Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Под влиянием травмы может развиться сложная клиническая картина, в основе которой лежат не только сотрясение и контузия мозга, но и общая контузия. Вследствие этого мышцы надолго теряют функциональную способность и в значительной степени нарушается деятельность вазомоторного нервного аппарата. Состояние больного характеризуется общей астенией, инертностью и пассивностью. У одних больных преимущественно нарушается речь (артикуляция), у других на первое место выступают вестибулярные расстройства. Эти основные симптомы поражения дополняются вегетативными расстройствами, развитием неврозов и рядом других клинических явлений.
Различные сочетания симптомов контузии и коммоции обусловливают разную клиническую картину — от легких нарушений до тяжелых патологических явлений во всем организме и прежде всего в центральной нервной системе. Такие больные нуждаются в длительном лечении в стационаре.
В комплексном лечении больных с контузиями и коммоциями, сопровождающимися расстройством речи и вестибулярными нарушениями, лечебной физической культуре принадлежит роль восстановительной терапии. Прежде всего лечебная физическая культура преследует цель общего укрепления организма, противодействия явлениям астении, функциональной адаптации больного к физическим нагрузкам, а при травмах, сопровождающихся расстройством речи,— развития дыхательного аппарата и улучшения функции дыхания как координированного акта, участвующего в образовании голоса и речи. При нарушениях вестибулярной функции лечебная физическая культура повышает устойчивость вестибулярного аппарата к различным раздражителям окружающей среды.
Схема лечебной физической культуры во периодам лечения

Лечебная физическая культура видоизменяется в зависимости от периода лечения. В первом периоде лечения, когда больному показан строгий постельный режим, лечебная физическая культура не проводится; во втором периоде, когда больному разрешена ограниченная активность, она будет иной, чем в третьем периоде, когда больного переводят на тренирующий активный режим.


Как в утренней гигиенической, так и в лечебной гимнастике широко применяют элементарные общеукрепляющие упражнения в чередовании со специальными. Следует обращать внимание на систематическое укрепление мышц нижних конечностей и спины.
При назначении лечебной физической культуры больным с нарушением речи особое внимание обращают на развитие функции внешнего дыхания, для чего в промежутках между общеукрепляющими упражнениями вводят дыхательные с усилением вдоха и преимущественно выдоха (продолжительность выдоха больше, чем вдоха). Для улучшения выдоха назначают выдувание воздуха через трубку в стакан с водой, надувание камер от мячей, выдувание воздуха на подвешенные полоски бумаги, на легкие целлулоидные мячи и др. Рекомендуются дыхательные упражнения со звуковым сопровождением выдоха в такой последовательности: гласные, согласные, шипящие.
Применение лечебной физической культуры в специализированных госпиталях [Мошков В. Н., Подкопайна В. С., 1942, и др.) в период Великой Отечественной войны показало, что вначале улучшается дыхание — оно становится более ровным, менее напряженным; судорожные движения диафрагмы постепенно уменьшаются, налаживается координация движений грудной клетки и брюшной стенки. Дыхание при разговоре становится свободнее (легче дышать), дыхание и речь постепенно увязываются в общий координационный акт. Вслед за дыханием или одновременно с ним восстанавливается речь: она становится увереннее, громче, больные начинают произносить не только слоги, но и слова и фразы.
Назначая лечебную физическую культуру больным с контузией и коммоцией мозга, с нарушением вестибулярной функции, необходимо соблюдать следующие методические правила.

  1. Во втором периоде лечения наибольшее значение имеют общеукрепляющие упражнения; с середины второго периода следует постепенно форсировать специальную нагрузку на вестибулярный аппарат.
  2. Специальные упражнения чередуют с общеукрепляющими. Специальная тренировка усиливается по мерс снижения острой вестибулярной реакции.
  3. Упражнения в равновесии рекомендуется постепенно усложнять, используя преимущественно широкую площадь опоры. Упражнения в равновесии следует выполнять в начале процедуры или чередовать с упражнениями в положении сидя. При резкой слабости упражнения в равновесии не рекомендуются.
  4. Упражнения с изменением положения головы в пространстве в различных направлениях, связанные с наклоном головы вперед (сагиттальная плоскость), в сторону (фронтальная), с поворотом (горизонтальная), усложняются путем постепенного увеличения амплитуды движений головы как в одной, так и последовательно в разных плоскостях.
  5. Следует учитывать индивидуальную реакцию больных на движения головы в отдельных плоскостях и соответственно этому подбирать движения с постепенно возрастающим раздражением вестибулярного аппарата.
  6. Особенно осторожно следует назначать упражнения с закрытыми глазами и упражнения, связанные с вращением и поворотами головы.
  7. При всех движениях, обостряющих вестибулярную реакцию, необходимо выбрать устойчивое положение и обеспечить страховку больного.
  8. Во втором периоде рекомендуется выполнять упражнения в метании только с большим мячом и простыми способами перебрасывания. В третьем периоде способы метания усложняют и применяют маленькие резиновые мячи, что обусловливает движения головы в нескольких плоскостях.
  9. При появлении кратковременных головокружений, усилении шума или звона в ушах и вообще при обострении субъективной реакции следует включать паузу для отдыха, а затем ввести 2—3 общефизиологических упражнения, после чего больной может опять выполнять специальные упражнения.
  10. Выполняя упражнения с выключением зрительного анализатора, вначале больной делает всего 1—2 шага с закрытыми глазами, а затем постепенно расстояние увеличивают до 10—15 шагов. Ходьба должна быть спокойной, равномерной, небольшими шагами. Страховка обязательна.


 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »