Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная физическая культура при писчем спазме - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Писчий спазм (графоспазм, дисграфия, писчая судорога и др.) рассматривается как координаторный невроз преимущественно профессионального характера. Расстройства наблюдаются только при движениях, необходимых для письма. Те же мышечные группы правильно выполняют всякую другую работу, которая требует различной коордикаторный деятельности. Писчий спазм характеризуется судорогами, дрожанием и болями в мышцах рук, при письме.
В зависимости от преобладания в клинической картине тех или иных симптомов (спазм, парез, дрожание, боль) писчий спазм подразделяется на: а) спастическую, б) паралитическую, в) дрожательную и г) невралгическую формы. Однако эти формы чаще сочетаются и бывают спастико-дрожательная, спастико-неврологическая, дрожательно-паралитическая формы и др.
При спастической форме в начале письма у больных развивается судорожное подергивание в пальцах и предплечье, при паралитической преобладает слабость мышц руки и больной лишается возможности продолжать работу (письмо); при дрожательной форме больные не могут управлять движениями руки, а излишние непроизвольные движения мешают письму; при невралгической форме во время письма появляются боли в мышцах руки, что нарушает нормальный процесс письма.
Указанные нарушения в нервно-мышечном аппарате руки ухудшают почерк, а в дальнейшем процесс письма делается все более трудным и даже невозможным. Патогенез писчего спазма пока полностью не расшифрован. Надо полагать, что писчий спазм чаще развивается вследствие чрезмерной профессиональной нагрузки, особенно при быстром письме, волнении и недостаточном отдыхе работающих мышечных групп. Развитию писчего спазма могут способствовать неправильная посадка и неправильное положение кисти руки при письме, излишнее напряжение, тонкая ручка и др.
Патогенез писчего спазма можно объяснить с позиций учения И. П. Павлова. Так, при чрезмерно длительном и быстром письме может постепенно накапливаться перенапряжение как самих нервных процессов, так и их подвижности, приводящее в конце концов к срыву по тому же механизму, по которому вообще образуются неврозы (С. Н. Давиденков).
Недостаточная ясность патогенеза заболевания весьма затрудняет его лечение. Лучшие результаты наблюдаются при лечении в начальной стадии заболевания. Лечебная гимнастика и массаж играют большую роль в лечении двигательных расстройств и изменении тонуса мышечной системы. Систематически выполняя гимнастические упражнения и применяя массаж, можно влиять на все отделы нервной системы и налаживать нервно-мышечную регуляцию функции движения. Удовлетворительные результаты дает комплексная терапия, включающая лечение длительным сном с последующим длительным курсом лечебной физической культуры.
Необходимо освободить больного от деятельности, способствовавшей появлению судорог. Несмотря на то что писчий спазм — явление местное, благотворно действует общеукрепляющая гимнастика.

В связи с этим специальные упражнения для правой руки, в частности для кости, необходимо постоянно чередовать с упражнениями для здоровых мышечных групп, что обеспечивает общую нагрузку и влияет на координацию движение, мышечный тонус и работоспособность мышц. Активные упражнения, пассивные движения и массаж руки не следует ограничивать ее дистальным сегментом. Важное значение имеют упражнения для мышц всей руки, в частности для плеча и пояса верхних конечностей, т. е. для проксимального сегмента. Можно полагать, что потоки эфферентных импульсов от этих мышц в силу отрицательной индукции устраняют застойное возбуждение при писчем спазме.
Для упражнений проксимального сегмента руки следует использовать разнообразные движения в плечевом суставе с большой амплитудой, маховые упражнения, движения боксера (без сжимания кисти в кулак), перебрасывание медицинбола массой 1—2 кг как партнеру, так и с другой руки на другую. Из-за развития у больных при письме пронации кисти целесообразно применять ротационные упражнения как прямой, так и согнутой в локтевом суставе рукой с многократным повторением супинации кисти (постепенно увеличивая число упражнений). Также целесообразно назначать упражнения с элементами силового напряжения типа смешанных висов, связанных с преодолением тяжести тела (прилегания, подтягивания), и упражнения с сопротивлением партнера. Следует избегать спастических напряжений кисти, особенно при сжатии ее в кулак.                                                               
Приведенные выше упражнения следует чередовать с упражнениями на расслабление; свободными маховыми движениями рукой с ограниченной амплитудой или легкими потряхиваниями рукой, а также с расслаблением мышц руки с опорой ее о снаряд и др. Практическое значение имеют игровые упражнения с мячом.
Для кисти рекомендуются упражнения на разгибание и сгибание, разведение и сведение, противопоставление пальцев и др. Важное практическое значение имеют упражнения с самосопротивлением при движении как отдельных пальцев, так и всей кисти.
Начинать процедуру лечебной гимнастики следует с общеоздоровительных упражнений, включая в промежутки между ними упражнения для проксимального сегмента руки, а также для пальцев и кисти. Длительность индивидуальной процедуры от 20 до 30 мин.


Лечебную гимнастику дополняют массажем. Массировать необходимо всю руку и пояс верхних конечностей. В области трапециевидной мышцы могут быть уплотнения, поэтому назначают пальпаторный массаж (вибрация и растирание пальцем). Начинать процедуру следует с поглаживания и растирания всей руки. Затем более активно и детально массируют кисть и пальцы. Эти приемы дополняют пассивными движениями. Особенно тщательно следует массировать межкостные мышцы и мышцы V и 1 пальцев, а также сухожилия и их влагалища, где нередко бывает местная болезненность. Следующим этапом процедуры является массаж плеча и пояса верхних конечностей, а затем необходимо вернуться к массажу кисти и предплечья. Процедуру завершают общим поглаживанием я растиранием всей руки.
Рис. 39. Правильное положение пальцев при упражнения в письме.


Рис. 40. Восстановление навыка письма [Найдин В. Л., 1972].

а — наименьший захват карандаша при нарушении двигательного навыка письма (афферентный парез); б, в — захват карандаша с его эластичной фиксацией.

Массаж имеет особенности, зависящие от формы писчего спазма. Так, при паралитической форме применяют активный массаж с разминанием и «рублением» мыши, что улучшает трофику ослабленных мыши. При спастической и дрожательной формах проводится более поверхностный массаж, преимущественно поглаживание а растирание. При невралгической форме основное внимание уделяют болевым точкам.
Продолжительность лечения гимнастикой, массажем (в теплом помещении) должна быть не менее l,5 мес, а иногда и значительно больше, так как это заболевание чрезвычайно затяжное и нередко плохо поддается лечению. Если до лечения было выраженное нарушение письма, то спустя 1—1,5 мес приступают к обучению больного этому процессу. Рекомендуется пользоваться толстой ручкой, чтобы не сгибать и не напрягать пальцы (рис. 39). Упражнения в письме следует выполнять 2—3 раза в день по 3—5 мин, постепенно увеличивая их продолжительность.
При нарушении двигательного навыка письма В. Л. Найдин рекомендует эластический фиксатор пальцев. Это необходимо для уменьшения содружественных движений пальцев рук и выполнения движений с включением лучезапястных суставов (рис. 40).
Нельзя допускать утомления и напряжения мышц кисти. Позднее, после значительного улучшения письма, можно пользоваться обычной, но не тонкой ручкой.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »