Начало >> Статьи >> Архивы >> Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза - Лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Оглавление
Лечебная физкультура в клинике нервных болезней
Особенности как метода лечения
Формы лечебной физической культуры
Механотерапия, трудотерапия
Массаж
Влияние физических упражнений на организм больного
Лечебная гимнастика в раннем периоде гемиплегии и гемипареза
Лечебная гимнастика в позднем периоде гемипареза
Лечебная гимнастика при тромбозе мозговых артерий
Лечебная гимнастика при энцефалитах и энцефаломиелитах
Лечебная гимнастика при вестибулярно-мозжечковых нарушениях
Лечебная гимнастика при малой хорее
Лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Лечебная гимнастика при опухолях головного мозга
Лечебная физическая культура при контузии и сотрясении головного мозга
Лечебная физическая культура при диэнцефальных нарушениях
Лечебная физическая культура при нарушении функции вестибулярного аппарата
Методика лечебной физической культуры при вестибулярных расстройствах
Лечебная физическая культура при поражениях спинного мозга
Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах
Лечебная гимнастика при вялых парезах и параличах
Развитие опорно-двигательной функции и дыхательные упражнения при поражениях спинного мозга
Лечебная физическая культура при некоторых других заболеваниях спинного мозга
Лечебная физическая культура при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура при инфекционном полирадикулите
Лечебная физическая культура при травмах периферических нервов
Лечебная физическая культура при неврозах
Лечебная физическая культура при неврастении
Лечебная физическая культура при истерии
Лечебная физическая культура при психастении
Лечебная физическая культура при писчем спазме
Лечебная физическая культура при миотонии
Лечебная физическая культура при прогрессирующей мышечной дистрофии
Лечебная физическая культура при лопаточно-перонеальной амиотрофии

Лечебной гимнастике при параличах центрального происхождения придавали большое значение многие представители неврологической школы. Основоположник отечественной невропатологии А. Я. Кожевников писал, что при лечении параличей «мы должны прежде всего руководствоваться каузальными показаниями, кроме того, мы должны поддерживать хорошее питание и возбуждение парализованных частей, чему удовлетворяет врачебная гимнастика, массаж, лечение водой и др.» *
* Кожевников А. Я. Курс нервных болезней.— М., 1889, с. 148.

Лечебной гимнастике как наиболее эффективному методу восстановления движений при гемиплегиях придают большое значение В. К. Хорошко, С. Н. Давиденков, Η. Н. Гращенков, Е. К· Сепп, Н. К Боголепов и др.
Следует выделить работы С. И. Уаровой-Якобсон (1941), Μ. М. Аникина, А. С. Иноземцевой и Г. Р. Ткачевой (1961), И. А. Поповой (1963), А. Г. Столяровой и Г. Р. Ткачевой (1978), которые обосновали методику лечебной гимнастики при центральных параличах.
В позднем периоде гемипареза отмечаются синкинезии, повышение тонуса мышц, контрактуры, а также боли в суставах, преимущественно в плечевых. Помимо продолжения восстановления движений, лечебная гимнастика предусматривает компенсацию двигательных функций. Это основано на активном включения сохранных звеньев и их функциональной перестройке и сочетании с растормаживанием и стимулированием временно инактивированных нервных элементов [Столярова А. Г., Ткачева Г. Р., 1978].

Упражнение функции нервно-мышечного аппарата, несмотря на стабильность двигательных расстройств, приносит положительные результаты: увеличивается объем движений, улучшается координация, развивается ряд прикладных навыков и др. Однако залогом полного успеха остаются выявление и уточнение всех нарушений аппарата движения, так как расстройства движений разнообразны. Обычно нарушены произвольные движения и их координация, причем больше расстраиваются высокодифференцированные движения, возникают патологические содружественные движения стереотипного характера. Двигательные расстройства разделены на пять степеней Порохова В. Я.
Такое подразделение значительно облегчает оценку расстройств, позволяет уточнять и учитывать изменения под влиянием лечебной физической культуры. Для уточнения двигательных расстройств целесообразно использовать отдельные движения в качестве контрольных тестон. Контрольные движения для рук должны выявлять возможность разгибания руки с одновременной ее наружной ротацией и супинацией, с разгибанием кисти и пальцев. Контрольные движения для ног позволяют определить возможность сгибания, внутренней ротации и произвольного отведения нити, тыльного сгибания стопы при разогнутой ноге.

Для оценке функции движения рук при центральных (спастических) парезах рекомендуются следующие контрольные движения [Порохова В. Я., 1955]:

  1. поднимание параллельно прямых рук (ладонями вперед, пальцы разогнуты, большой палец отведен);
  2. отведение прямых рук с одновременной наружной ротацией и супинацией (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен);
  3. сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища с одновременной супинацией предплечья и кисти;
  4. разгибание рук в локтевых суставах с одновременной наружной ротацией и супинацией и удерживание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу (ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен);
  5. вращение кистей в лучезапястном суставе;
  6. противопоставление большого пальца остальным;
  7. овладение необходимыми навыками (причесывание, поднесение предметов ко рту, застегивание пуговиц и т. д.).

Для оценки функции движения ноги и мышц туловища можно использовать следующие контрольные движения:

  1. сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении ложа на спине (равномерное скольжение по кушетке пяткой с постепенным опусканием стопы до полного прикосновения подошвы к кушетке в момент предельного сгибания ноги в коленном суставе);
  2. поднимание прямых ног на 45—50° от кушетки (положение на спине, ступни параллельны, не касаются друг друга)—удержать ноги прямыми при некотором разведении, без колебаний (при большой тяжести поражения проверяют возможность поднимания одной ноги, при нарушении кровообращения не проверяют);
  3. поворот прямой ноги внутрь в положении лежа на спине, ноги на ширине плеч (свободный и полный поворот выпрямленной прямой ноги внутрь без одновременного се приведения и сгибания при правильном положении стопы и пальцев);
  4. «изолированное» сгибание ноги в коленном суставе: лежа на животе — полное прямолинейное сгибание без одновременного поднимания таза; стоя — полное и свободное сгибание ноги в коленном суставе при разогнутом бедре с полным подошвенным сгибанием стопы;
  5. «изолированное» тыльное и подошвенное сгибание стопы (полное тыльное сгибание стопы при разогнутой ноге в положениях лежа на спине и стоя; полное подошвенное сгибание стопы при согнутой ноге в положении лежа на животе и стоя);
  6. качание голеней в положении сидя на высоком табурете (свободное и ритмичное раскачивание ног в колейных суставах одновременно и попеременно);
  7. ходьба по лестнице.

Контрольные движения позволяют определять выпадения и нарушения произвольных движений, зависящие от функционального состояния центральной нервной системы и прежде всего коры головного мозга.
Лечебная физическая культура наиболее эффективна при недавно развившихся инсультах, однако и при хроническом течении заболевания ока приносят существенную пользу.
Лечебную физическую культуру применяют в следующих целях: а) повышение общего тонуса организма; б) предупреждение укорочения мышц и сохранение нормальной подвижности в суставах; в) восстановление объема, силы и качества движений; г) борьба с повышенным тонусом, уменьшение ригидности мышц и синкинезий и борьба с контрактурами; д) восстановление правильной содружественной деятельности ослабленных и здоровых мышц; с) развитие жизненно необходимых навыков; ж) борьба с деформациями конечностей и позвоночника.
Полнота и быстрота восстановления движений зависят от давности поражения, характера процесса, локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения.
Лечебную физическую культуру как метод восстановительной терапии сочетают с правильным положением конечностей к массажем, пассивными упражнениями и упражнениями о расслаблении мышц.
В позднем периоде гемипареза лечение положением состоит в такой длительной фиксации паретичных конечностей лонгетами, чтобы точки прикрепления спастичных мышц были максимально отдалены друг от друга. Это способствует торможению рефлекса растяжения и повышает порог возбудимости соответствующих клеток передних рогов спинного мозга [Ткачева Г. Р., 1978]. Обычно лонгеты рекомендуется накладывать 2—3 раза в день, срок определяется индивидуально (на 1—3 ч), при необходимости их оставляют на ночь.
Так же как и в раннем восстановительном периоде, для уменьшения спастичности применяют массаж и пассивные упражнения.
В этом периоде при гемипарезе важное значение приобретает лечебная гимнастика. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнить движения, развивать их точность и, таким образом, устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные.
Для лечения больных с гемипарезом рекомендуются следующие специальные упражнения: а) пассивные движения в суставах паретичных конечностей с помощью обслуживающего персонала (методист лечебной физической культуры, медицинская сестра, массажист) и собственной здоровой руки, б) активные упражнения с помощью обслуживающего персонала и собственной здоровой конечности; в) активные упражнения в облегченных условиях: в горизонтальной плоскости с устранением тяжести конечности и трения, а также упражнения в воде; г) элементарные активные упражнения для паретичные и здоровых конечностей и корпуса; д) упражнения для развития дифференцированных движений в отдельных суставах паретичной конечности; е) упражнения в совершенствовании содружественных и протнвосодружсственных движений; ж) упражнения в расслаблении мышечных групп и снижении ригидности, з) упражнения для развития ходьбы; и) упражнения дыхательные; к) упражнения с предметами и для развития необходимых навыков (расстегивать и застегивать пуговицы, писать, есть и др.).
В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние; регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждую процедуру лечебной гимнастики следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяют во время процедуры много раз, чередуя их с упражнениями общеразвивающими и дыхательными. Активные упражнения преобладают в процедуре лечебной гимнастики, но они обязательно дополняются пассивными движениями для суставов паретичных конечностей. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться возможно большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, прокатывание на валике, упражнения на расслабление и др.
Следует обращать внимание из выбор исходных положений. Так, в положении лежа и на четвереньках, особенно если больному трудно сохранять правильное положение стоя, укрепляются мышцы спины, меньше проявляется мышечная дистония, снижается статическое напряжение мышц. При гемипарезах выбирают преимущественно такие исходные положения, которые облегчают больному заданное движение, например, сгибание бедра в положении лежа на боку, движения кисти при вертикальном положение предплечья и др.
При гемипарезах, особенно тогда, когда больному трудно выполнять упражнения, прибегают к помощи медицинского персонала или собственной здоровой конечности. Подбирают удобное и облегченное исходное положение, паретичную конечность поддерживает на весу инструктор либо для этого пользуются гамачками, различными гимнастическими снарядами и приспособлениями; можно выполнять упражнения в воде (при отсутствии противопоказаний).
Практически при применении лечебной гимнастики происходит перевоспитание всего двигательного аппарата больного с гемипарезом. Следует постепенно усложнять упражнения, чтобы произвольные движения меньше сопровождались синкинезиями. Для этого производят простейшие содружественные движения паретичной и здоровой конечностями.

Рис. 20. Поднимание в удерживание паретичной руки с  активным сгибанием ноги в тазобедренном суставе с последующим разгибанием,

Затем назначают движения в суставах паретичной конечности (пассивные и активные) при фиксации здоровой конечности в определенном положении, чтобы избежать синкинезий (рис. 20, 21). С этой целью полезло выполнять упражнения перед зеркалом, что позволяет корригировать неправильные движения.

Большое практическое значение имеет фиксация здоровой конечности для воспитания дифференцированных движений в суставах пораженной конечности. При проведении процедур лечебной гимнастики усилия больного и медицинского персонала должны быть направлены на воспитание локализованных дифференцированных движений в суставах паретичных конечностей (рис. 22). Этот процесс требует длительного я упорного упражнения и перевоспитания функции нервно-мышечного аппарата. Никакие средства современной медицины не могут заменить лечебно- восстановительного действия физических упражнений.


Рис. 22. Освоение упражнения для кисти.
Рис. 23. Приспособления для развития некоторых прикладных движений рук.

При лечебной гимнастике как в лечебном учреждении, так и в домашних условиях важное место занимают упражнения с предметами. Больному надо внушить, что он должен пользоваться больной рукой для выполнения различных движений с определенной нагрузкой в течение дня несколько раз по 10—15 мин, не утомляя паретичные и ослабленные мышцы; рекомендуется тренироваться в захвате кистью предметов домашнего обихода, переставлять их можно использовать также кубики, шарики и т. п. Полезно заниматься лепкой из пластилина (рис. 23).
Упражнения о предметами необходимо чередовать с упражнениями на расслабление кисти и с пассивными движениями. Для выработки практических навыков (есть, одеваться, обуваться, писать, передвигаться и т. д.), помимо активных упражнений и пассивных движений для развития функции кисти и руки в целом, используют фартуки с завязками и пуговицами различной величины, ложки, ручки для письма и пр. [Иноземцева А. С., 1949].
Различные навыки необходимо вырабатывать на кратковременных занятиях по несколько раз в день, оставляя между ними время для пассивного отдыха больного. Кроме процедур лечебной гимнастики, схема которой приводится в табл. 3, большую роль в восстановлении функции движения играют самостоятельные занятия больных, Их надо проводить 3—4 раза в день, также кратковременно, что позволяет, не утомляя паретичных мышц, развивать необходимые движения. Во время самостоятельных занятий больные прорабатывают и осваивают отдельные виды упражнений, которые они научились правильно выполнять во время процедур лечебной гимнастики. Это пассивные движения при помощи здоровой руки, отдельные активные упражнения, различные варианты ходьбы, упражнения с предметами и для развития практических навыков (захватывать предметы, застегивать, расстегивать, обуваться и др.). Продолжительность каждого самостоятельного занятия 5—14 мин. Полезны и упражнения в теплой (37°С) воде с приемами массажа под водой.
При выписке больного из лечебного учреждения необходимо уточнить и регламентировать его двигательный режим о течение дня. Больной должен знать технику рекомендуемых упражнений и последовательность их выполнения лежа в постели, сидя и стоя (если он способен самостоятельно передвигаться). Следует указать ему на необходимость пользоваться больной рукой и регулярно по нескольку раз в день тренироваться в самостоятельном передвижении, но не до выраженной усталости. Необходимо регламентировать длительность прогулок, выбрать ровные, без подъемов дорожки со скамейками для отдыха. Нужно использовать упражнения в глубоком дыхании для снижения общей нагрузки на организм. На протяжении дня больной чередует активные формы лечебной физической культуры (гимнастика, ходьба, элементы трудотерапии и др.) с пассивным отдыхом (сидя или лежа) и глубоким дыханием.
При проведении процедур лечебной гимнастики используют элементы психотерапии.

Примерная схема лечебной гимнастики при гемипарезах в позднем периоде

 

Следует подчеркнуть, что восстановительное лечение больных с параличами и парезами при сосудистых поражениях головного мозга требует больших и длительных усилий как медицинского персонала, так и самих больных.



 
« Лекарственное лечение эндокринных и метаболических нарушений   Лечебная физкультура при травматических повреждениях »