Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Взаимоотношения этих рефлексов очень сложны и у здорового человека, и в случае патологии. Магнус (1923), в эксперименте проследивший взаимодействие шейных тонических и лабиринтных рефлексов на конечности у децеребрированных животных, так описывает его: «При нормальном положении животного, когда ротовая щель опущена немного ниже горизонтальной плоскости, голова находится в положении минимума для лабиринтных рефлексов и их влияния на тонус мышц. Следовательно, в случае поднимания головы тонус всех четырех конечностей должен усиливаться благодаря лабиринтным рефлексам. К этому присоединяется еще влияние шейных тонических рефлексов на передние ноги, вследствие чего весьма усиливается разгибательный тонус передних ног. Это усиление тем больше, чем больше голова отклоняется дорсально. При опускании голова снова проходит положение оптимума для лабиринтных рефлексов, при этом вентральное сгибание шеи обусловливает благодаря шейным рефлексам уменьшение тонуса передних ног, в результате чего опускание головы приводит к расслаблению разгибательных мышц передних ног.
Влияние шейных и лабиринтных рефлексов на задние ноги противодействует друг другу. В случае преобладания лабиринтных рефлексов животное после дорсального разгибания головы поднимается на задние ноги (хотя и менее сильно, чем на передние), а при опускании головы немного приседает. Однако в случае преобладания шейных рефлексов животное, приподнимая голову, приседает, а при опускании головы — поднимается». Аналогичные изменения тонуса мышц туловища и конечностей Магнус наблюдал и в клинике у детей с поражениями больших полушарий.
Помимо симметричного тонического шейного рефлекса, возможна и задержка редукции или даже патологическая активность асимметричного тонического шейного рефлекса. В результате в положении на спине при голове, повёрнутой в сторону, ребенок не сможет согнуть руку, к которой обращено лицо, и разогнуть руку, к которой обращен затылок.
Группа тонических рефлексов, о которых упоминалось выше — рефлекс с таза на туловище и с головы на туловище, остающаяся у ребенка в течение нескольких лет, приводит к тому, что не возникает торсии туловища.
Таким образом, задержка или отсутствие редукции тонических рефлексов, характерных лишь для первых месяцев жизни, приводит к созданию группы «рефлекс запрещающих положений» тела, при которых туловище и конечности фиксируются в определенных позах, зависящих от расположения лабиринтных рецепторов и проприоцепторов шеи. Постепенно создается своеобразный патологический двигательный стереотип, закрепляющийся на протяжении ряда лет и препятствующий развитию тех установочных рефлексов, с появлением которых у здорового ребенка начинается развитие статики и локомоции.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »