Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Влияние физических упражнений на организм больного - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Основные пути влияния физических упражнений на организм больного
В основу научного обоснования лечебной физической культуры положены достижения русской физиологической школы И. М. Сеченова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), И. Е. Введенского (1852—1922), А. А. Ухтомского (1895—1942) и др. Следует также учесть достижения советской школы физиологов (К. М. Быков, П. К. Анохин, Э. А. Асратян и др.) и результаты последовательного изучения физиологического действия на организм здорового человека физических упражнений и спорта (А. Н. Крестовников, В. С. Фарфель, В. В. Ефимов и др.).
Ряд наблюдений над действием дозированных физических упражнений в лечебных учреждениях позволил уточнить особенности реакций организма на этот вид лечебного воздействия.
Особенно важное значение для понимания действия физических упражнений на организм больного имеет физиологическое учение И. П. Павлова, позволяющее глубже анализировать патогенетические основы заболевания, раскрывать и объяснять сущность отдельных клинических синдромов и в связи с этим обоснованно применять в клинике нервных болезней метод лечебной физической культуры.

Физические упражнения, применяемые при заболеваниях нервной системы, оказывают разностороннее влияние на организм через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм является основным: он определяет реакцию всего организма и поведение человека.
Со времен Гиппократа физические упражнения рассматриваются как стимуляторы физиологических процессов. Это стимулирующее влияние осуществляется через нейрогуморальные механизм регуляции функций. Вся нервная система — от клеток коры головного мозга до периферического рецептора вовлекается в реакцию на физические упражнения. К этому необходимо добавить влияние гуморальных сдвигов. При физических упражнениях продукты мышечной деятельности, поступая в кровь, стимулируют функцию основных систем.
Таким образом, общее комплексное действие физических упражнений на больных, осуществляемое в первую очередь через нервный механизм, дополняется гуморальным влиянием, основанным как на неспецифических (продукты обмена при мышечкой деятельности), так и на специфических (гормоны) веществах. Такое взаимодействие и единство нейрогуморального механизма обеспечивают общую реакцию больного на различные вилы физических нагрузок.
В противоположность старым локалистическим представлениям современные взгляды позволяют рассматривать физические упражнения как неспецифический раздражитель, обусловливающий общую реакцию организма. Метод лечебной физической культуры ценен тем, что он по своей сущности не локалистичен, чей и объясняется успешность его применения у различных больных.
В реакции больного на физическое упражнение первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функции основных систем. Работы А. А. Ухтомского, А. Н. Крестовникова, В. В. Ефимова и других исследователей показали, что уже одно психомоторное представление о физической нагрузке вызывает сдвиги в гемодинамике, газообмене, токах действия мышц и др. (рис. 8).
Например, воображаемая физическая нагрузка увеличивает возбудимость зрительных центров, учащает пульс, повышает систолическое и диастолическое артериальное давление [Ефимов В. В., 1926; Мошков В. Н., 1956; Атаев З. М., 1959].

Рис. 8. Обследуемый З., 31 год. Практически здоров. Изменение биопотенциалов мышц при мысленном представлении движения (З. М. Атаев).
Таким образом, представление о физической нагрузке вызывает у больного ответ в виде «настройки» (пусковой механизм), важным звеном в котором является нервно-психическая регуляция физиологических процессов.
При травмах и заболеваниях нервной системы психика больного часто угнетена, заторможена. Под влиянием сознательно-волевого выполнения физических упражнений такое торможение уменьшается и даже достигается расторможение, обусловленное повышением возбудимости нервной системы. Некоторые физиологи считают это явлением облегчения. В этом периоде как возникновение, так и проведение возбуждения облегчены. Необходимо также учитывать и психотерапевтическое влияние физических упражнений (рис. 9).
При физических упражнениях в коже, мышцах, сухожилиях, суставах появляются афферентные импульсы, влияющие на характер и направление потоков нервных возбуждений, возникающих в головном мозге, а они в свою очередь стимулируют развитие нарушенных двигательных функций. И. П. Павлов указывал, что пассивное воспроизведение определенного движения посылает импульсы в соответствующие двигательные клетки коры, раздражение которых вызывает данное движение. Таким образом, физические упражнения обеспечивают стимуляцию двигательных центров. Кроме того, под влиянием систематической тренировки улучшается функция проводящих нервных путей и периферических рецепторов. При оценке влияния физических упражнений необходимо также учитывать, что процессы реинтеграции в центральной нервной системе связаны с периферическими импульсами и протекают под их постоянным влиянием.

Рас. 9. Герб ревматологического курорта "Пиештлины" (Чехословаляя): больной, ломающий костыль.
Влияние физических упражнений, особенно при заболеваниях нервной системы, следует рассматривать под углом рефлекторного взаимодействия локомоторной и висцеральной систем. Все большее внимание специалистов различных отраслей медицины привлекают идеи рефлекторной терапии в профилактики. Исследования Μ. Р. Могендович (1957, 1960, 1961 и др.) с убедительностью показали, что для нормальной физиологической деятельности мозг нуждается в притоке афферентных импульсов. Дефицит проприоцептивной афферентации приводит к ряду клинических явлений, характерных для гипокинетической болезни. Афферентация, возникающая при физических упражнениях, выравнивает динамику основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Возникающая при физических упражнениях проприоцепция (кинестезия) оказывает регулирующее влияние как на соматические, так и на вегетативные органы и нервную трофику организма. Не следует забывать, что при некоторых видах патологии (в частности, нервной системы) роль мышечной деятельности значительно больше, чем в норме [Темкин И. Б., 1967].
Значение моторики проявляется в рефлекторно-трофическом обеспечении организма. В связи с этим восстановление нервной трофики — важнейшая задача лечебной физической культуры и массажа [Белая Н. А., 1974].
Без возбуждения нервной системы невозможна работа скелетной мускулатуры, так как мозг и мышцы составляют единую функциональную систему. Чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем более активное участие в движениях принимает кора головного мозга.
У человека все движения осуществляются с участием коры головного мозга. Н. К. Анохин (1955) отмечал, что в овладении любым двигательным навыком важнейшее значение имеет переработка афферентных возбуждений, поступающих с периферии в кору больших полушарий и подкорковые образования. В связи с этим функциональная перестройка нервной системы может осуществляться только под регулирующим влиянием коры головного мозга; при ес удалении у животных никакой перестройки достигнуть нс удается [Асратян Э. А., 1953]. Полушария головного мозга, по учению И. П. Павлова, являются главным органом условных рефлексов и, как указывает К. М. Быков, кора головного мозга регулирует функциональную деятельность периферических аппаратов.
Нервный механизм при физических упражнениях основан на процессе тренировки пораженных систем, что составляет особенность лечебной физической культуры и отличает ее от других лечебных методов. При поражениях нервной системы активные движения развивают путем постепенного ослабления дискинезий в результате тренировки сохранявшихся механизмов, развития автоматизированности движений, а также создания новых условных рефлексов. В каждом отдельном случае в зависимости от формы патологического процесса этот механизм приобретает известное своеобразие.
Заболевания и травмы нервной системы нередко сопровождаются нарушением функции нервно-мышечного аппарата, поэтому важное значение в восстановительной терапии приобретают упражнения для значительной активизации физиологических процессов в пораженных мышцах, усиления их электропотенциала. При активном напряжении мышц в них усиливаются биотоки, вызывающие увеличение осцилляции. При этом чем глубже поражение, тем менее выражен эффект при напряжении мышц, а по мере восстановления функции напряжение мышц вызывает более заметное усиление биопотенциала.


Тренировка укорачивает период расслабления мышцы после очередного напряжения. Функциональные сдвиги у одного и того же больного в разные периоды лечебного курса приведены на рис. 10. Точки наложения электродов и усиление (1 мм/мВ) одинаковы при всех записях [по данным Атаева З. М., 1973].

Тренировка также влияет на функцию коры головного мозга, При выполнении больным большой нагрузки о нервно-мышечном аппарате развивается гетерохронизм, прекращающий работу мышц. Когда мышечный аппарат в результате тренировки приспособился к данной нагрузке, она перестает быть чрезмерной и не вызывает гетерохронизма. Тренировка, устраняя периферическое торможение, как бы отодвигает снижение работоспособности. Нервно-мышечный аппарат становится более стабильным, причем эта стабилизация развивается в процессе тренировки с участием нервной системы. Таким образом, адаптационные и субординационные функции центральной нервной системы занимают центральное место как в процессе утомления, так и в определении выносливости организма к мышечной работе, а следовательно, и к тренировке.
В механизм реорганизации функции включается также развитие заместительных движений.
Физические упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев нервной системы, оказывая стимулирующее влияние как на эфферентные, так и на афферентные системы. Так как в основе механизма действия физических упражнений лежит процесс упражнения, динамическая перестройка нервной системы охватывает в клетки коры головного мозга, ц периферические нервные волокна. При выполнении физических упражнений усиливаются различные рефлекторные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что способствует более согласованному функционированию основных систем организма. Активное вовлечение больного в процесс сознательного и дозированного упражнения служит мощным стимулятором субординационных влияний [Крестовников А. Н., 1946; Гращенков Н. И., 1947, и др.].
Механизм действия физических упражнений следует рассматривать также в свете учения Η. Е. Введенского о парабиозе и торможении. Улучшение функции нервно-мышечной системы под влиянием физических упражнений связано с изменением функциональной подвижности возбудимой ткани. Лабильность нервной системы — это тест, отражающий состояние нервно-мышечного аппарата, изменение которого служит одним из главных звеньев в патогенезе заболеваний. Обратное развитие патологического процесса при регулярном применении лечебной физической

культуры обычно бывает длительным (месяцы и годы), но полностью соответствует задачам восстановительной терапии. Непосредственное влияние каждой процедуры лечебной гимнастики, а также всего лечебного курса выражается в повышении лабильности нервной системы.
При оценке терапевтического значения физических упражнений при заболеваниях нервной системы необходимо принимать во внимание закон усвоения ритма Ухтомского: заданный ритм при повторении усиливается нервными центрами, начинает осуществляться без волевых усилий и затруднений и автоматизируется. Нужно учесть, что участие коры головного мозга при автоматизации движений уменьшается, а основную роль получают подкорковые образования. Обогащение условнорефлекторной деятельности организма под влиянием физических упражнении рассматривается также и в свете закона доминанты Ухтомского: всякое движение, многократно повторяемое, приобретает свойство преимущественно возникать, усиливаясь даже от побочных дополнительных раздражений.
В восстановлении нарушенной функции движения (парезы, параличи, расстройства равновесия, координации и др.) ведущую роль играет нервная система. Ее способность поддерживать и регулировать динамическое равновесие внутренней среды организма (гомеостаз) следует рассматривать как один из механизмов приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Этот сложный процесс включает доминанту, возникающую в коре больших полушарий при физических упражнениях и оказывающую разностороннее влияние на функциональные проявления всего организма («рабочий принцип центров» по А. А. Ухтомскому, или главный в данный момент очаг возбуждения по И. П. Павлову).
Основное действие «доминанты движения», или «упражнения»,— общая стимуляция физиологических функций. Такая доминанта функционирующей опорно-двигательной системы, вовлекая в орбиту своего влияния (моторно-висцеральные связи) и вегетативную нервную систему, регулирующую функции внутренних органов, способствует развитию у больных реакций приспособительного значения, компенсации и перестройки функции, созданию новых условий функционирования физиологических систем всего организма.
Положительные эмоции при выполнении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных экстеро- и интероцептивных связей (К. М. Быков, А. Н. Крестовников и др.). Нельзя переоценить важность положительных эмоций (бодрость, радость, удовлетворенность и др.) для терапевтического эффекта. Они способствуют мобилизации различных физиологических механизмов и отвлекают от болезненных переживаний.
Однако процесс упражнения выходит за рамки физиологического механизма в узком смысле слова. Восстановление методом физических упражнений функций, нарушенных вследствие патологического процесса, представляет собой лечебно-воспитательную систему, предусматривающую сознательное и активное участие больного.
Для понимания механизма действия физических упражнений при заболевании нервной системы важное значение приобретают взгляды (И. М. Сеченов, И. П. Павлов) о единстве организма с внешней средой. Жизнь организма И. П. Павлов рассматривал как непрерывное уравновешивание его внутренних свойств с условиями среды. В связях организма с внешней средой ведущее место занимает центральная нервная система, осуществляющая эти связи с помощью анализаторов (рис. 11). Врожденные и преимущественно временные нервные связи (условные рефлексы) обусловливают оптимальные взаимоотношения между организмом и средой. А. А. Ухтомский определял условные рефлексы как «вновь воспитывающиеся рефлексы, т. е. зачатки нового образца поведения». Физические упражнения вырабатывают условные рефлексы, и систематическое их применение обогащает условнорефлекторную деятельность больного с поражением нервной системы, способствует развитию необходимых двигательных навыков.
В настоящее время мышечный тонус рассматривается как рефлексогенный фактор («рефлекс на растяжение»). Изменения мышечного тонуса сказываются на функциях внутренних органов. При оценке терапевтического действия физических упражнений следует иметь в виду, что мышечная система, ее рецепция, а также центральная нервная система являются важнейшими механизмами регуляции вегетативных функций. По существу моторно-висцеральная регуляция вегетативных функций выражается в их рефлекторной перестройке (прежде всего кровообращения, дыхания, обмена веществ) и приспособлении к обеспечению повышенной деятельности скелетной мускулатуры.

Pиc. 11. Примерная классификация рецепторов.
Как выяснилось в последние годы, проприоцепция является ведущей афферситацией в регулировании уровня деятельности и трофики внутренних органов, особенно при высокой моторной активности организма [Могендович Μ. Р., I960, 1961, 1965, 1967] (рис. 12). В этом процессе приспособления внутренних систем к потребностям момента активно участвует (помимо коры) ретикулярная формация. Она имеет также непосредственное отношение к условнорефлекторной деятельности человека [Анохин П. К., 1957, и др.], поддерживает состояние бодрствования и процессы направленного внимания.


Pис. 12. Общая схема моторно-висцеральных связей. Разнообразные раздражители проприорецепторов через центральную нервную систему регулируют функциональное состояние и деятельность внутренних органов (Μ. Р. Могендович).
Важную роль в нейрогуморальной регуляции при физических упражнениях играет вегетативная нервная система, которая, иннервируя мышечную ткань, регулирует в ней обмен веществ, приспосабливая ее к функциональной деятельности. Это регулирующее влияние нервной системы Л. А. Орбели (1935) назвал адаптационно-трофическим; он считал ненужным глубокое противопоставление трофотропных и энерготропных влияний на мышечную систему.
Из работ Μ. Р. Могендовича и сотр. (1957—1977) следует, что состояние и работоспособность каждого органа находятся под тройным нервным контролем: 1) функциональными импульсами (носящими характер пусковых механизмов); 2) сосудистыми (регулирующими кровоснабжение органа) и 3) трофическими (регулирующими обмен веществ).
При дозированной тренировке мышечная система обогащается потенциальными элементами обмена — аденозин- трифосфорной кислотой (АТФ), фосфагеном, гликогеном и др. [Палладии А. В., 1937; Яковлев Н. Н,р 1962, и др.]; повышаются ресинтез фосфорных соединений, а также превращение молочной кислоты а гликоген, в связи с чем в мышцах тренированного человека накапливается значительно меньше молочной кислоты, чем в мышцах нетренированного. Тренировка ведет к уменьшению расхода энергетических веществ в период мышечной деятельности. Вместе с тем усиливается ферментативная активность мышцах, увеличивается содержание глутатиона, аскорбиновой кислоты, флавинов. В итоге тренировка приводит к оптимизации окислительно-восстановительной фазы обмена. Под влиянием физических упражнений увеличиваются содержание гемоглобина и количество эритроцитов, усиливается фагоцитарная функция крови (Егоров А. П., 1935), что указывает на усиление функции ретикулоэндотелиальной системы. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на деятельность симпатико-адреналовой системы, жировой обмен и положительно воздействуют на обменные процессы в соединительной ткани кровеносных сосудов. С этих позиций регулярная дозированная тренировка рассматривается как одно из средств профилактики атеросклероза и его осложнений.
По данным А. Н. Крестовникова (1946), Μ. Е. Маршак (1946), выработка дыхательного навыка происходит по типу образования условного рефлекса. Гимнастические упражнения, связанные с движениями рук и совпадающие с фазами дыхания, становятся условными раздражителями дыхательного аппарата, что способствует образованию условного проприоцептивного дыхательного рефлекса.
Словесные указания больному (врача или методиста лечебной физической культуры) следует рассматривать как воздействие на регуляцию дыхания через вторую сигнальную систему. На основании ряда исследований можно считать, что влияние коры головного мозга на дыхание играет ведущую роль не только в начале, но и в течение всей работы. Кора головного мозга при мышечной работе оказывает не только пусковое, но и корригирующее действие [Быков К. М., 1952], поскольку она при выполнении нагрузки обеспечивает соответствующую легочную вентиляцию, темп и ритм дыхания [Маршак Μ. Е., 1961]. Согласно современным данным о физиологии дыхания, в легких в момент вдоха возникают афферентные импульсы, сигнализирующие в центральную нервную систему о степени растяжения легочной ткани [Быков К. М., Маршак Μ. Е., 1966, и др.].
Во время вдоха грудная клетка расширяется в трех взаимноперпендикулярных направлениях: а) в верхней апертуре — преимущественно в переднезаднем, б) в нижней — в боковом, в) за счет уплощения диафрагмы и приподнимания ребер — в вертикальном направлении.

При выдохе происходит обратное явление: грудная клетка спадается, а уклоненная диафрагма принимает куполообразную форму и результате сближения точек ее прикрепления на ребрах, эластичности легочной ткани и сокращения мышц, обусловливающих выдох. Итак, правильное полное дыхание характеризуется равномерным расширением грудной клетки но время вдоха в переднезаднем и боковых направлениях, приподниманием грудной клетки, уплощением диафрагмы, выпячиванием передней стенки живота; выдох сопровождается спадением как грудной клетки, так и стенок живота.
Физические упражнения влияют на органы сердечнососудистой системы, развивая и совершенствуя их функцию. Так, вызывая расширение коронарных сосудов к увеличение числа функционирующих капилляров в связи с нейрогуморальными влияниями, они способствуют возрастанию кровоснабжения мышцы сердца, что отражается на трофических процессах и улучшает окислительно-восстановительную фазу тканевого обмена. В итоге упражнением достигается развитие сократительной функции миокарда, увеличение работоспособности сердца, улучшается периферическое кровообращение. Физические упражнения оказывают регулирующее воздействие на сосудистый тонус: они вызывают раскрытие просвета резервной капиллярной сети, увеличение просвета капилляров, ускорение кровотока и оттока лимфы. При физических упражнениях возрастает объем циркулирующей крови в результате мобилизации крови, депонированной в печени, селезенке, субкапиллярных сплетениях кожи. Таким образом, влияние физических упражнений на гемодинамические процессы характеризуются мобилизацией резервной функции сосудистой системы. Одновременно физические упражнения тренируют все резервные и вспомогательные механизмы кровообращения (дыхательные экскурсии грудной клетки и диафрагмы, сокращение и расслабление мышц и др.), что активизирует венозное кровообращение и противодействует застойным явлениям, особенно у больных, длительно находящихся на постельном режиме.
Вопрос о регуляции дыхания при физических упражнениях сложен. Ведущее значение придают нервным механизмам с особенно важной корригирующей ролью коры головного мозга. Гуморальный механизм следует рассматривать как соподчиненный.
При физических упражнениях активизируется обмен веществ в мышцах. Работающие мышцы черпают энергию в ферментативных и окислительных процессах. Биохимические сдвиги под влиянием мышечной нагрузки изучались еще со времен М. В. Ломоносова, особенно большой вклад внесла русская биохимическая школа во главе с А. В. Палладиным. Современная теория мышечного сокращения, изложенная В. А. Энгельгардтом, установила непосредственную связь мышечных сокращений с расщеплением АТФ. В начале мышечного сокращения с наибольшей скоростью расщепляется АТФ. Затем следует более медленный процесс распада фосфагена на креатин и фосфорную кислоту. Совсем медленно происходит расщепление гликогена до молочной кислоты. Образовавшаяся при расщеплении фосфагена фосфорная кислота используется для ресинтеза АТФ и фосфагена в окислительно-восстановительной фазе обмена. Восстановительные процессы обеспечиваются преимущественно окислением углеводов при активном участии кислорода.
Как показано новейшими исследованиями В. А. Энгельгардта, мышечное сокращение осуществляется при участии белков — миозина и актина. Миозин представляет собой сократительное вещество мышцы и способен расщеплять АТФ. Миофибриллы состоят из актомиозина; это две длинные нити актина и миозина, скрепленные между собой. При действии на них АΤΦ и присутствии ионов калия нити актина и миозина теряют воду и быстро укорачиваются до  1/2—1/3 своей первоначальной длины, причем это сокращение обусловлено измененном концентрации ионов в саркоплазме. АТФ повышает чувствительность мышцы к ацетилхолину и холину и, влияя на возбудимость поперечнополосатой мышцы, ускоряет сокращение.
Физическая тренировка стимулирует обмен веществ. Это влияние, осуществляемое через нервную систему, сказывается к в усилении регуляции функционирующих систем различными химическими соединениями с высокой физиологической активностью. Так, специфические химические возбудители — медиаторы (своеобразные гормоны концевого аппарата нервов — симпатии, ацетилхолнн)— участвуют в передаче нервного возбуждения. Под влиянием физических упражнений и усиления крово- и лимфообращения ускоряется передача продуктов мышечной деятельности и дистантных активаторов, действующих на большом расстоянии от места их образования (продукты желез внутренней секреции), что способствует согласованной функции основных систем организма.

В регуляции обменных функций нервная и эндокринная системы вступают в межсистемное взаимодействие при ведущей роли нервной системы [Могендович Μ. Р., Темкин И. Б., 1975]. Эндокринные железы находятся под регулирующим влиянием миорецепции (моторно-эндокринные рефлексы). Иннервация, гормоны и медиаторы образуют единую функциональную систему регуляции, которую следует иметь в виду при оценке действия физических упражнений на организм. Так, длительная повышенная активность гипофизарно-адренокортнкальной системы связана с повышением ресурсов организма в процессе дозированной тренировки [Яковлев Η. Н., 1974]. Тренировка совершенствует гипофизарно-адренокортикальный механизм регуляции, что способствует расширению приспособительных процессов и играет важную роль в восстановлении функции движения и работоспособности всего организма [Виру А. А., 1977].
Во время физических упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, а следовательно, они получают больше питательных веществ и кислорода. При систематическом применении физических упражнений мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают.
Так как в основе действия физических упражнений лежит влияние на все звенья нервной системы, лечебная физическая культура показана при различных травмах и заболеваниях центральной нервной системы и периферических нервов. Использование движения в процессе упражнения пораженной системы позволяет развивать нервно- мышечные механизмы (парезы, параличи), т. е. осуществлять задачи восстановительной терапии в неврологической клинике.

Показания к применению лечебной физической культуры

При определении показаний к применению лечебной физической культуры как при органических поражениях нервной системы, так и при функциональных нарушениях идеи нервизма (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, С. П. Боткин и др.) остаются ведущими. Широкие показания к применению лечебной физической культуры при заболеваниях нервной системы обоснованы характером воздействия  физических упражнений на организм больного. Процесс упражнения заставляет реагировать все звенья нервной системы от коры головного мозга до периферических рецепторов. Систематическое и регулярное применение физических упражнений способствует функционально-динамической перестройке нервной системы с улучшением ее функций.
Современная медицина — медицина активная. Ее активность проявляется не только в хирургии, но и в использовании консервативных методов. Лечебная физическая культура — метод активной, функциональной терапии, она имеет широкие показания при различных заболеваниях и травмах нервной системы, так как большинство из них сопровождается нарушением функции движения. В основе восстановления нарушенных функций лежит развитие приспособительных процессов. Полноту таких процессов и следует рассматривать как полноту здоровья (И. В. Давыдовский), тем более что понятие о здоровье человека связано с функциональной подвижностью всех систем организма, с их способностью развивать и мобилизовать резервные силы. Приспособительные процессы у больных хотя и ослаблены по сравнению со здоровыми людьми, но ярко проявляются тогда, когда организм повреждается, нарушаются структура и функция тех или иных его частей [Асратян Э. А., 1937; Анохин Π. К., 1954, и др.]. Наивысшего развития приспособительные процессы достигли у человека, так как к естественным приспособительным актам он присоединил фактор сознательной тренировки (физический труд, физическая культура). При расширении общего двигательного режима больного и регулярном применении лечебной физической культуры обеспечивается интенсификация функций, что служит необходимым условием для приспособительных и восстановительных процессов.
Лечебную физическую культуру широко применяют как при заболеваниях, так и при травмах центральной и периферической нервной системы, поскольку большинство таких поражений сопровождается выраженным нарушением функции движения (параличи, парезы, контрактуры, атрофия мышц и др.).
Систематическое использование движения в процессе упражнения пораженной системы позволяет развивать кортико-мышечные механизмы при расстройствах двигательной функции.

Лечебная физическая культура в неврологической клинике показана при заболеваниях, сопровождающихся расстройством мозгового кровообращения (диффузный атеросклероз, последствия кровоизлияния или тромбоза мозговых артерий, церебральная форма гипертонической болезни и др.). Лечебная физическая культура является важнейшим элементом комплексной терапии больных с инфекционным и токсическим поражением нервной системы различного происхождения (энцефалиты, хорея, полиомиелит, миелиты и др.) по миновании острого периода. Лечебная физическая культура показана при диэнцефальных нарушениях для улучшения вегетативных функций.
Лечебная физическая культура как метод восстановительной терапии широко применяется в нейрохирургии после операций на головном, спинном мозге и периферических нервах и используется как до операции, так и (преимущественно) после нее (ранний и поздний восстановительные периоды). Всякая операция может рассматриваться как травма, так как сопровождается нарушением целости тканей и временным нарушением функций тех или иных физиологических систем (в зависимости от того, какие из них затрагиваются при оперативных вмешательствах).
Дозированные физические упражнения оправданы как до операции, так и после нее. После операции лечебная гимнастика оказывает общее воздействие, предотвращает осложнения, стимулирует репаративные процессы и способствует устранению анатомических нарушений. Физические упражнения противодействуют застойным явлениям, слипчивым процессам и формированию спаек в области операционного поля. Своевременное применение лечебной гимнастики предупреждает развитие контрактур и ограничение подвижности в суставах, поддерживает, развивает и приспосабливает функцию пораженных систем к новым условиям физиологической деятельности. Вместе с тем лечебная гимнастика подготавливает больного к различным физическим нагрузкам, с которыми ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Лечебная физическая культура для развития функции движения и приспособления больного к физическим нагрузкам с успехом применяется при заболеваниях периферических нервов (невриты и невралгии вне острой стадии, пояснично-крестцовые радикулиты, полиневриты и полирадикулиты и др.). Она имеет широкие показания при так называемых функциональных расстройствах нервной системы (неврозы), как психогенно обусловленных, так и развившихся в связи с соматическими заболеваниями.
Применение лечебной физической культуры при указанных выше заболеваниях оправдано одновременным влиянием физических упражнений на психическую сферу и на «соматические процессы». С помощью физических упражнений можно влиять на соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, выравнивать вегетативные расстройства и положительно воздействовать на эмоциональную сферу больного.
Лечебная физическая культура, особенно лечебная гимнастика, применяется как метод восстановительного лечения при детских церебральных параличах вследствие родовой травмы (болезнь Литтля), а также у детей первых лет жизни с параличами после перенесенных инфекций (дифтерия, скарлатина, энцефалит и др.). Физическая культура является одним из основных методов лечения детей, перенесших полиомиелит, особенно спинальную форму. Дозированная физическая тренировка приобретает наибольшее значение в восстановительной стадии заболевания и направлена на поддержание и развитие функции опорно-двигательного аппарата.
Дозированная физическая тренировка активно влияет на вестибулярную функцию и показана при нарушениях вестибулярного аппарата (болезнь Меньера, лабиринтиты, состояние после операций на среднем ухе, вегетоневроз с вестибулярными проявлениями, гипертоническая болезнь и др.). Она применяется также при вестибулярномозжечковых нарушениях в результате недостаточности кровообращения в сосудах вертебрально-базилярной системы.
Лечебная физическая культура используется и при некоторых прогрессирующих заболеваниях нервной системы (миотония, лопаточно-пероральная амиотрофия, невральная форма прогрессирующей мышечной атрофии и др.).



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »