Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Детский церебральный паралич возникает чаще всего внутриутробно и реже в результате родовой патологии [Семенова К. А. и др., 1972]. Родовая травма обусловливает кровоизлияния в вещество к оболочки головного мозга, что и служит непосредственной причиной параличей.
Кроме того, детские церебральные параличи развиваются в на почве инфекционных заболеваний (дифтерия, скарлатина, энцефалит и др.). Основные проявления заболевания — центральные двигательные расстройства, а также более или менее выраженные отклонения в речевом и умственном развитии.
По клиническим проявлениям детские церебральные параличи подразделяются на спастико-плегические и гиперкинетические формы.
При детских церебральных параличах расстройство движений проявляется гемиплегией, диплегией, параплегией. При диплегической форме поражаются обе верхние и нижние конечности. При параплегиях поражаются нижние конечности. При гемиплегии поражаются мышцы одной половины тела. Ребенок с параличами нижних или верхних конечностей лишен возможности двигаться, тогда как движения являются биологическим стимулятором роста, развития и формирования организма. Больной отстает в развитии, поздно начинает сидеть, стоять, с трудом передвигается. Повышенный тонус мышц, особенно нижних конечностей, значительно усиливает двигательные расстройства. В тяжелых случаях заболевания при попытке развести ноги спастически напряженные приводящие мышцы обусловливают мощную аддукторную контрактуру; развивается сгибательная контрактура тазобедренных, коленных суставов и конско-косолапая стопа; бедра находятся в положении ротации кнаружи. Такие дети трудно поддаются лечению, и с возрастом у них наступает лишь незначительное улучшение [Зацепин Т. С., 1956]. В легких случаях двигательные расстройства менее выражены, поэтому болезнь обнаруживают не сразу, а преимущественно в связи с запаздыванием в развитии. У этих детей при ходьбе бедра повернуты внутрь, колени вследствие спазма аддукторов прижаты друг к другу, больной наступает на пол не всей ступней, а лишь пальцами и передвигается с трудом. Тонус мышц рук повышен, они приведены к туловищу, слегка согнуты в локтевых суставах, пальцы также чаще согнуты, реже разогнуты. Сила мышц рук снижена, объем движений ограничен. Движения в кисти и пальцах часто сохранены лучше, чем в проксимальных отделах конечностей.
Лечебная физическая культура является основным методом восстановления функции движения у больных детей. При выраженных мышечных спазмах для более успешного развития двигательной функции применяют этапные гипсовые повязки, позволяющие уменьшить спазматические явления; особенно важно уменьшить спазм приводящих мышц бедра. При образовании стойких контрактур необходимо оперативное вмешательство для удлинения сухожилий, укорочение которых ограничивает движения в суставе.
Из методов лечебной физической культуры наибольшее значение имеет лечебная гимнастика, дополняемая прогулками и играми на свежем воздухе. Дети с церебральными параличами отстают в общем развитии, поэтому главная задача лечебной физической культуры — общеоздоровительное и общеукрепляющее влияние. В связи с этим в процедурах лечебной гимнастики следует предусматривать физическую нагрузку и для здоровых мышечных групп, а не ограничиваться специально подобранными упражнениями для паретичных конечностей.
Г. С. Айзиков и З. А. Манович (1973) считают необходимым использовать следующие компоненты лечебной гимнастики: а) упражнения и приемы (включая массаж), направленные на расслабление отдельных мышечных групп; б) приемы на развитие движений в суставах; в) активное напряжение определенных мышц; г) развитие координаторных взаимоотношений мышц-антагонистов и целостных двигательных актов.
В восстановительной клинике Института полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР разработаны основные принципы и методы лечебной гимнастики при детских церебральных параличах [Манович З. X., Жуховицкий М. С., Дементьева Р. К., 1964]. Предусматриваются подготовительные упражнения, упражнения на правильное удержание головы, корригирующие, для развития равновесия и опоры.
Из зарубежных методов следует отмстить метод Bobath (1954, 1959), основанный на восстановлении движений с помощью использования и усиления шейно-тонических рефлексов и потока проприоцептивной импульсации. Используются также упражнения и дозы в расслаблении и выработка движений в этих позах. Важное значение придают развитию равновесия в статике и динамике.

Характер процедур зависит от возраста ребенка, Детям от 2 до 5 лет, у которых еще не развиты дифференцированные движения, назначают пассивные движения к массаж. Для развития некоторых движений паретичными конечностями можно прибегать к поощрению (конфеты, игрушки и др.). Лечебную физическую культуру назначают на весь период роста и развития ребенка (до 14—15 лет) как для общего укрепления, так и для восстановления функций паретичных конечностей. Лечебную гимнастику и массаж (курсами) применяют систематически и настойчиво в течение многих лет в зависимости от тяжести заболевания и успеха лечения. Однако чаще лечебной гимнастикой занимаются индивидуально. Если сохранились движения, позволяющие ребенку участвовать в групповых занятиях, то он должен их посещать, поскольку такие занятия более активно стимулируют функцию движения (они интересны, с более разнообразными упражнениями, положительными эмоциями, элементами соревнования и др.). Вместе с тем отводят специальное время для дополнительных индивидуальных занятий лечебной гимнастикой, основанных на общих методических принципах лечебной гимнастики при спастических параличах.
Возрастные особенности организма и недостаточное физическое развитие детей с параличами делают недопустимыми грубые приемы при выполнении пассивных и активных гимнастических упражнений и массажа. Основные задачи лечебной гимнастики — растяжение спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных антагонистов. Иногда для достижения первой цели пользуются приспособлениями, например, при аддукторной контрактуре бедра — специальным стулом или конем, на которого больной садится верхом (рис. 24).
Занятия лечебной гимнастикой с детьми следует проводить интересно и живо. Специальные упражнения для паретичных конечностей нужно чередовать с упражнениями в игровой форме; можно использовать перебрасывание мячей различных размеров, игры с мячом, эстафетные игры (на месте и с передвижением), надо убедить ребенка пользоваться больной рукой  и стараться делать ею все. Ребенку предлагают лепить из пластилина, раскрашивать картинки, вырезать ножницами разные фигуры, выпиливать что-нибудь лобзиком и т. д. Необходимо уделять серьезное внимание обучению правильному шагу, используя рисунок пола, ковра и др.


Рис. 24. Посадка ребенка в специальном кресле (Е. С. Доценко) (а), сидение на коне при аддукторной контрактуре бедра (б).
При занятиях лечебной гимнастикой упражнения выполняют в положении лежа, сидя и стоя в зависимости от состояния функции движения. Продолжительность индивидуальной процедуры от 30 до 40 мин. Полезно пребывание ребенка на свежем воздухе, за городом. По индивидуальным показаниям разрешаются дозированная ходьба на лыжах, плавание и гребля.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »