Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная физическая культура при неврастении - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Неврастения (основной невроз по И. П. Павлову) — самый распространенный невроз. До недавнего времени неврастению рассматривали как симптомокомплекс, имеющий различные причины.

Ряд авторов считают, что неврастения характерна для жителей больших городов, но наблюдается и среди жителей сельских местностей. По данный B. К. Хорошко (1943), в основе неврастении лежит переутомление и истощение организма, по данным других авторов [Футер Д. С., 1954; Ходос X. Г., 1956]— интоксикации, инфекции и травмы мозга. Некоторые авторы без достаточных оснований делили неврастению на психогенную и соматогенную. Против такого деления возражает C. Н. Давиденков (1947), считающий, что неврастения развивается чаще всего под влиянием более или менее длительной психической травмы. Недоедание, утомительная работа, недосыпание и другие подобные факторы лишь способствуют возникновению неврастений [Четвериков Н. С., 1966]. Неврастению следует понимать как заболевание, возникающее вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжения нервной системы, превосходящего пределы выносливости, имеющие в своей основе ослабление процесса внутреннего торможения и клинически проявляющееся сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости.
Наиболее характерным клиническим проявлением неврастении считают повышенную реактивность и быструю истощаемость.
Клинические проявления неврастении характеризуются тремя состояниями нарушения высшей нервной деятельности (Давиденков С. Н., Четвериков Н. С., Иванов-Смоленский А. Г. и др.): 1) ослаблением внутреннего торможения и. следовательно, усилением раздражительного процесса (неврастения); 2) патологической лабильностью раздражительного процесса при одновременной слабости тормозного процесса; 3) разлитым торможением в коре головного мозга и ослаблением раздражительного процесса (гипостения) (табл. 16).
При неврастении наиболее ярко выражены вегетативные нарушения; на втором месте стоит истерия, а на третьем — психастения.
Одной из причин выраженных вегетативных расстройств при неврастении является сдерживание эмоциональных реакций как необходимый элемент поведения человека в обществе (схема по П. К. Анохину см. рис. 36).
При лечении больных неврастенией можно широко использовать лечебную физическую культуру как метод патогенетической терапии.

Таблица 16
Клиническая характеристика форм (стадий) неврастении

Современные клинико-патогенетические основы лечебной физической культуры при неврозах базируются на положениях отечественной физиологии (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Η. Е. Введенский. А. А. Ухтомский, П. К. Анохин и др.) и клиники (С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, В. М. Бехтерев, Л. О. Даркшевич, Г. И. Россолимо, В. К. Хорошко и др.).


Рис. 36. Распространение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе при сдерживания эмоции (по П. К. Анохину).
Учение И. П. Павлова позволило глубже анализировать патогенетические проявления при неврозах, раскрывать и объяснять сущность отдельных клинических симптомов и в связи с этим правильно назначать и применять лечебную физическую культуру в комплексной терапии больных неврозами.
Сотрудница И. П. Павлова М. К. Петрова предложила два метода лечения экспериментальных неврозов: а) фармакологический и б) физиологический — отдых, тренировка, закаливание. Эти три средства физиологического активного влияния на нервную систему используются в лечебной физической культуре.
Лечебная физическая культура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений, природных факторов при регламентации общего режима больного. Физические упражнения непосредственно влияют на основные патофизиологические явления при неврозах. Упражнения выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение, торможение), координируют функции коры и подкорки, первой к второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Лечебное значение движений при неврозах нельзя рассматривать лишь с биологических, физиологических, патофизиологических и клинических позиций. Лечебная физическая культура, помимо лечебно-профилактических, ставит перед собой и воспитательные задачи —она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Систематическая тренировка всех звеньев нервной системы способствует изменению и выравниванию поведения больных, их большей организованности и выдержанности в коллективе. Улучшение поведенческих реакций следует объяснить взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем о процессе обучения больных неврозами физическим упражнениям. По словам И. П. Павлова, вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. В связи с этим тесный контакт врача и методиста лечебной физической культуры с больным в течение всего лечебного курса является залогом успеха. Спокойный и уверенный тон, соответствующей внешний вид медицинского персонала играют важную роль при проведении с больными данной группы лечебной гимнастики, прогулок, игр и пр. При групповых процедурах лечебной физической культуры команду следует подавать спокойным и уверенным тоном, требуя вместе с тем правильного выполнения упражнений. Необходимо фиксировать внимание больного на ошибках, поправлять их и одновременно подчеркивать малейший успех в освоении упражнений. Следует учитывать положительное влияние физических упражнений на эмоциональную сферу больного. По выражению С. И. Спасокукоцкого, «поднять настроение больного человека — это наполовину его вылечить». Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, гребли, катания на лыжах и др. стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, отвлекают от болезненных переживаний, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных невротических явлений и создают более уравновешенное состояние. Положительные эмоции, особенно яркие при играх, купании в море или реке, прогулках на лыжах и др., улучшают деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы (см. рис. 36.).

Систематические, методически правильные физические упражнения повышают у больных неврозами устойчивость нервно-психической сферы к различным воздействиям окружающей среды, способствуют развитию более уравновешенной реакции поведения. В действии физических упражнений и закаливающих факторов важную роль играют различные рецепторы. Во время физических упражнений, кроме зрительного, слухового, осязательного анализаторов, включаются анализаторы движения, сигнализирующие в двигательную область коры больших полушарий как об отдельных положениях, так и о движениях тела. Физическая тренировка способствует уравновешиванию внутренней среды организма с внешней средой, причем ведущую роль в этом играет процесс тренировки и закаливания больных.
Назначая лечебную физическую культуру при неврозах, в частности, при неврастении, необходимо учитывать общие закономерности закаливания и тренировки.
Они основаны на системности применения, повторяемости, регулярности, длительности, постепенности и адекватности. Закаливание и тренировка являются общими неспецифическими раздражителями, погрешности в их регулярном использования приводят к детренированности и дезакклиматизации. Тренировка улучшает работоспособность организма, а закаливание — устойчивость его к воздействиям внешней среды. Эти процессы, взаимно дополнял друг друга, оздоровляют организм.
В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм. При этом необходимо учитывать, что больные неврозами нуждаются в щадящем отношении. Так, большие нагрузки, особенно с элементами соревнования, неадекватны состоянию регуляторных нервных механизмов, нарушают нервную регуляцию функций и приводят к нервным дистрофиям (А. Д. Сперанский). Необходимо соблюдать умеренность в физических нагрузках и обеспечивать больным спокойную внешнюю обстановку. Лечебная физическая культура — это не только процесс упражнения, она одновременно играет роль охранительного режима, призванного предупреждать легкую ранимость, сниженную устойчивость и быструю истощаемость нервной системы больного.
У больных неврозами важное значение приобретает смена обстановки и впечатлений. Еще С. П. Боткин писал, что «первая задача при лечении должна состоять в той, чтобы держать вашего больного в состоянии возможного физиологического равновесия, соединенного с переменой обстановки и образа жизни»*. Той же позиции придерживался и И. П. Павлов, который подчеркивал, что «медицинские предписания пациенту (при неврозах), остающемуся на месте, едва ли могут помочь, раз основная причина заболевания продолжает действовать. Тут единственный выход — вырвать человека из его обстановки, освободить от постоянной работы, перехватить течение неотвязных мыслей и на известный срок сделать для него целью исключительное внимание к здоровью»**.
Направленность лечебного действия физических упражнений при неврозах следует рассматривать с позиций единства физического и психического, что делает понятным положительное влияние физических упражнений на нервно- психическую сферу больных. И. П. Павлов писал: «Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, я быстро успокаиваюсь». По-видимому, смена деятельности и положительное влияние мышечной работы на нервные процессы способствуют уравновешиванию их динамики в коре головного мозга. О положительном влиянии физических упражнений на психическую сферу писал и французский философ Жан Жак Руссо: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покос, и почти не могу думать: необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».
Лечебную физическую культуру при неврозах и особенно при неврастении следует рассматривать как метод, способствующий снижению патологических явлений высшей нервной деятельности, а также воспитанию более организованного поведения больного в коллективе, его общему оздоровлению, укреплению и повышению обшей работоспособности. Назначение лечебной физической культуры при неврастении диктуется, с одной стороны, патофизиологическими нарушениями высшей нервной деятельности, а с другой — состоянием больного и клиническими явлениями данного заболевания.
*Боткин С. П. Общие основы клинической медицины,—М, I960, с. 500.
**Общий курс физиологии. Под ред. В. В. Савич— Л., 1924,  100—101.

Ряд невропатологов и психиатров (В. А. Гиляровский, С. Н. Давиденков,В. К. Хорошко, Н. С. Четвериков и др.) неоднократно указывали на лечебно-профилактическое и гигиеническое значение лечебной физической культуры при неврозах.
При подборе физических упражнений и построении курса упражнений необходимо принимать во внимание изменении в эмоциональной сфере, расстройства сна и ряд вегетативных нарушений. Лечебную физическую культуру при неврастении следует применять дифференцированно в зависимости от формы (стадии) заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим нагрузкам.
Первая форма неврастении (гиперстеническая) характеризуется ослаблением процессов торможения и преобладанием процессов возбуждения. Она встречается наиболее часто. Так, по материалам Л. Н. Канаева (1962), в санаториях Южного берега Крыма гиперстеническая форма наблюдалась в 79,3%, переходная форма — в 18,4% и гипостсническая—в 2,3% случаев.
При гиперстенической форме неврастении относительно сохраняется адаптация больных к физическим нагрузкам. Отклонения в эмоциональной сфере выражаются в раздражительности, несдержанности, беспокойстве, эмоциональной лабильности. Обычно наблюдается повышенная возбудимость, больные плохо владеют собой к часто конфликтуют с окружающими. Сон у больных нарушается—они плохо засыпают и часто просыпаются, нередко жалуются на головные боли, Имеется ряд вегетативно- дистонических явлений, причем на первый план выступают нарушения сердечно-сосудистой системы (боли в области сердца, тахикардия, повышение артериального давления и др.). Часто отмечаются стойкий красный дермографизм, повышенная вазомоторная возбудимость, усиленная потливость, Наблюдаются разнообразные вегетативные асимметрии (данные осциллографии, капилляроскопии, кожной температуры и др.), особенно часто изменяется артериальное давление.
Лечение больных гиперстенической формой неврастении должно способствовать усилению процессов торможения в коре головного мозга.


Риc. 37. Физические упражнения в воде с больными гиперстенической формой неврастения.
Таким больным очень полезна строгая регламентация режима, особенно чередования сна и бодрствования, а также сочетание активных форм лечебной физической культуры с пассивным отдыхом на воздухе. У больных этой группы различные физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, ближнего туризма, прогулок на лыжах, купания и плавания и др. способствуют организации поведения в коллективе, урегулированию общей реактивности, оздоровлению и укреплению всего организма. Больные с гиперстенической формой неврастении обычно хорошо переносят занятия утренней гигиенической и лечебной гимнастикой. В первой половине лечебного курса назначают простые упражнения, не требующие напряженного внимания. Затем в занятия постепенно вводят упражнении более разнообразные и с более сложной координацией движений. Постепенно назревают требования к точности выполнении упражнений. Упражнения следует делать ритмично, в спокойном темпе; после относительно трудных упражнений рекомендуется включать дыхательные. Целесообразно применять физические упражнении в воде (бассейне, естественных водоемов, рис. 37). Во второй половине лечебного курсе вместе с возрастанием общей физической нагрузки (применение более сложных упражнений на координацию и с усилием) повышают требования к точности выполнения упражнений, назначают упражнении с замедлением темпа движений, на внимание и равновесие. Используют и приемы самомассажа (табл. 17).

Лечебная физическая культура при различных формах (стадиях) неврастении

Следует обращать самое серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команда методиста лечебной физической культуры должна быть спокойной, требовательной, сопровождаться короткими и четкими пояснениями, способствовать появлению бодрости и хорошего настроении в процессе занятий. Необходимо шире использовать различные упражнения с мячом в игровой форме — мяч в кругу с различными способами перебрасывания, эстафетные игры с передачей мячей и других предметов, эстафетные комбинации с пробежками и др. Подвижные игры дополняют играми спортивными, это крокет, кегли, городки, волейбол, бадминтон, теннис. В зависимости от состояния, тренированности, индивидуальной реакции больного (пульс, усталость, возбудимость, поведение в коллективе) следует дозировать такие игры, как волейбол и теннис. Игру ограничивают во времени (от 15 мин до 1 ч), вводит кратковременные паузы и дыхательные упражнения, упрошенные правила. Для преодоления неуверенности, страха и других невротических реакций рекомендуется применять упражнения в равновесии на узкой и приподнятой площади опоры (скамейка, бревно и лр.), лазание, подскоки, прыжки, а также прыжки в воду с постепенным усложнением, плавание, упражнения в метании мячей и др. Особенно необходим больным активный контакт с естественными природными факторами. Другими словами, в условиях жизни больных неврастенией важна гармония цивилизации с природой. Стоит пожить несколько дней среди природы, вдохнуть ароматный воздух полей и леса, ощутить свежесть раннего утра и лесную прохладу в знойный день, как уравновешивается состояние нервной системы, артериальное давление, улучшается общее самочувствие больного. Особую пользу приносят лыжные прогулки зимой и регулярные пешеходные прогулки и ближний туризм летом, весной и осенью. Они оказывают тренирующее влияние на систему кровообращения, дыхания, улучшают функциональную приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам. Катание с гор на лыжах воспитывает и развивает уверенность, решительность и благотворно действует на функцию вестибулярного аппарата. Прогулки на лыжах положительно влияют на нервно-психическую сферу больных неврастенией, поскольку на них положительно действует совершенно иной комплекс обстановочных рефлексов, чем в обычных профессионально-бытовых условиях.
Мышечная деятельность на морозном воздухе повышает общий тонус и создаст бодрое настроение. Красота сменяющихся зимних пейзажей, особенно в солнечную погоду, тишина выпинают радостные эмоции у больных, способствуя разгрузке нервной системы от обычных раздражителей, снизанных с профессиональной деятельностью.
Большое лечебно-профилактическое значение имеют регулярные дозированные прогулки и различное время дня в зависимости от режима работы больного. Полезны также прогулки за городом, положительно влияющие на нервно-психическую сферу, отвлекающие больного от ухода в болезнь. После прогулки на свежем воздухе продуктивность творческий работы значительно повышается. О. В. Камышева установила, что во время прогулки на 2—3 км выравниваются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, уменьшаются сосудистые асимметрии. Больным неврастенией, особенно в первой стадии, необходимо регулярно заниматься туризмом. В условиях санатория больным доступен только ближний туризм (до 3 дней), а работающие больные во время отпуска могут совершать и более длительные туристские походы. Желательно использовать водные магистрали (реки, водохранилища, каналы, озера) для прогулок на лодках и байдарках. Полезно вспомнить слова древнегреческого поэта Еврипида: «Моря и реки не только смывают страдания людей, но возрождают их дух, их волю, их энергию».
В зависимости от интересов больного можно рекомендовать рыбную ловлю (удочка, спиннинг и др.) и охоту, вызывающие радостные эмоции и активно влияющие на перестройку нервно-психической сферы (табл. 18).
Вторая форма неврастении (раздражительная слабость) — характеризуется патологической лабильностью возбудительного процесса и слабостью тормозного. Для переходной формы неврастении наиболее типична быстрая смена состояния возбуждения и апатии, быстро наступающее истощение, снижение выносливости организма. Во второй половине дня больные становятся нетрудоспособными, сонливыми и плохо воспринимают окружающее. При этой форме неврастении наблюдается эмоциональная лабильность (слабость), выражающаяся в частых сменах настроения, слезливости, необоснованной обидчивости: больные впечатлительны, тревожны, мнительны, ночной гоп у них обычно прерывистый поверхностный и недостаточный, что сказывается на настроении днем.
Большинство больных (85%, по Четверикову И. С., 1966) жалуются на повышенную возбудимость вегетативной нервной системы. Нарушения системы кровообращения обычно проявляются в болях в области сердца, сердцебиении, аритмиях, лабильности артериального давления, похолодании и побледнении кожи кистей и стоп, стойком красном, а иногда и белом дермографизме. У ряда больных бывают приступообразное удушье, общая -слабость, озноб, разбитость и повышенная потливость. В основе этих приступов лежит раздражение гипоталамической области (диэнцефалоз по И. С. Четверикову).
При применении лечебной физической культуры у данной категории больных общая физическая нагрузка должна быть более умеренной, чем при неврастении первой стадии. Рекомендуются облегченные и по построению более простые упражнения. Необходимо соблюдать ритмичность упражнений. Целесообразно также назначать упражнения на ускорение и замедление темпа движений, а также несложные упражнения на координацию и развитие равновесия.

Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией и первой стадии (гиперстения, середина лечебного курса)

При вегетативных нарушениях, прежде всего сердечно-сосудистой системы, надо более строго дозировать упражнения с силовым напряжением и относительно шире использовать дыхательные упражнения, следить за постепенностью возрастания и снижения обшей физической нагрузки (табл. 19).
Утренняя гигиеническая гимнастика применяется только раздельным методом с паузами во время объяснения упражнений. Объяснения должны быть точны, кратки, доступны, их сообщают в бодром тоне, требуя от больных правильного выполнения упражнений. При проведении утренней и лечебной гимнастики стараются повысить настроение больных. С этой целью вводят различные упражнения в игровой форме и наиболее простые подвижные игры. Продолжительность процедуры 20—25 мин.
У больных неврастенией первой и второй стадии на утренней гигиенической гимнастике и процедурах лечебной гимнастики целесообразно использовать музыкальное сопровождение. Музыка положительно влияет на нервно- психическую сферу больного, что необходимо учитывать при неврозах. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы двигательной области и вегетативной сферы, поскольку ритм движений и ритм внутренних органов, в том числе и сердечно-сосудистой системы, согласуются по типу моторно-висцеральных рефлексов [Могендович Μ. Р., 1972]. Влияние музыки на нервно-психическую и соматическую сферы организма человека проявляется по-разному. Так, марши повышают общий тонус организма и создают бодрое настроение. Мажорная музыка выравнивает артериальное давление, усиливает пульс и дыхательные движения. Музыка повышает газообмен и электрический потенциал кожи, усиливает приток крови к мозгу, повышает чувствительность периферического зрения; она изменяет тонус мышц как в сторону повышения (мажорная), так и в сторону понижения (минорная).
Музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями при неврозах создает положительные эмоции у больных, отвлекает их внимание от болезненных переживаний, оказывает общетонизирующее влияние. Музыкальное сопровождение облегчает выполнение физических упражнений.
Лечебную физическую культуру для больных с данной формой неврастении следует строить так, чтобы активные движения чередовались с пассивным отдыхом, преимущественно на открытом воздухе.

Примерная схема лечебной гимнастики для больных неврастенией второй стадия (раздражительная слабость; середина лечебного курса)

Нужно разнообразить формы лечебной физической культуры (гимнастика, пешие прогулки, игры, купание, прогулки на лыжах и др.) при умеренной общей нагрузке. Необходимо учитывать интересы и склонности больного. Рекомендуется дозированная трудотерапия.
Третья форма неврастении (гипостения) характеризуется развитием разлитого торможения, и ее рассматривают как тормозную. На первый план выступают явления астении, слабости, выраженного снижения переносимости физических нагрузок. Больные как бы потеряли выносливость и веру в свои силы. У них резко снижена работоспособность, что связано с повышенной умственной и физической утомляемостью. Эмоциональные реакции бедны. Больные обычно вялы, медлительны, стремятся к уединению. Часто у них снижена память как на отдаленные, так и на недавние события. Больные угнетены, тревожны, ожидают неприятных событий, врачам не доверяют, на вопросы отвечают неохотно. У больных отмечается повышенная мнительность, впечатлительность, они прислушиваются к своим' болезненным ощущениям, переоценивают тяжесть своего состояния и в связи с этим часто требуют различных повторных обследований [Четвериков Н. С., 1966]. При гипотонической форме неврастении больные жалуются на сильные боли в области сердца и нарушение его функция, тяжесть в голове, головокружения, неустойчивую походку и др. У них часто наблюдается артериальная гипотония. Усиление тормозных процессов в коре головного мозга распространяется и на подкорковые вегетативные центры, вызывая снижение их функции.
Лечебную физическую культуру при гипостенической неврастении с выраженным ухудшением переносимости физических нагрузок применяют еще с большим их ограничением, чем при неврастении первой и второй стадии.
Назначают наиболее облегченные, простые по построению упражнения. В процедуру включают паузы для отдыха, вводят упражнения в облегченных исходных положениях (лежа и сидя), для повышения общего тонуса включают упражнения корригирующие и с дозированным напряжением, которые чередуют с дыхательными. Используют также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Продолжительность процедуры лечебной гимнастики 15—20 мин. Обычно процедуры лечебной гимнастики проводят индивидуальным или малогрупповым методом (табл. 20).
Примерная схема процедуры лечебной гимнастики для больных неврастенией третьей сходни (гипостения, середина лечебного курса)

Таблица 2'

Больным этой группы следует рекомендовать дозированные пешие прогулки, прогулки на лыжах продолжительностью не более 30—45 мин с последующим пассивным отдыхом. При благоприятной погоде проводят последовательное закаливание организма, обтирания (частичное, до пояса, полное), кратковременные души и купание с последующим растиранием тела и пассивным отдыхом.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »