Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Двигательное развитие здорового ребенка - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Глава 11
Некоторые данные о патогенезе нарушения двигательных функции у детей с церебральными параличами
Двигательное развитие здорового ребенка
Для правильной оценки состояния ребенка с нарушениями развития двигательных функций необходимо знать точные критерии развития этих функций у здорового ребенка в каждом возрастном периоде. Состояние ребенка в возрасте до 1,5—2 лет меняется на протяжении отрезков времени, равных 1 или 2 месяцам, поэтому и процесс его развития необходимо оценивать дифференцированно, по месяцам.

Период новорожденности, первые 3 месяца жизни.

В этот период спонтанная двигательная активность ребенка очень мала, большую часть времени новорожденный проводит во сне. Положенный на живот, ребенок может повернуть голову набок, освободив тем самым рот и нос для дыхания. Руки его в этом положении несколько согнуты в локтевой суставах на уровне груди, ноги согнуты в коленных суставах и слегка приведены к животу, стопы в легком подошвенном сгибании, ротированы кнаружи. Сгибательный тонус верхних и нижних конечностей симметричен. Повышенный тонус сгибателей в этом положении можно рассматривать как результат влияния тонического лабиринтного рефлекса на мышцы тела. В положении на спине повышен тонус разгибателей шеи, спины, тонус сгибателей верхних и нижних конечностей, отводящих мышц плеча. Иногда в первые дни жизни может быть повышен и тонус разгибателей конечностей. Тогда положение ребенка напоминает таковое при опистотонусе. Это наблюдается не часто и только в самый первый период после рождения (Mathias, 1963; А. Пейпер, 1952, 1962). Однако повышение разгибательного тонуса возникает только в том случае, если тело ребенка соприкасается спиной с какой-либо поверхностью и давит на нее своей тяжестью. Если же ребенка поддерживать на весу, подводя свою руку под живот, то голова и руки его свисают по одну сторону, а по другую — ноги. Ни сгибательных, ни разгибательных движений туловища у него в этом положении не возникает.

Рис. 6. Положительная реакция опоры у здорового новорожденного.
Тонус мышц ребенка не однообразен — он все время меняется, сохраняя лишь общую направленность. При отсутствии произвольных движений уже в первые дни после рождения имеются рефлекторные движения. Это прежде всего движение ползания — ребенок начинает производить сгибательные движения ног, напоминающие ползающие движения, если надавливать на его подошвы рукой независимо от того, на животе или на спине он лежит.
У новорожденного ребенка наблюдаются также движения, похожие на движения при ходьбе: поставленный и поддерживаемый за плечи и туловище, он выпрямляет ноги во всех суставах и стоит — положительная реакция опоры (рис. 6). Некоторым детям удается выпрямить и туловище. При вынесении верхней части туловища вперед появляются движения переступания ногами. Они производятся без всяких содружественных движений мышц туловища и верхних конечностей.
Шаговые движения обычно совершаются с легким перекрестом на уровне стоп или голеней. Пальцы чаще всего находятся в подошвенном сгибании.
Andre-Thomas (1952) считает, что имеется 4 стадии развития ходьбы: 1) автоматическая походка выявляется у детей до 10—12 дней жизни, иногда до месяца; 2)физиологическая астазия—абазия, когда ребенок, поставленный и поддерживаемый, обвисает на поддерживающих его руках и никаких шаговых движений у него нет (2—4 месяца); 3) стадия ходьбы на пальцах — иногда эта ходьба совершается с легким перекрестом ног; автор не относит этот тип ходьбы к патологии а говорит лишь о задержке развития; 4) нормальная походка (9—11 месяцев).
Тонические рефлексы. Тонические рефлексы имеются уже у новорожденного.

  1. Лабиринтный тонический рефлекс — в положении на спине повышается тонус разгибателей спины и нижних конечностей. Он проявляется очень слабо в первые дни жизни, а затем угасает. Влияние лабиринтного тонического рефлекса в положении на животе сказывается повышением тонуса сгибателей туловища и конечностей. Он четко выражен до 4—5 месяцев, затем угасает.
  2. Шейный тонический симметричный рефлекс — при опускании головы на грудь (вентральном сгибании головы) повышается тонус сгибателей преимущественно верхних конечностей. Этот рефлекс держится первые 3—4 месяца жизни.
  3. Шейный асимметричный тонический рефлекс — в положении на спине при голове, повернутой в сторону, рука, к которой обращено лицо, находится в состоянии разгибания, а рука, к которой обращен затылок, согнута в локтевом суставе. В меньшей степени те же положения принимают и нижние конечности. Рефлекс исчезает в первый месяц жизни, реже держится до конца 3—4-го месяца.    
  4. Рефлекс Голанта — при раздражении кожи спины в паравертебральной области происходит выгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.
  5. Рефлекс Пареза (Parez) — лежащему на животе ребенку проводят кончиком пальца по коже спины от копчика до шеи. Возникают лордоз, сгибательные движения в нижних конечностях, приподнимание головы, развивается диффузное повышение тонуса в мышцах тела. Этот рефлекс исчезает к 3 месяцам (А. А. Балунова, 1963).
  6. Рефлекс с таза на туловище и с головы на туловище. При поворотах таза в сторону верхняя часть туловища и голова поворачиваются в ту же сторону одномоментно с поворотом таза (рис. 7). При повороте в сторону головы ребенка первых недель жизни по механизмам рефлекса с головы на туловище последнее поворачивается в ту же сторону, куда повернута голова. Повороты происходят до 3—4 месяцев, «одним блоком», без торсии.
  7. Рефлекс Моро — при сотрясении подушки, на которой лежит голова ребенка, руки его разводятся в стороны (I фаза), затем с силой сгибаются и приводятся к груди (II фаза). Рефлекс наблюдается до 3 месяцев. Его можно вызвать также внезапным сильным пассивным движением нижних конечностей и другими способами.
  8. Хватательный рефлекс — при штриховом раздражении ладони пальцы ребенка захватывают касающийся ее предмет. Наблюдается до 3 месяцев.
  9. Рефлекс Робинзона — при тактильном раздражении ладони вложенный в нее при этом предмет крепко захватывается и удерживается ребенком так, что вынуть его можно только с применением силы. Наблюдается до 3—4 месяцев.
  10. Ладонно-pотовой рефлекс — надавливание на thenar вызывает у ребенка открывание рта, сгибание головы, закрывание глаз. Вызывается лучше перед кормлением. Исчезает до 2 месяцев жизни. П. С. Бабкин (1956) считает, что этот рефлекс является предшественником руко-ротового рефлекса, в силу которого ребенок тянет в рот захваченный в руку предмет.

На особом месте по своей значимости стоит группа рефлексов, связанных с деятельностью оральной мускулатуры.

  1. Сосательный рефлекс — в ответ на штриховое раздражение губ голова поворачивается в сторону раздражения, выпячиваются язык и губы и появляются ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс лучше исследовать до кормления.
  2. Хоботковый рефлекс — удары молоточком по верхней или нижней губе вызывают вытягивание губ вперед в виде хоботка. Исчезает в первые месяцы.
  3. Поисковый рефлекс — поглаживание в области угла рта вызывает опускание губы, язык прижимается к нижней губе и выдвигается вперед, лицо поворачивается в сторону раздражения. При надавливании на нижнюю губу голова опускается вниз, нижняя губа выдвигается вперед. Лучше вызывается до кормления. Наблюдается до 3 месяцев.
  4. На 2-м месяце жизни начинает развиваться первый установочный рефлекс — лабиринтный рефлекс с шеи на голову. Благодаря появлению этого рефлекса ребенок начинает поднимать голову в положении на животе и удерживать ее при пассивном приданном ему вертикальном положении тела.


Рис. 7. Рефлекс с головы на туловище у здорового новорожденного.

Возраст от 3 до 5 месяцев.

К концу 2-го месяца начинает снижаться влияние тонического шейного рефлекса. Это проявляется прежде всего в дистальных отделах конечностей. При вентральном сгибании головы ребенок может держать пальцы разогнутыми, 'хотя продолжает сгибать руки в локтевых суставах. Однако ноги в коленных суставах и руки в локтевых суставах полностью разогнуть не удается, таз в положении на животе все еще не плотно прилежит к поверхности, на которой лежит тело ребенка.                                                                           
При положении на спине пальцы чаще разогнуты, чем согнуты, предплечье и кисть пронированы, разгибательные движения кистью очень слабы и малы по объему. Сохраняется хватательный рефлекс. Ребенок начинает тянуться к ярким предметам и пытается схватить их всей кистью, но действующими являются преимущественно IV—V пальцы. Может вынести руки перед грудной клеткой, вертит ими, рассматривает, дотрагивается до головы. Начинает сочетать фиксацию взора на предмете с движением лица и руки к этому предмету. Следит за движущимся предметом. С середины 2-го месяца начинает развиваться шейный цепной симметричный рефлекс,— ребенок, уложенный на живот, опираясь на предплечья, поднимает плечевой пояс на несколько минут. Пальцы при этом сжаты в кулаки, кисти слегка пронированы. В мышцах ног превалирует и в этом положении тонус сгибателей.
Возраст 5—6 месяцев. В 5—6 месяцев тонус сгибателей вновь нарастает в положении на спине. В положении на животе четко преобладает тонус разгибателей: ребенок полностью и надолго поднимает голову, опираясь о предплечья, а затем, делая упор на вытянутые руки с разогнутыми кистями рук и пальцами, поддерживает верхнюю часть туловища. Формируется физиологический лордоз. С конца 3-го или с 4-го месяца формируется оптическая реакция опоры. Ребенок, поддерживаемый под живот, приподнятый над поверхностью стола, при быстром опускании вниз верхней части тела вытягивает руки вперед. В этот момент кисти рук находятся в положении экстензии, пальцы разведены. Положителен рефлекс Ландау: положенный на край стола или поддерживаемый рукой под живот ребенок выпрямляет и поднимает кверху голову и туловище, поднимает руки. В возрасте 5—6 месяцев он, подняв руки, тут же опускает их, затем удерживает в этом положении более длительный срок.
Появляется симметричный установочный цепной шейный выпрямительный рефлекс. Напряжение тонуса разгибателей шеи, спины постепенно распространяется на нижние конечности, которые к 7-му месяцу полностью разгибаются в положении лежа, на животе.
Рефлекс удержания равновесия — асимметричный установочный цепной шейный рефлекс — начинает развиваться с конца 1-го полугодия. Первые его проявления можно заметить, если, удерживая ребенка за середину туловища, поместить его в воздухе в косом положении, например, так, что его голова и туловище направлены влево, а таз и нижние конечности — вправо. В этом положении голова ребенка сейчас же начнет стремиться занять такое положение, при котором темя будет направлено вверх, рот горизонтален поверхности, над которой находится тело, нос вертикален по отношению к ней. Для удержания головы и туловища в этом принимаемом ребенком положении правая рука будет резко отведена вправо, разогнутой во всех суставах, таз слегка опустится вниз, правая нога также будет разогнута во всех суставах, отведена вправо. Левая нога, полусогнутая в коленном суставе, будет отведена вправо, левая рука вынесена вправо и вперед, так же в положении легкого сгибания (Пейпер, 1962). Рефлекс в значительной степени зависит от влияний, исходящих из лабиринта. Это видно из того, что, если при том же положении тела ребенка наклонить его голову к плечу (в данном случае левому), тело и конечности ребенка обвисают.
С появлением цепного асимметричного шейного рефлекса возникает возможность первых попыток присаживания из положения на животе; посаженный в 6 месяцев (а нередко и в 5), он сидит, однако под влиянием легких толчков падает, так как не может сохранить равновесие.


Рис. 8. Координация движения руки и взора  здорового ребенка 4 месяцев.
Хватательный рефлекс еще держится — ребенка можно подтянуть за руки, если он ухватывает палец. Голова его удерживается при этом на одной линии с телом, а не падает назад. Свободно поворачивается со спины на живот. В положении на спине играет ногами, руками. Тянется к предметам, правильно координирует направление взора, с движениями руки (рис. 8). Рука захватывает предмету тянет их в рот. Ребенок продолжает пользоваться чаще — V пальцами, I отведен и в активных движениях принимает еще слабое участие. В этом возрасте снова появляется реакция опоры, но теперь уже имеется и реакция опоры со стороны туловища. Может стоять, придерживаясь рукой за предметы. При поддержке делает не шаговые, как ранее, а бросковые, некоординированные движения ног. Это период, когда начинают быстро развиваться и крепнуть туловищные установочные реакции.

Возраст 7—8 месяцев.

Рефлекс с туловища на туловище: при повороте в сторону плеч ребенка, лежащего на спине, туловище и таз поворачиваются в ту же сторону (рефлекс с таза на туловище); то же происходит при повороте таза в ту или иную сторону. Эти повороты туловища происходят не как у новорожденного en block, а с торсией. Быстро устанавливается установочный симметричный цепной шейный рефлекс. Ребенок самостоятельно сидит. Легкие толчки тела сидящего ребенка в стороны больше не вызывают его падения. Сидя он может тянуться за высоко расположенным предметом, не теряя при этом равновесия.
Положение сидя для здорового ребенка определяет быстрое прогрессирование ряда психических функций. В положении сидя руки ребенка совершенно освобождены от функции опоры, и начинается этап освоения их манипулятивной деятельности, при которой важнейшее значение имеют оптические реакции: ребенок, объединяя направление взора и движение, захватывает предметы, разглядывает их, тащит в рот. Он начинает тем самым устанавливать качественное различие съедобного и несъедобного, твердого и мягкого, холодного и горячего. Ребенок начинает различать формы игрушек не только визуально, но и с помощью кинестетического чувства, познает расположение частей тела своего и своих близких, которых он хватает за волосы, за нос, проводит пальцами по лицу и т. д. Иными словами, он входит в мир, который будет окружать его всю жизнь, и руки, естественно, играют в познании этого мира большую роль.

Возраст 8—10 месяцев.

Изолированных движений пальцев еще нет. Ребенок садится сам и сидит устойчиво. Удерживается при толчках назад и вперед и не удерживается при толчках в стороны. Может поворачиваться в стороны, доставая нужный предмет. В положении на четвереньках четкая реципрокная деятельность конечностей. Появляются изолированные движения пальцев. Стоит с легкой поддержкой, широко расставив ноги, стопы слегка ротированы внутрь. Попытки ходьбы производятся уже без прежних скачкообразных движений ногами и рывков туловища. Появляются настоящие шаговые движения с включением в процесс ходьбы и туловищных установочных реакций.
У здорового ребенка переход к прямохождению развивается следующим образом. Для того чтобы встать из положения лежа на спине, ребенок должен перевернуться на живот. Здоровый ребенок осваивает это движение в 3—4 месяца; вначале происходит поворот головы в сторону, за головой следует верхний плечевой пояс, затем туловище и таз. Из положения на животе ребенок, приподняв первоначально голову, приподнимается на четвереньки (6—7 месяцев), затем, опираясь на руки, садится и удерживается, сидя с опорой.

В 7 месяцев он сидит без опоры, руки его свободны, в ногах уже имеется достаточно выраженный разгибательный тонус мышц, превалирующий над тонусом флексоров. Это все те условия, которые позволяют ребёнку использовать руки для хватания за предметы опоры, а ноги — как «прямые колонны», на которых он при этом удерживается. Постепенно осваивая позу стоя, ребенок освобождает от поддержки одну руку, которую использует для манипуляции, а затем и вторую (10—12 месяцев). Это — момент, когда он овладевает передвижением на ногах без помощи рук, когда впервые его поза соответствует той, которая позволяет ему в дальнейшем владеть руками. А. Пейпер (1962) указывает, что свободное стояние осваивается труднее, чем свободное хождение. До 2 лет ребенок обычно для того, чтобы встать, перекатывается на живот, если он лежит на спине или на боку, затем садится и, оттолкнувшись руками, встает. Лишь к 2—3 годам дети из положения на спине  поворачиваются на бок и, опираясь обеими руками на пол, на сторону, куда повернут таз, садятся.
После 5 лет дети могут произвести симметричное сгибание туловища из положения лежа на спине с помощью рук, опирающихся об пол.
Начинающий ходить ребенок обладает определенным своеобразием походки: он стоит и идет, широко расставив ноги — этим он расширяет площадь опоры и, следовательно, стоит устойчивее. Стопы слегка ротированы кнаружи, что ведет к той же цели, таз отодвинут назад, туловище наклонено вперед, шея также вытянута вперед, руки выпрямлены во всех суставах, позже несколько согнуты в локтевых. В первое время ребенок балансирует руками при ходьбе, затем, уже с 3—5 лет, появляются содружественные движения рук.
Первые движения ходьбы обычно совершаются с явлениями пропульсии — ребенок делает 2—3 шага вперед, а затем шаги переходят в бегущие, и он останавливается, наткнувшись на какое-нибудь препятствие — чаще всего руки матери. Лишь к 13—14 месяцам развивается ровная ходьба. Повороты при вертикальном положении тела совершаются первоначально всем туловищем, так же, как в период новорожденности они совершались из положения лежа на спине при исследовании рефлекса с туловища на туловище и с головы на туловище. Ребенок, только что овладевающий ходьбой, не может при оклике повернуть одну только голову или верхнюю часть туловища — он поворачивается весь. Удержание равновесия на поворотах вообще трудно ребенку, и он нередко падает. Падение ребенка происходит и при попытке поднять с пола какой-нибудь предмет — верхняя часть туловища не может еще совершать движений раздельно от нижней; сгибаясь в пояснице, ребенок сгибается в области таза, и это приводит к падению.
Scherrington (1923), Magnus (1926), Rademaker (1936) и др. в экспериментах на животных выяснили, что становление этих сложнейших рефлекторных актов, необходимых для овладения прямохождением, связано с функцией в основном среднего мозга. Решающим из этих исследований является эксперимент с децеребрированными животными, т. е. с такими, у которых мозг сохранен лишь частично, ниже расположения красных ядер. Децеребрированные животные могут стоять на выпрямленных ногах, но любой самый легкий толчок лишает их равновесия. Из положения лежа они самостоятельно встать не могут, у них нарушен комплекс рефлексов, наличие которых обусловливает преодоление силы земного притяжения, нет оптической реакции опоры, нет важнейшего рефлекса с тела на тело.
Значение последнего рефлекса хорошо демонстрируется экспериментальными исследованиями. Животное с удаленными лабиринтами, уложенное на бок, через несколько минут принимает свое естественное положение (кролик, кошка — положение сидя). Если же на вторую, наружную поверхность тела наложить доску, уравновесив тем самым раздражение кожных рецепторов, воспринимающих давление, и проприоцепторов, животное останется лежать.
Что касается оптических установочных реакций, то они даже после удаления обоих лабиринтов под контролем зрения полностью обеспечивают установку тела в правильном положении.
Таким образом, рефлекс стояния обеспечивается последовательным развитием спинного, продолговатого, среднего мозга у животного. У человека же к этому добавляется в значительной степени и влияние полосатого тела, мозжечка и передних отделов больших полушарий.

Возраст 12 месяцев.

Ребенок стоит с поддержкой за руку или самостоятельно. Первые шаги — бегом, с явлениями пропульсии, которая, однако, скоро исчезает. Движения полностью подчинены произвольной иннервации, влияния тонических рефлексов нет. Движения контролируются оптическими реакциями, рефлексами с туловища на туловище. Все установочные рефлексы полностью развиты, но не имеют ведущего значения. Появляется оппозиция большого пальца остальным. Уже с 6—7 месяцев ребенок начинает, а с 10—12 месяцев может принять ту или иную позу и стойко удерживать пассивно приданное его телу положение или принятую позу. Сначала это положение на животе, затем положение сидя в подушках, позже самостоятельно, затем положение стоя с поддержкой, стоя самостоятельно и, на конец, те положения туловища, которые необходимы для ходьбы. С этого же времени возникает возможность удержания в определенном положении конечностей, преимущественно рук, разнообразие положений которых все более возрастает.Возможность удержания принятой позы постепенно возрастает и к году ребенок свободно удерживает свое тело в любом положении столько времени, сколько ему надо.
Первоначально удержание позы идет со значительным напряжением — ребенок овладевает каждой позой, каждым положением тела постепенно. Возможность удержания позы возникает и развивается в связи со становлением механизмов ко-контракции, в силу которых одновременно напрягаются и сгибатели, и разгибатели, в результате чего и происходит фиксация, например, нижних конечностей, как «колонн», которые могут служить опорой телу, и туловища в вертикальном положении. Постепенно увеличивается возможная длительность этой фиксации, ребенок овладевает легкостью ее «включения и выключения» — он уже не «шлепается» на ягодицы при малейшем препятствии или усталости, а ровно садится на какой-либо предмет или стул. Достигается автоматизм тонических и двигательных реакций, обеспечивающих позу и, что не менее важно, обеспечивающих ее удержание.
Таким образом, в процессе овладения движениями тела можно выделить два момента одинаковой важности — овладение тем или другим положением тела и его удержанием в этом положении. Несомненно, что удержание позы связано с нормальным формированием не только двигательного анализатора, но и его связей с другими — зрительными, слуховыми, в значительной степени с кожными.
С момента появления возможности создания определенных положений тела и их удержания нарастает быстрота двигательных реакций, их точность и координация, согласованность оптических и моторных реакций, манипулятивная деятельность пальцев, которая к школьному возрасту резко возрастает, а к 16—20 годам достигает своего максимального развития. К. Robath, В. Robath (1959, 1962), Milani-Comparetti (1964), Tabary, G. Tardieu, C. Tardieu (1966) считают, что овладение рефлекторными и рефлекторно-целенаправленными и, наконец, целенаправленными движениями происходит в связи со становлением схем движения, объединяющих различные части тела в одну систему — постуральную или жестикуляционную.  Часть этих схем (среди них определяющие рефлекторные движения) врожденна. Все они появляются по мере анатомического и биохимического созревания мозга.
Все элементы моторики человека имеют своим фундаментом развитие нормальных тонических и установочных рефлексов, формируемых в первые 2 года жизни.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »