Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Применение дыхательных упражнений при поражениях спинного мозга

Применение дыхательных упражнений у больных с очаговым поражением спинного мозга (травма, миелит) имеет большое значение для профилактики гиподинамии, послеоперационных осложнений и др. Кроме того, у таких больных, вынужденных долго лежать в постели часто нарушена функция внешнего дыхания.
Использование дыхательных упражнений при поражении спинного мозга оправдано гиповентиляцией и в ряде случаев дискоординацией дыхательного акта. Дыхательные упражнения необходимы для координации внешнего дыхания с восстанавливающимися двигательными актами и поддержания функции единой сердечно-легочной системы.
У больных используют и развивают единственно правильный тип дыхания —полное дыхание одновременно грудной клеткой в диафрагмой. Глубина дыхания может быть разной (поверхностное, средней глубины и глубокое дыхания). Не следует стремиться ни к гипер- ни к гиповентиляции. Умеренно стимулируют внешнее дыхание, применяя дыхательные упражнения в положениях лежа (на спине, боку), сидя и стоя. 

На первых порах применяют упражнения в «статическом» дыхании, а затем в «динамическом». когда больному приходится координировать продолжительность фаз вдоха и выдоха с экскурсией и продолжительностью движения. Применяют наиболее простые дыхательные упражнения, которые осуществляются свободно, без усилия и напряжения. Следует помнить, что всякое усилие нарушает свободу и естественность дыхательного акта. Небольшое усилие допустимо лишь во второй половине выдоха для доведения его до конца. Для стимуляции углубления вдоха целесообразно задерживать дыхание в конце выдоха на 1—3 с. Задержка дыхания на вдохе не рекомендуется. Глубина и продолжительность фаз дыхания определяются потребностью организма и допустимой для каждого больного физической нагрузкой.

Методика развития опорно-двигательной функции при поражениях спинного мозга

Иногда при сохраненной целости позвоночника травма, а часто и последующее оперативное вмешательство (ламинэктомия) значительно нарушают его опорно-двигательную функцию. К этому присоединяется отрицательное влияние длительного постельного режима, что приводит к ограничению движений позвоночника но всем осям и плоскостям, ослаблению мышечной системы, фиксирующей позвоночник и поддерживающей его в вертикальном положении, а также к ухудшению опорной функции позвоночника.
Вся деятельность органов движения (мышцы, связки, суставы, кости) тесно связана с происходящими в ней трофическими процессами, которые значительно активизируются систематическими, физическими упражнениями. Лечебная гимнастика при травмах спинного мозга и позвоночника находит широкое применение и выполняет корригирующую функцию.
Назначают упражнения для укрепления мышечно-связочного корсета позвоночника, преимущественно для разгибателей корпуса. Упражнения с активным напряжением мышц больной выполняет в положении лежа (на спине, на животе), сидя, на четвереньках я стоя (при необходимости с помощью обслуживающего персонала).
Основная задача лечебной физической культуры — восстановление опорной функции и обучение ходьбе. Это очень трудоемкий процесс, он требует больших усилий и настойчивости как от больного, так и от медицинских работников. Больному еще на постельном режиме назначают упражнения с частичной опорой на ноги в положении «полумоста». Позднее важную роль в развитии опорной функции играют упражнения в положении на четвереньках. Первое время их выполняют на месте, а в дальнейшем, по приобретении устойчивости — в ползании. Из-за уменьшения длины рычага (бедра) по сравнению с вертикальным положенном (длина всей ноги), а также в связи с увеличением площади опоры такие упражнения доступны больным на определенном этапе развития опорной функции. Положение стоя на коленях является следующим этапом в развитии функции опоры. Для облегчения используют горизонтальную лестницу или коляску, за которые больной держится руками. В положении стоя больной переходит из положения сидя на стуле, причем встает, опираясь руками о спинку кровати или стула в палате или о рейку гимнастической стенки в кабинете лечебной физкультуры. Вся последующая тренировка опорной функции осуществляется в положении стоя. Из-за дряблости мышц, подвертывания и «вихляния» ног при обучении ходьбе пользуются съемными сапожками, фиксирующими коленный и голеностопный суставы, или туторами. Больной начинает передвигаться на костылях с помощью медицинского персонала. Для облегчения самостоятельной ходьбы следует использовать горизонтальную гимнастическую лестницу и гимнастическую стенку. Больной передвигается вдоль лестницы или стенки, перебирая руками перекладины, на его пути необходимо ставить стулья для отдыха сидя. Одновременно назначают упражнения в ходьбе на костылях, с козелками и палками, причем в первые дни обязательно нужно страховать больного.
Приводим пример последовательного усложнения исходных позиций и упражнений для развития опорной функции у больных с вялой параплегией нижних конечностей: лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе, стоя на четвереньках, ползание в постели, ползание по ковру; стоя на коленях с опорой на руки; ходьба на коленях под горизонтальной лестницей; переход из положения сидя в положения стоя с опорой о гимнастическую стенку, ходьба под горизонтальной лестницей (помогать передвигать ноги); ходьба на костылях с помощью методиста; самостоятельная ходьба на костылях.
При спастических параличах и парезах опорная функция нарушена меньше, чем при вялых формах. В связи с этим обучение ходьбе несколько облегчается, ускоряется и дает лучшие результаты. Если спастический паралич распространяется и на верхние конечности, то развивать опорную функцию значительно труднее. В этих случаях придерживаются такой последовательности исходных положений и упражнений: 1) лежа на спине; 2) лежа на здоровом боку; 3) сидя; 4) вставать и садиться с помощью обслуживающего персонала; 5) ходить с поддержкой персонала; 6) ходить с одним костылем (опираясь здоровой рукой); 7) упражнения у гимнастической стенки (сидя, стоя, приседания); 8) упражнения на четвереньках и на коленях; 9) самостоятельная ходьба держась за гимнастическую стенку; 10) самостоятельная ходьба на костылях и с одной палкой (рис. 26).
Послевоенные наблюдения [Круглый Μ. М., Угрюмов В. В., 1964, и др.) указывают на эффективность лечебной гимнастики в позднем периоде травматической болезни. Патологический процесс в спинном мозге сохраняет динамичность многие годы после травмы.
При лечебной гимнастике в позднем периоде используют обычные методические принципы дозированной тренировки нервно-мышечного аппарата и оздоровления и укрепления организма. Μ. М. Круглый использовал метод восстановления опорной функции, применяемый в некоторых зарубежных госпиталях (Чехословакия, Англия, США) и предложил стойку-костыли для занятий лечебной гимнастикой (рис. 27).
В позднем периоде травматической болезни занятия лечебной гимнастикой проводятся преимущественно в вертикальном положении с использованием стойки [Круглый Μ. М., 1964]. Автор указывает на привычность вертикального положения, способствующую более быстрому формированию двигательных навыков, компенсаторных механизмов, развитию опорной функции и функции передвижения. Действительно это ускоряет восстановление опорной функции и способности больного к передвижению.


Рис. 26. Методика обучения ходьбе при вялых (а) и спастических (б) парезах (В. И. Мошков).


Однако использовать вертикальное положение следует с учетом состояния больного (уровень травмы, давность,
характер параличей, парезов и др.), сочетая гимнастику стоя с упражнениями лежа, на четвереньках, т. е. с разгрузкой позвоночника.
Развитие опорной функции и при спастических, и особенно при вялых формах параличей требует систематической, последовательной и упорной тренировки (см. рис. 26).

В комплексе восстановительной терапии у больных с травматическим поражением спинного мозга важное значение имеет гимнастика в теплой воде (ванне, бассейне и пр.).
При анатомическом перерыве спинного мозга с выраженными расстройствами движений еще труднее получить положительные результаты. Однако необходимо мобилизовать вес возможные и оправданные методы лечения для помощи этим больным.
Лечебную гимнастику и массаж необходимо применять настойчиво, на протяжении всей жизни больного. Серьезное внимание уделяют укреплению здоровых (непаретичных) мышечных групп, для чего используют достаточную нагрузку с динамическим и статическим усилиями в чередовании с дыхательными упражнениями. Для пораженных конечностей приемы лечебной гимнастики те же, но их выполняют более настойчиво, упорно, регулярно и длительно. Целесообразно применять дробные нагрузки на протяжении дня и поддерживать веру больного в восстановление нарушенной функции движений. Важно развивать компенсаторные двигательные акты и способность к самообслуживанию.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »