится тем самым привлечь внимание ребенка и передать ему свое радостное настроение, создать положительный эмоциональный контакт с ребенком.
  2. Накинув себе на лицо платок, взрослый окликает ребенка, привлекая к себе его внимание, затем быстро сдергивает платок, приближая свое лицо к ребенку и смеясь. Быстрая смена слуховых и неожиданных зрительных впечатлений создает у ребенка положительные эмоции и повышает его эмоциональный тонус.
  3. Взяв ребенка на руки в вертикальное положение, приблизив его лицо к своему, взрослый, то отдаляя его от себя, то приближая, громко нараспев произносит какое-либо звукосочетание или слово. Вертикальное положение тела, близость взрослого и речевое общение также вызывают эмоционально-положительные реакции ребенка.

II. Развитие голосовых реакций
Положительные эмоции способствуют появлению голосовых реакций. Радость ребенка проявляется в двигательном оживлении, улыбке, непроизвольных голосовых реакциях.
На эмоционально-положительном фоне проводят специальные игры-занятия для стимулирования и закрепления голосовых реакций.

  1. Для вызывания громкого смеха и радостных ответных возгласов следует повторно то наклоняться к лицу ребенка, то отдаляться от него, ласково, с улыбкой произнося что-либо.
  2. Наклонившись над ребенком, взрослый отчетливо произносит один и тот же звук через определенные интервалы, побуждая ребенка к ответной голосовой реакции.
  1. С детьми, овладевшими некоторыми звуками гуления, следует проводить игру в «перекличку». Взрослый отчетливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной голосовой реакции; если реакция задерживается, следует повторить звук, побуждая ребенка к подражанию. Так эхолалично, вслед за взрослым ребенок поочередно произносит все знакомые звуки и звукосочетания («гы, кхи, га, а — а» и др.).
  2. С целью развития лепета взрослый, обращаясь к ребенку, произносит как те звуки, которыми ребенок уже овладел, так и новые. Разговаривать с детьми надо негромко, настойчиво побуждая его отвечать звуками на речевое общение.
  3. Повторяя за ребенком произнесенный им звук, взрослый побеждает его прислушиваться к этому звуку. Ребенок, который умеет прислушиваться к собственному голосу, сравнительно легко начинает подражать взрослым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указаний но развитию пониманий речи у детей первых лет жизни, страдающих церебральными параличами (составлено Г. Я. Левиной)
Развитие понимания речи у ребенка с церебральным параличом в значительной степени зависит от взрослого, так как самостоятельная познавательная деятельность больных детей резко ограничена двигательной неполноценностью, иногда и сенсорными нарушениями. С целью предупреждения задержки развития понимания речи следует уже с конца 1-го года жизни ребенка ежедневно проводить специальные занятия в следующих направлениях: 1) развитие понимания названий предметов, изображений, лиц; 2) понимание некоторых действий. При проведении этих занятий используют специально подобранные игрушки, которые привлекают внимание детей своей красочностью, звуками, движением (красиво одетая кукла, озвученный яркий петух). Занятия проводят следующим образом. Взрослый подносит к ребенку куклу, говоря «Вот Ляля. Где Ляля? Вот Ляля». Кукла обыгрывается, она «ходит», «садится», «танцует», одновременно ребенку называют действия куклы. Следует также побуждать ребенка повторять слово «Ляля».
Игра имеет целью заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к яркой игрушке, побудить его произносить звуки и выработать у него понимание данного слова, добиться того, чтобы на вопрос «где Ляля?» ребенок глазами находил куклу.
Так обыгрывается каждая новая игрушка и постепенно накапливается пассивный словарь ребенка, появляются первые слова.
Следует также показывать ч называть лица и предметы, находящиеся в комнате, знакомые игрушки, знакомые изображения на картинках, сопоставлять предметы с их изображением на картинках, дифференцировать их, причем обязательно все режимные моменты (кормление, укладывание и т. д.) и гигиенические процедуры сопровождать речью. В норме ребенок усваивает названия действий одновременно с их овладением. Ребенку, своевременно не овладевшему движением, трудно усвоить названия многих действий. Поэтому необходимо проводить специальные занятия, настойчиво добиваясь от ребенка понимания названия определенных действий. Эти занятия имеют большое значение не только для развития речи, но и для стимулирования стремления ребенка к самостоятельному овладению простыми действиями и навыками самообслуживания. Кроме того, возможность речевого контакта (понимание инструкций) обеспечит более эффективную работу по лечебной физкультуре.
Для того чтобы ребенок усвоил названия некоторых движений («ладушки», «до свидания», «дай ручку», «покажи, какой ты большой», «сядь» и т. д.), надо произносить эти слова, показывая обозначаемые ими действия на себе, на кукле и пассивно проделывая их с ребенком. Например, для развития понимания слов «дай ручку» нужно провести следующие занятия. Протягивая ребенку руку, попросить: «дай ручку», взяв руку ребенка и вложив ее в свою, потрясти, похлопать этой рукой, доставляя ребенку этим удовольствие. Затем, освободив руку, взрослый вновь протягивает свою руку к ребенку и просит его: «дай ручку», и так несколько раз подряд. Через некоторое время достаточно будет попросить: «дай ручку», не протягивая при этом руки, чтобы ребенок протянул свою или сделал попытку протянуть ее. Таким же путем проводятся игры-занятия по усвоению названий других движений и действий.

Шкала речевого развития и программа воспитания и стимулирования доречевого и речевого развития у детей в возрасте от 1 месяца до 4 лет 1


Возраст

Нормальное предречевое и речевое развитие у ребенка данного возраста

Мероприятия по стимулированию доречевого и речевого развития

1—3 месяца

Кормление: сосание и глотание не разделимы. Слух: больше обращает внимание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двигательной активности. Голос: издает отдельные горловые звуки при открытом рте: «а, у». Гулит

Тактильная стимуляция губ, пассивное вытягивание губ. Сосание соски с постепенным уменьшением в ней отверстия по мере того, как глотание и сосание становятся более энергичными. Развитие слухового внимания, постепенно· вводя более громкие звуки в поле зрения ребенка. Стимулирование гуления

4—8 месяцев

Усиленная активность губ. Язык при сосании отходит кзади. Жевание в основном в вертикальной плоскости (6 месяцев). Кашлевые движения с участием нижней челюсти (8 месяцев). Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук. Голос: певучее гуление, лепет — объединение простых звуков в слога. Появление интонационной выразительности гуления и лепета

Гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирание губ в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждение ребенка губами тянуться к соске и пище. Стимулирование движений языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Стимулирование движений языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждение жевания: держат пальцы под подбородком, когда ребенок жует, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Упражнения с сопротивлением. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания.

9—18 месяцев

Может есть твердую пищу. Слух: первые элементы восприятия ритма — в ответ на определенный музыкальный ритм производит ритмичные раскачивания тела. Реагирует

Стимулирование и развитие жевания: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания. Звонят перед ребенком в колокольчик, чтобы воспитать у

 

лучше на речь тихую и шепотную, чем громкую. Устанавливается связь между словом и его обозначением («мама, папа»). Знает названия 12 окружающих его предметов, 5 из них узнает на картинке (18 месяцев). Развивается интонация просьбы

него возможность одновременного восприятия· ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки. Развитие слухового внимания, элементарной звуковой дифференцировки и определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепление связи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение ребенка дать один или два предмета из нескольких, помещенных перед ним; назвать и попросить тот или иной предмет. Обучение интонации просьбы

18—36 месяцев

Автоматизируется процесс жевания. Слух: продолжает лучше реагировать на спокойную, чем на громкую речь. Локализует звук в пространстве. Моторная сторона речи: повторяет слога, словарный запас возрастает с 50 до 250 слов. Речевое обозначение предмета объединяет с жестом. Фраза из 2 слов. Развивается интонация вопроса, начинает свое развитие интонация утверждения, I повествования

Обучение дутью. Продолжение гимнастики для мышц губ и языка. Ребенок задувает свечи, дует на бумагу, ватку и перышки. Привлечение его внимания каждый день к новым предметам. Знакомство с этими предметами с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Привлечение внимания ребенка к правильному звучанию слов: если ребенок произносит какое-то слово неуверенно или неверно, не поправляя его, несколько раз повторяют это слово правильно, и ребенок учится его копировать. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент, с привлечением зрительного и слухового внимания. Развитие интонации вопроса и утверждения

IS—36 месяцев

Начинает использовать местоимения «я», «мне», «ты». Использует множественное число. К 30 месяцам жаргон заменяется понятными словами.

При чрезмерной выраженности к эхолалическим ответам говорить в присутствии ребенка только на понятные ему темы. Говорить с ребенком короткими простыми фразами

Продолжение


Возраст

Нормальное предречевое и речевое развитие у ребенка данного возраста

Мероприятия по стимулированию доречевого и речевого развития

 

Вербализирует непосредственный опыт, нужды, задает вопросы. Понимание речи: узнает на картинках 10 предметов (24 месяца). Понимает простые указания, понимает от 2 до 3 предлогов

 

36 месяцев

Активный словарь возрастает до 300—400 слов. Ребенок с интересом воспринимает новые слова. Многие звуки произносит правильно. Использует множественное число и местоимения. Фраза из 3—4 слов. Называет имя. Знает названия многих картинок. Рассказывает о действии, изображенном на картинке. Задает вопросы. Речь интонационно выразительная

Не перебивать ребенка, давать ему возможность высказываться. Настольные игры с названием предметов на картинках (в первую очередь использовать картинки, обозначаемые словами, начинающимися с губных звуков). Рассказывать ребенку о предметах, нарисованных на картинках, и просить его показать названную картинку. Играть с ребенком в лото, называя при этом картинки. Играть с ребенком в эхо. Учить его слушать, стимулировать спонтанное высказывание

4—5 лет

Экспрессивная речь еще может содержать некоторые фонетические нарушения. Имеется достаточная речевая активность — ребенок дает связные ответы о недавних событиях. Рассказывает содержание простой картинки

Стимулирование речевой активности и речевой практики. Чтение книг, рассказывание содержания простых картинок. Развитие активного слухового внимания

1 Таблица составлена на основании работ Р. В. Тонковой-Ямпольской (1967), Ж. Скори и Е. Либермана (1966).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Программа коррекционно-восстановительных мероприятий при псевдобульбарных симптомах у детей первых месяцев жизни (составлена Г. Я. Левиной)

  1. Развитие афферентации от оральной мускулатуры на основе стимулирования врожденных безусловных рефлексов:

а)  перед началом кормления 2—3 раза прикоснуться соском матери или теплой соской к губам ребенка;
б)   медленно провести соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции; если она полностью отсутствует, пассивно осуществить этот ответ;
в)   в точение дня по нескольку раз в день легко постукивать по щекам ребенка; 
г)  стимулировать открывание рта ребенка при помощи тактильного раздражения губ и одновременно вызывая ладонно-рото-головной рефлекс.
Каждый из приемов одномоментно повторять не более 2—3 раз, так как при многократном повторении раздражения первоначально вызванный рефлекс «гаснет».

  1. Обучение сосанию и коррекция его:

а)   во время кормления мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободны; пальцами одной руки она собирает губы ребенка вокруг вложенного в рот соска, другой рукой в такт легкого сжимания губ выдавливает молоко;
б)  если у ребенка есть или появились сосательные движения, но молоко выливается изо рта из-за слабости смыкания губ, отвисания нижней губы или слабости мышц одной половины рта, мать слегка прижимает губы к соску или соске или поддерживает нижнюю губу снизу;
в)  если губы активны, но сосание ослаблено из-за паретичности мышц языка, мать в такт сосательным движениям ребенка надавливает на грудь, выжимая молоко небольшими порциями, но так, чтобы сохранились усилия ребенка во время кормления.

  1. Специальный массаж нижней части лица.

В массаж входят элементы поглаживания, растирания, поколачивания. Проводится он легкими ритмичными движениями и должен доставлять ребенку приятные ощущения. В случае упорно отрицательного отношения ребенка к массажу его отменяют.
а)  Одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными , II, III, IV и V пальцами;
б)   легкое растирание носо-губных складок от крыльев носа к углам рта II пальцами обеих рук. При односторонней сглаженности носо-губной складки более пораженную сторону массируют интенсивнее;
в)  поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей II и III пальцами обеих рук;
г)    массаж круговой мышцы рта:      от средины верхней губы к
углам и дальше к середине нижней губы;
д)  раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
е)    поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.
В той же последовательности проводят прием растирания. С едва заметным усилием мелкими круговыми движениями пальцы продвигают по тем же направлениям, затем — легкое поколачивание подушечками I, II, III и IV пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение вновь проводят прием поглаживания. Время массажа — 5 минут.

  1. Коррекция нарушенного дыхания.

Упражнение 1. Расслабление грудных мышц и увеличение объема дыхания. Ребенка укладывают на спину. Путем легкого поглаживания, потряхивания, вибрации конечностей, ровных спокойных инструкций достигают расслабления скелетной мускулатуры. С этой же целью у детей с наиболее тяжелыми формами двигательного поражения используют «рефлекс-запрещающую позицию». Затем, захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая и разводя руки в стороны, поднимают их вверх (вдох) и опускают вперед, прижимая к груди (выдох). В зависимости от возраста и функциональных возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения проводят постоянную афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), для чего при производстве упражнений активируют деятельность ребенка, сосредоточивают его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и увидеть его, услышать речевую инструкцию к нему.
Упражнение 2. Упражнение, активирующее диафрагму. Уложив руки ребенка ему под голову, захватив стопы и осторожно потряхивая ими, разгибают ноги (вдох), сгибают их, поднимая их к животу (выдох)
Упражнение 3. Использование асимметричного шейно-тонического рефлекса для тренировки дыхательных мышц и ощущения ритмичности движений. Руку ребенка отводят в сторону, в эту же сторону поворачивают голову (вдох). Слегка потряхивая руку и голову, возвращают их в исходное положение (выдох). Это движение способствует выработке ритмичности движения и дыхания. Кроме того, выполнение его снимает тяжелое ощущение насильственности данного движения, и оно постепенно приобретает произвольную функцию.
Упражнение 4. Использование первых стато-кинетических рефлексов для тренировки дыхательной функции. Ребенок лежит на животе, руки под грудью, голова опущена. Поднимают голову и плечи, оставляя руки опорными (вдох), опускают их (выдох). Стремление к активному включению ребенка в эти упражнения с помощью игры (например: «лицо показали, спрятали» и т. д.).
Перечисленные и многие другие упражнения, углубляющие дыхание, делающие его более ритмичным, усиливающие вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра, но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей кропотливой работы над постановкой речевого дыхания. Для последующей работы над овладением функцией произвольного дыхания, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох, удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок глубоко вздохнул после какой-нибудь обиды или зевнул, взрослый фиксирует его внимание на углубленном вдохе: «Ах, вот как ты умеешь глубоко дышать, а ну, давай подышим еще так сильно». Ребенок пытается повторить только что возникшее непроизвольное движение; так происходит переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным активным движениям.

  1. Подготовка фонации. Ребенка помещают в «рефлекс-запрещающую» позицию —на спину (поскольку первые звуки ребенок произносит в положении на спине). Взрослый рукой производит вибрацию грудной клетки и одновременно произносит желаемый звук. При дальнейших упражнениях иногда только помещение ребенка в указанную позицию способствует произнесению спонтанных звуков.

Таковы основные мероприятия по созданию необходимых условий для развития речевой функции у детей с псевдобульбарными нарушениями.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »