Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

В первые 2 года жизни проявление патологической активности лабиринтных и шейных тонических рефлексов имеет основное значение в формировании тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами. Это положение хорошо иллюстрируется уже простым наблюдением за ребенком с любой формой заболевания. Ребенок с церебральным параличом, положенный на живот, в силу активности лабиринтного тонического рефлекса с трудом удерживается в этом положении — голова его пригибается к груди, туловище сгибается, а так как поражение обычно никогда не бывает симметрично, то и сгибается в большей или меньшей степени та или другая половина тела, руки приводятся к груди, предплечья и кисти фиксируются в максимальном сгибании, плечи во внутренней ротации, пальцы оказываются сжатыми в кулак, ноги согнуты в тазобедренных суставах, в коленных, стопы в подошвенном сгибании, ротированы внутрь. Бедра, так же как и плечи, ротированы внутрь, аддукторы максимально напряжены. В результате ребенок не может лежать в положении на животе с выпрямленным туловищем и конечностями. Создается «рефлекс запрещающая позиция» для формирования разгибательного тонуса мышц (К. Bobath, 1967) (рис. 9).

Рис. 9. Лабиринтный тонический рефлекс в положении на животе — «рефлекс запрещающая позиция» для всех разгибательных движений тела.
Лабиринтный тонический рефлекс в положении на животе
Существование «рефлекс запрещающей позиции» в период формирования установочных реакций — момент огромной важности, так как он препятствует появлению установочного рефлекса с шеи на голову — начального звена цепного шейного симметричного рефлекса, с развитием которого появляется возможность для ребенка принять вертикальное положение тела и удержать его.  
Описанная поза исключает все познавательные процессы первого периода жизни, формирующиеся после того как произойдет изменение поля обзора, которое приобретается ребенком в положении лежа с приподнятой вверх головой. Наконец, «рефлекс запрещающая позиция» препятствует повороту тела ребенка с живота на спину, что является первым звеном овладения торсией и положением сидя.
«Рефлекс запрещающая позиция» в силу патологической активности тонического лабиринтного рефлекса возникает и при положении на спине, но она обратного характера: у ребенка, положенного на спину, происходит резкое, а при намечающейся двойной гемиплегии резчайшее напряжение тонуса разгибателей, прежде всего разгибателей шеи, что придает его телу положение, сходное с тем, которое оно имеет при опистотонусе. Так же напряжены разгибатели спины и в меньшей степени нижних конечностей, которые нередко совершают в этом положении «перекрест». Стопы в подошвенном сгибании приведены внутрь. Лопатки сведены, плечи ротированы наружу, предплечья и кисти пронированы, кисти в ульнарной флексии, пальцы сжаты в кулак (рис. 10).
Наряду с патологической активностью лабиринтных тонических рефлексов у детей с церебральными параличами имеет место и патологическая активность шейных тонических рефлексов.

Лабиринтный рефлекс в положении на спине
Рис. 10. Лабиринтный рефлекс в положении на спине — «рефлекс запрещающая позиция» для всех сгибательных положений тела.

Напомним, что шейный тонический симметрический рефлекс проявляется тем, что при опущенной на грудь голове повышается тонус сгибателей верхних конечностей, а при голове, закинутой назад, наоборот, повышается тонус разгибателей. В отношении нижних конечностей влияние тонического симметричного рефлекса слабее. По своему характеру оно противоположно — при опускании головы повышается тонус разгибателей нижних конечностей, а при разгибании шеи — тонус сгибателей нижних конечностей.
Если этот рефлекс не редуцируется в первые 2—3 месяца жизни, как это имеет место у здорового ребенка, а наоборот, происходит патологическая его активация, то в зависимости от того, будет голова ребенка опущена или же закинута назад, создаются «рефлекс запрещающие позиции» для разгибания или же сгибания рук во всех суставах.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »