Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Инфекционный миелит рассматривают как очаговое или диффузное воспаление спинного мозга (Е. К. Сепп и др ). Чаще всего процесс локализуется в грудном отделе и развивается паралич ног вследствие поражения пирамидных путей. При локализации процесса в поясничной области возникает вялый, атрофический паралич ног. Другими словами, при инфекционном миелите бывают спастические и вялые парезы и параличи в зависимости от зоны воспалительного процесса и нарушение трофики тканей. Лечебная физическая культура .в этих случаях имеет большое значение как метод восстановительной терапии.
Клиническая картина заболевания по миновании острых явлений миелита позволяет применять массаж и лечебную физическую культуру преимущественно в виде лечебной гимнастики. Методика лечебной гимнастики и массажа определяется характером и распространенностью двигательных расстройств и осуществляется по тем же принципам, что и при травматических повреждениях спинного мозга.
Приступать к массажу и лечебной гимнастике следует в период обратного развития симптомов заболевания. Назначая лечебную гимнастику, следует помнить о важности тщательного ухода за больным (предупреждение пролежней и порочных положений конечностей) и учитывать общее состояние больного.
При рассеянном склерозе, чаще поражающем лиц молодого возраста (20—40 лет), в головном и спинном мозге образуются склеротические бляшки разного размера. В спинном мозге особенно часто они локализуются в боковых столбах, вызывая медленно нарастающую спастическую параплегию. Это позволяет применять массаж и лечебную гимнастику преимущественно в ранней стадии болезни, когда еще есть надежда на обратное развитие или стабилизацию клинических симптомов. Полезно применять лечебную гимнастику в теплой воде (ванна, бассейн).
Методика лечебной гимнастики и дозировка упражнений определяются общим состоянием больного и характером двигательных расстройств. Чаще лечебную гимнастику проводят так же, как при парезах центрального происхождения.
Полиомиелит. При полиомиелите — эпидемическом заболевании центральной нервной системы — преимущественно поражается серое вещество передних рогов спинного мозга, в результате чего развиваются вялые парезы и параличи. Поражение периферических нервов неравномерное, избирательное. Чаще страдают нервы ног, реже рук с преимущественным поражением проксимальных сегментов. Особенно часто вовлекаются в процесс четырехглавая мышца бедра, передняя большеберцовая мышца и перинеальная группа мышц, на руках — дельтовидная мышца и сгибатели предплечья. Наравне с параличами и парезами первичными патофизиологическими изменениями становятся мышечная атрофия и трофические расстройства. Рядом гистопатологических исследований установлено, что часть двигательных клеток передних рогов спинного мозга сохраняется, в связи с чем регулярное, длительное и последовательное упражнение всего нервно-мышечного аппарата может способствовать снижению парабиотических явлений и компенсаторному восстановлению миофибрилл паретичной мускулатуры.

Следует учитывать и развитие заместительных функций здоровой мускулатуры и роль лечебной физической культуры как метода оздоровления и укрепления организма ребенка, длительно находящегося на постельном режиме.
Основным осложнением данного заболевания являются контрактуры. При соответствующих условиях они формируются спустя 1—1,5 мес от начала заболевания. Их развитию способствует нарушение мышечного равновесия вследствие выпадения функции отдельных мышц «ли группы мышц. В связи с ослаблением паретичных мышц здоровые мышцы «стягивают» конечность. Неправильное вынужденное пассивное положение конечности углубляет мышечную дисфункцию. Обычно при контрактурах берут перевес филогенетически более старые мышечные группы (сгибатели), а связи с чем чаще наблюдаются сгибательные контрактуры. Паретичные мышцы и фиксируемые ими суставная сумка и связочный аппарат подвергаются растяжению. Сустав становится чрезмерно подвижным, разболтанным, создаются условия для подвывихов и вывихов.
Здоровые мышцы, антагонисты и синергисты которых парализованы, изменяют свою длину и начинают неправильно функционировать, что неизбежно влечет за собой нарушение функции здоровых мышц (С. И. Уарова-Якобсон). Следовательно, изменение функции одной или нескольких мышечных групп нарушает координированную деятельность всего двигательного аппарата. Разнообразие двигательных расстройств и сложность клинической картины заболевания требуют строго индивидуального применения различных методов лечения, в том числе массажа и гимнастики.
Методика лечебной гимнастики и других форм лечебной физической культуры при полиомиелите у детей разрабатывалась рядом авторов [Уарова-Якобсон С. И., 1935, 1938, 1947; Каптелин А. Ф., 1954, 1957, 1969; Нонина А. В„ 1955; Бортфельд С. А., Головинская Н. В., 1958, 1962; Мошков В. И., 1959, и др.]. За рубежом применяют методику Kenny (1947, 1946), Kabat (1947) и др.
Обобщая особенности частных методик, предложенных отечественными авторами, следует отметить, что в лечебной гимнастике используется лечение положением, а также пассивными и активными упражнениями. Им придают ведущее значение в восстановлении движений. Однако, как подчеркивают Г. С. Айзиков и З. X. Маневич (1973), аналитическая избирательная тренировка мышц в облегченных условиях оказалась особенно эффективной в раннем восстановительном периоде полиомиелита. Эти же авторы подчеркивают, что в позднем восстановительном периоде (через 2—3 года), восстановление силы мышц было малым, а в резидуальном периоде — практически незаметным. Низкая эффективность лечебной гимнастики в позднем восстановительном периоде дала повод отказаться от постепенного увеличения дозированной физической нагрузки в рамках избирательной тренировки паретичных мышц с облегчением. Так, Kabat (1950) предложил комплексные. а нс изолированные движения для усиления афферентации с мышц рук и ног, назвав этот принцип проприоцептивным облегчением. Этот метод исключает применение специальных упражнений с расчетом на укрепление паретичных мышц, а максимальное сопротивление применяют с самого начала лечения (в позднем периоде). Методы Kabat и Kenny не нашли признания и распространения в СССР.
Лечебно-профилактические средства яри спинальной форме полиомиелита зависят от стадии заболевания. Так, в остром периоде все внимание следует обращать на борьбу с воспалительными явлениями и противодействие рефлекторно-болевым контрактурам и деформациям. В восстановительной стадии наибольшее значение приобретают лечебно-профилактические меры, направленные на поддержание и развитие функции опорно-двигательного аппарата. В этом периоде организм, особенно детский, располагает наибольшими репаративными возможностями, которые нужно использован», применяя активную функциональную терапию. Сюда следует отнести профилактические меры против образования контрактур, массаж, лечебную гимнастику с активными и пассивными упражнениями.
Профилактические меры наиболее активно применяют о начале восстановительной стадии, когда особенно выражены вторичные явления: контрактуры, атрофия мышц, расстройство движений. По выраженности и локализации параличей можно предвидеть развитие тех или других вторичных явлений и предупредить их. Для этого очень важно правильно организовать постельный режим больных. После острого периода заболевания необходимо подкладывать под матрац деревянный щит; подушка должна быть низкой.
Для уменьшения мышечных спазмов используют двойные матрацы из прорезиненной ткани (А. В. Богданов).


Рис. 28. Фанерный каркас, предохраняющей от давления одеяла и ящик для упора стоп.

Центральную часть такого матраца заполняют теплой водой. а в остальных двух находится воздух. Таким образом, больной лежит на теплом и упругом матраце.
Чтобы предупредить ослабление к растяжение связочного аппарата коленного сустава, нужно подкладывать под колени валик диаметром 10—15 см, придавая ногам положение легкого сгибания. Такое положение ослабляет и рефлекторно-болевой синдром. В восстановительном периоде ноги выпрямляют и только в отдельных случаях, при выраженной гиперэкстензии у больного, сохраняют полусогнутое (до 7—8°) положение ног. Необходимо обращать особое внимание на стопы, которые должны находиться под прямым углом к голени и упираться подошвами в подставку (ящик). Чтобы одеяло не давило на стопы к голени, над ними устраивают небольшой каркас на выгнутой полукругом фанерной полоски (рис. 28). В целях профилактики контрактур применяют повязки и шины из гипса и других материалов, придающие конечности правильное положение. Приспособления не должны давить на конечность.
Повязки и шины необходимо накладывать в таком положении, чтобы: а) ослабленные паретичные мышцы не отягощались статической нагрузкой и не подвергались растяжению, б) точке прикрепления пораженных мышц были сближены и в) антагонисты пораженных мышц подвергались растягиванию. Во избежание нарушения кровообращения шины или повязки следует среди дня снимать на 2—4 ч для отдыха.
Массаж назначают для воздействия на трофические процессы как в здоровых, так и особенно в паретичных мышцах. Он улучшает кровоснабжение и лимфообращение мышц и стимулирует ассимиляционные функции клеток мышечной ткано. Массаж до известной степени восполняет недостающую мышечную энергию, вызывает пассивное функционирование мышечных фибрилл, то сокращая, то растягивая их, благодаря чему улучшается питание мышц, атрофические процессы в них замедляются и работоспособность повышается. Массаж сочетают с пассивными упражненьями, способствующими увеличению объема движений в суставах. Массаж оказывает большое влияние на нервную систему. Раздражая периферические рецепторы и усиливая потоки афферентных импульсов, можно улучшить проведение возбуждения по нервным путям и стимулировать нервные центры. Следует принимать во внимание рефлекторно-гуморальный механизм передачи раздражения в экстеро- и проприорецепторов массируемого участка. Однако массаж и пассивные упражнения применяют осторожно, строго дозированно, так как передозировка массажа и движений в ранних стадиях болезни обусловливает избыток кинестетических импульсов к пострадавшим клеткам передних рогов спинного мозга и двигательной зоны коры головного мозга и тем нарушает необходимый охранительный режим. При общей слабости и нарушении функции двигательного аппарата общий массаж показан для укрепления организма больного. Особенно сильно влияет массаж на пораженные группы мышц как в состоянии паралича, так и в восстановительной стадии. При назначении массажа необходимо учитывать состояние больного и локализацию параличей или парезов. Массировать надо осторожно, не вызывая боли и постепенно увеличивая интенсивность воздействия.
Целесообразно также применять вибрационный массаж ног и позвоночника, чтобы стимулировать весь рефлекторный путь от уцелевших клеток передних рогов спинного мозга по периферическому нейрону.
Массаж назначают на 2—3-й неделе от начала заболевания. В этом периоде применяют поверхностный массаж, используя преимущественно поглаживания. Массировать необходимо обе ноги без относительного усиления воздействия на парализованные мышцы. В дальнейшем массаж активизируют, используя другие приемы (растирание, разминание, вибрация) и сужая область его приложения,— массируют главным образом парализованные мышцы и соответствующие суставы. Массаж укрепляет мышцы, поэтому его применяют длительно (годами). Массировать следует паретичные мышцы, а не их антагонисты, которые и так значительно сильнее. По достижении относительного мышечного равновесия можно массировать всю конечность. Необходимо проинструктировать массажистов о том, какие мышечные группы нужно массировать и с какой активностью. Опыт ряда лечебных учреждений показывает, что целесообразно обучить родителей основным
приемам массажа, необходимого их ребенку, чтобы они регулярно и длительно применяли массаж в домашних условиях.
Особенно важное значение имеет лечебная гимнастика. Это один из самых важных факторов в лечении пораженных мышц и всего организма не только в восстановительном. но и в хроническом периоде заболевания [Зацепин Т. С., 1956]. Под влиянием различных элементарных гимнастических упражнений развивается функция нервно-мышечного аппарата, постепенно укрепляются паретичные мышцы, возрастает ранее ограниченный объем движений, улучшается их координация и в известной степени обогащается моторика ребенка.
Лечебная гимнастика прежде всего направлена на общее укрепление организма и повышение психофизического и эмоционального тонуса больных детей. В особом внимании нуждаются дети, долго лежащие в постели, лишенные способности самостоятельно передвигаться, поскольку потребность растущего организма в основном биологическом стимуляторе — движении — остается огромной. Паретичная мускулатура укрепляется и движения развиваются путем систематического упражнения и многократного повторения процедур лечебной гимнастики. Этот процесс непосредственно регулирует центральная нервная система, он имеет определенную последовательность (фазность) [Виноградов М. И., 1953]:
а)               первая фаза упражнения — стадия непреодоленной несогласованности лабильностей, несоответствие лабильностей центрального прибора и эффектора. В этой фазе усталость и даже невозможность выполнения упражнений являются следствием начальной дискоординации гетерохронности двигательной системы и безуспешной попытки преодолеть ее;
б)               вторая фаза — это выход организма из предыдущего состояния и установление устойчивой работоспособности. Это стадия усвоения ритма;
в)               третья фаза упражнения—фаза установившегося двигательного стереотипа. В дальнейшем при систематической и длительной тренировке работоспособность будет развиваться без существенной задержки.

В процессе совершенствования двигательного навыка в коре головного мозга возникают отдельные, относительно независимые очаги возбуждения и торможения (закон мозаики коры). Это создает определенную системность и обеспечивает строго определенную структуру движений (А. Н. Крестовников). Когда физические упражнения применяются в постоянной стереотипной последовательности, в разных частях коры головного мозга с такой же стереотипной последовательностью возникают очаги возбуждения.
Под влиянием тренировки на протяжении лечебного курса эта последовательность нервных процессов фиксируется и постепенно как бы совершенствуется.
Переделка старого, установившегося стереотипа (особенно патологически обусловленного, что и бывает при полиомиелите) к замена его новым — длительный процесс, связанный с преодолением значительных трудностей, требующий активного и волевого участия больного в сложном процессе упражнения.
При назначении гимнастики всегда стремятся к использованию активных упражнений, так как они служат естественным биологическим стимулятором нервно-мышечной системы. Пассивные движения можно рассматривать как дополнение к активным упражнениям, если они возможны. Пассивные упражнения назначают для растяжения укороченных мышц (антагонистов), улучшения функций суставов, а также для усиления рефлекторных связей. Пассивные упражнения необходимо применять одновременно с массажем, особенно при выраженных параличах. Массажист во время процедуры несколько раз чередует приемы массажа с пассивными движениями в суставах массируемой конечности. При первых процедурах движения производят осторожно, не вызывая болей и не в полном объеме, и лишь при повторении процедур объем пассивных движений постепенно увеличивают.
Пассивную гимнастику нужно делать ежедневно и даже несколько раз в день в малой дозировке. Повторение пассивных движений способствует растяжению здоровых антагонистов и соединительной ткани их фасций, предохраняя пораженные мышцы от постоянного перевеса над ними более сильных антагонистов. Таким образом, это один из существенных методов профилактики контрактур. Пассивные упражнения делают без усилий, в объеме нормальной подвижности каждого сустава. Движения нужно проводить в направлении, противоположном формирующимся контрактурам. Так, например, при образовании или угрозе сгибательной контрактуры тазобедренного и коленного суставов необходимо производить разгибание; при развитии конской стопы необходимо проделывать тыльное разгибание стопы.
При проведении пассивной гимнастики ребенка следует побуждать к действию; не забывая о строгой дозировке применяемых физических нагрузок. В процессе выполнения пассивных движений очень важно следить, включается ребенок в движение или остается инертным. При намечающейся активности, появлении хотя бы минимального сокращения парализованных мышц следует облегчить условия для этого движения и поощрять ребенка при его выполнении. Следует принимать во внимание и мышечную силу. Изолированное сокращение мышцы или движение сухожилия при пальпаторном исследовании соответствует мышечной силе 1, возможность движения с исключением тяжести упражняемой конечности — мышечной силе 2, возможность преодолеть в движении тяжесть упражняемой конечности — мышечной силе 3.
Мышечную силу также подразделяют на 5 категорий (Центральный институт травматологии и ортопедии): полное отсутствие мышечного напряжения и движения—1; незначительное напряжение отдельных мышечных волокон при отсутствии движений—2; активные движения при облегченном исходном положении — 3; активные движения в любом исходном положении — 4; активные движения с преодолением некоторого сопротивления, приближающиеся к норме —5.
Для оценки объема движений и силы мышц в Институте неврологии АМН СССР пользуются шестибалльной системой: 0 — полное отсутствие активных движений; 1 — намек на движение; 2 — резкое ограничение движений, сила отсутствует; 3 — почти полный объем движений, но сила резко снижена, больной не может оказать активное сопротивление при растяжении мышц; 4—полный объем движений, но сила мышц снижена, хотя больной уже может оказать сопротивление при растяжении мышц; 5— норма.
Можно также оценить функцию мышц в процентах: 100% -5 баллов, 80% -4; 60%-3; 40% —2; 20% — 1; 0 — 0 баллов.
Оценка мышечной силы по любой шкале позволяет контролировать ее динамику в процессе лечебной гимнастики.

Лечебную гимнастику следует широко использовать в восстановительном периоде, когда уже возможны активные движения. Пораженные мышцы быстро устают, поэтому выполнять гимнастические упражнения нужно в облегченных исходных положениях.

Рис. 29. Лямки для подвешивания ноги.

Приступать к активной гимнастике можно лишь после того, как пассивные движения в полном объеме перестают вызывать спазм мышц; чаше это возможно на 3—4-й неделе от начала заболевания, а иногда и несколько раньше. В процедурах лечебной гимнастики активные упражнения применяют не только для развития движений парализованных конечностей, но и для оздоровления и укрепления всего организма ребенка. В связи с этим каждую процедуру лечебной гимнастики начинают с упражнений для здоровых мышечных групп и конечностей, затем постепенно вовлекают пораженные конечности, которым создают облегченные условия для выполнения движений. Этот метод «облегченной активной гимнастики» следует применять регулярно и длительно пока упражняемые парализованные мышцы достаточно окрепнут. Для укрепления ослабленной четырехглавой мышцы бедра и других сгибателей и разгибателей ноги рекомендуется подвешивать ногу на полотенце (лямки, гамаки), В таком положении ослабленные мышцы освобождаются от работы по преодолению тяжести ноги и создаются облегченные условия для выполнения упражнений (рис. 29). Подобные облегченные положения применяются и для упражнения мышц руки, например, двуглавой мышцы.
При висящей вдоль тела руке эта мышца не в состоянии сократиться, но стоит придать руке горизонтальное положение, и ослабленная мышца оказывается способной к сокращению.
Для облегчения активных движений больные выполняют упражнения в теплой воде — в ванне или в бассейне. Лечебная гимнастика в воде имеет важное значение в восстановительном периоде. Не меньшее значение в этом периоде имеет развитие опорной функции. Соответствующие упражнения начинают выполнять в положении лежа (упор стоп, полумост и др.), далее переходят к упражнениям на четвереньках, на коленях и стоя с опорой на снаряды и с помощью медицинского персонала (рис. 30).


Детям с тяжелыми распространенными параличами нижних конечностей для развития способности к стоянию и ходьбе назначают ортопедические аппараты (рис. 31). Для этой цели целесообразно применять беззамковый аппарат Н. А. Шенк, создающий условия для активного участия мышц в ходьбе, а следовательно, и для их систематическою упражнения .
Беззамковые аппараты эффективны в восстановительном периоде у больных без деформаций конечностей. Они показаны при односторонних поражениях нижних конечностей, а также при двусторонних, если сохранена функция мышц туловища и хотя бы частично ягодичных мышц одной нижней конечности (Н. А. Шенк). При односторонних поражениях нижних конечностей обучение ходьбе занимает около 1 мес. Шаг пораженной ногой первое время укорочен, но постепенно шаги становятся равномерными. В процессе обучения используют дополнительную опору: две или одну палки, поддержку и др. В связи с увеличением объема и длины конечностей у детей беззамковые аппараты следует удлинять каждые 3—4 мес (см. рис. 31).
При применении лечебной гимнастики следует обращать внимание на укрепление разгибателей корпуса, а также мышц пояса верхних конечностей и грудной клетки, чередуя гимнастические упражнения с дыхательными. Необходимо также шире применять корригирующие упражнения для позвоночника, способствующие развитию его статической и динамической выносливости.
Из большого и разнообразного арсенала упражнений лечебной физической культуры, на восстановление нарушенной функции опорно-двигательного аппарата можно активно влиять следующими;
Частная классификация гимнастических упражнений
Пассивные упражнения

  1. для здоровых мышечных групп и здоровых конечностей;
  2. элементарные, в облегченных исходных положениях с отягощением паретичной мускулатуры тяжестью конечности;
  3. свободные без напряжения: а) содружественные (одновременно со здоровой конечностью) и б) противосодружественные (изолиро· ванные для паретичных мышечных групп);
  4. с возрастающим усилием, с напряжением, е сопротивлением;
  5. дыхательные упражнения: а) без движения и б) с движением конечностей;
  6. не развитие элементарной координации и равновесия с постепенным усложнением, без снарядов и со снарядами;
  7. корригирующие для укрепления мышц корпуса, преимущественно разгибателей;
  8. на развитие опорной функции: в положении лежа, стоя на четвереньках, на коленях, сидя на наклонной плоскости с опорой для ног, стоя на месте и в передвижении (по ровному месту с поддержкой, на костылях, с упором на козелки, в беззамковых аппаратах Н. А. Шенк (см. рис. 31), между брусьями, у гимнастической стенки, у горизонтальной лестницы, по обычной лестнице, с преодолением элементарных препятствий к др.);
  9. эмоциональные, игрового характера: а) без снарядов, б) с мячами, игрушками и пр.;
  10. движения трудовые: рисование, лепка, вышивание, вязание, выпиливание, вырезание, работа в саду и пр.

Каждая процедура лечебной гимнастики предусматривает воздействие физических упражнений на весь организм больного, чередование нагрузки на здоровые и измененные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки и усложнение упражнений. Процедура не должна резко утомлять больного, но допустимо ощущение легкой усталости. Продолжительность процедуры от 15 до 30 мин. Для лечебной гимнастики с детьми, перенесшими полиомиелит, помимо общепринятого оборудования, необходимо иметь параллельные брусья или перила, допускающие установку на разную высоту, лестницу с перилами, костыли и «ходилки» разных размеров, сандалии, трехколесные велосипеды, зеркало, наколенники и рукавицы для ползания и др. Для успеха лечебной гимнастики важное значение имеет настойчивость медицинского персонала в проведении упражнений и развитие волн ребенка к активным движениям.
Опухоли спинного мозга (послеоперационный период). Опухоли спинного мозга по локализации делятся на интрамедуллярные и экстрамедуллярные. По отношению к твердой мозговой оболочке экстрамедуллярные опухоли в свою очередь подразделяются на интра- и экстрадуральные. Наиболее часто встречаются опухоли экстрамедуллярные и интрадуральные.

Экстрамедуллярные опухоли обычно развиваются из элементов корешков и мозговых оболочек. Рост опухоли обусловливает компрессионное влияние на сливной мозг, вызывая в первой стадии заболевания симптомы корешкового раздражения, во второй — чувствительные и двигательные расстройства, чаще по типу паралича Броун-Секара; конечной стадии свойственна картина поперечного поражения спинного мозга.
В зависимости от локализации опухоли наблюдаются различные двигательные расстройства. Так, при локализации опухоли в шейном отделе развивается вялый паралич верхних конечностей и спастический — нижних; при опухолях грудного отдела — спастические параплегии нижних конечностей; при опухолях в области поясничного утолщения и конского хвоста —вялые атрофические параличи ног, а при локализации опухоли в поясничных сегментах наряду с атрофиями в проксимальных отделах ног наблюдаются спастические явления в дистальных отделах. Радикальным методом лечения является оперативное удаление опухоли, при этом чем раньше установлен диагноз и оперирован больной, тем больше надежды на полное восстановление. Позднее удаление опухоли при спастической параплегии, существующей 2—3 года, чаще приводит лишь к частичному восстановлению функций, так как длительное сдавление опухолью вызывает в спинном мозге деструктивные изменения. Вялые параличи более устойчивы и почти неизлечимы. После оперативного вмешательства через 8—10 дней при гладком послеоперационном периоде целесообразно назначить лечебную гимнастику для восстановления нарушенных движений.
В первые две недели оперированный больной может выполнять элементарные упражнения для рук и ног. Большое внимание уделяют глубокому дыханию. В зависимости от глубины пареза или паралича назначают упражнения, посылающие импульсы к сокращению паретичных мышц, пассивные движения, упражнения с помощью, а затем и активные в облегченных исходных положениях с постепенным усложнением. Применяют упражнения с изменением положения больного (лежа на спине, на боку, на животе, переход в «полумост»). Со второй недели занятий лечебной гимнастикой добавляют упражнения корригирующего воздействия для укрепления разгибателей корпуса.
Далее проводят лечебную гимнастику в комплексе с массажем.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »