Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Семенова Ксения Александровна, Мастюкова Елена Михайловна, Смуглин Марк Яковлевич
Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕДИЦИНА» МОСКВА — 1972

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания. Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания.
Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка.
Основное место в работе отведено вопросам реабилитации. Исходя из рефлекторной теории развития двигательных, речевых и психических функций, авторы предлагают онтогенетически последовательное, поэтапное формирование этих функций у ребенка с церебральным параличом. Подчеркивается значение нормализации патологической рефлекторной активности для формирования двигательной, речевой и психической сферы у детей с церебральными параличами; уделяется большое внимание нормализации патологической афферентной импульсации для развития движения, речи и психики. Излагаются конкретные приемы лечебной физкультуры при различных формах и в различных стадиях заболевания. Подробно освещены особенности нейроортопедических мероприятий у этих детей.
Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами.
Книга рассчитана на широкий круг практических и научных работников — невропатологов, педиатров, психиатров, ортопедов, акушеров, врачей и методистов лечебной физкультуры, логопедов, педагогов, интересующихся проблемой детских церебральных параличей.

Предисловие

Книга К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой, М. Я. Смуглина — «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей» посвящена одному из наиболее актуальных вопросов детской неврологии — предотвращению глубокой детской инвалидности при заболевании, получившем в последние годы широкую распространенность во всем мире.
В книге даются научные основы реабилитации двигательных, речевых и психических функций, задержанных или нарушенных во время внутриутробного развития, при рождении или в ходе постнатальной жизни.
Огромный собственный опыт и использование литературных данных позволили авторам обратить особое внимание на иммунологические сдвиги во взаимодействии нейрогенных и иммунологических реакций в патогенезе первых двух стадий детского церебрального паралича. Эта новая область исследования детских параличей несомненно заслуживает одобрения и дальнейшего развития.
С нашей точки зрения большое практическое и теоретическое значение имеет положение авторов монографии о том, что детский церебральный паралич представляет собой текущий процесс, в ходе которого может происходить постепенная гибель части мозгового вещества. Отсюда, имея в виду принятое МЗ СССР понимание медицинской реабилитации, включающей не только компенсацию нарушенных функций, но и предупреждение их нарушения в течении заболевания, большую практическую и теоретическую ценность представляет предложенная авторами методика ранней диагностики и превентивной терапии детского церебрального паралича, предотвращающая и задерживающая течение патологического процесса на первых двух стадиях этого заболевания.

Проводимые в широком плане патофизиологические и клинические исследования с привлечением опыта лучших зарубежных реабилитационных учреждений позволили авторам создать обоснованную, дифференцированную реабилитационную терапию для каждой стадии церебрального паралича.
Предложенные методы реабилитационной терапии значительно расширяют возможности восстановления нарушенных функций, а тем самым — и социальной адаптации тяжелейшего контингента больных, которых до последнего времени нельзя было избавить от глубокой инвалидности.
Книга несомненно окажется ценным руководством для широкого круга научных работников — невропатологов, психиатров, дефектологов, а также и практических врачей этого профиля.
Академик АМН СССР, лауреат Государственной премии В. Н. Клосовский

Введение

Детский церебральный паралич за последний годы стал одним из наиболее распространенных заболевании нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание тяжело инвалидизирует ребенка, не только поражая двигательную систему, но и вызывая нарушение речи, и интеллекта.
В настоящей работе описаны методы восстановительной терапии при поражении всех трех функций. Поражение нервной системы у детей, страдающих церебральными параличами, происходит в 80% случаев внутриутробно и лишь осложняется в процессе родов механической травмой мозга, кровоизлиянием в мозг или же теми патологическими изменениями в сосудистой и нервной системе, которые возникают при асфиксии. Имеются основания считать, что в таких случаях патологический процесс не заканчивается с рождением ребенка, а продолжается некоторое время постнатально. Поэтому для правильной оценки клинической картины и выбора мероприятий восстановительной терапии врач, методист по лечебной физкультуре, логопед и педагог должны быть знакомы с основными моментами патогенеза. Несомненно, что там, где клиническая картина церебрального паралича является следствием кровоизлияния в мозг, механической травмы, асфиксии, возникших у здорового плода в процессе акта родов, восстановительная терапия будет представлять значительно меньше сложностей.
Особое место занимают в работе методики обследования. К сожалению, они мало знакомы широкому кругу врачей, а сложность их усугубляется тем, что обследование должно быть комплексным — помимо неврологических данных, должны учитываться и ортопедические, а также данные, получаемые при исследовании речи и интеллекта.

Авторы

Мы приносим глубокую благодарность коллективу 26-го санатория Москвы для детей с церебральными параличами, принимавшему активное участие в этой работе. Особенно мы благодарны врачу лечебной физкультуры А, В. Корневой и логопеду Г. Я. Левиной, разработавшей приложения 3, 4 и 6 к главе о речевых нарушениях.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »