Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная физическая культура при истерии - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Физиологические и психологические особенности больных истерией и психастенией существенно различны. При истерии преобладают функции подкорки и влияние первой сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, смене настроения, яркой эмотивности, неустойчивости и др. "Истеричный субъект,— писал И. П. Павлов,— живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляемой не корковой деятельностью, а подкорковой"1. Так, при слабости коры, при ее торможении по закону положительной индукции (И. П. Павлов) происходит повышение тонуса организма. Это и характеризует физиологическую основу истерик, при которой эмоциональная жизнь преобладает над рассудочной. Подвижность истеричных больных отражает расторможенность подкорковых отделов головного мозга. Проявления истерии очень разнообразны. Так, П. Б. Ганнушкин в своей монографии «Клиника психопатии» (1933) писал, что для истерии типично: 1) стремление обратить на себя внимание окружающих; 2) отсутствие правильного объективного представления о других и о самом себе. Эмоциональная жизнь больных истерией капризно неустойчива, чувства поверхностны, привязанности непрочны и интересы неглубоки. Каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя, на эффект. Они хватаются за любое дело, часто разыгрывают из себя несчастных, обиженных, обычно завистливы и ревнивы. Будучи неистощимы на выдумки и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себя в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. Бессильный и слабый истерик проявляет энергию, настойчивость и выносливость тогда, когда это требуют от него законы, господствующие в его психике (табл. 21).
1 Четвериков И. С. Неврозы, их лечение и профилактика.— М., 1966, с. 12.
Лечебная физическая культура при неврозах
Таблица 21

 

Истерия

Психастения

Патофизиологическая и клиническая характеристика

Процесс торможения ослаблен, преобладание подкорки и первой сигнальной системы. Повышенная возбудимость, частая смена настроений. Яркая эмоциональность и др.

Преобладают процессы торможения, вторая сигнальная система. Инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты,. эмоциональная подвижность снижена

Задачи

Развитие тормозного процесса, регламентация поведенческих реакций в коллективе, дисциплинированность и др.

Повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических к эмоциональных реакций

Методика

Лечебная гимнастика групповым истодом, повышенная требовательность к дисциплинированности и точному выполнению упражнений. Команда спокойная и четкая. Упражнения выполняются ритмично, с изменением я особенно с замедлением темпа

Лечебная гимнастика групповым методом. Упражнения с ускорением темпа, на равновесие, в метании и ловле мяча, с преодолением препятствий и др. Эмоциональный фои процедуры поддерживать с использованием игр

 

Упражнения с усложнением координации, на равновесие. Упражнения без показа

 

Применение лечебной физической культуры в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной гимнастикой с использованием различных упражнений с замедлением в изменением темпа, упражнения на точность остановки движения, четкая и спокойная команда и требования к точности выполняемых движений могут положительно влиять на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуется выполнять упражнения после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе (Копшицер И. З., 1965). Подбор и применение упражнений направлены на усиленно внутреннего торможения.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »