Начало >> Статьи >> Архивы >> Нервная система ребенка

Как сохранить изначальную одаренность детей - Нервная система ребенка

Оглавление
Нервная система ребенка
Особенности нормального развития
Ступени зрелости
О проявлениях и причинах заболевания нервной системы
О двигательных нарушениях
О судорогах у детей
Черепно-мозговая трава
Головные боли у детей
Функциональные (невротические) нарушения
О ранней профилактике нервных нарушений
Массаж и гимнастика на первом году жизни
Как сохранить изначальную одаренность детей

Нервная система ребенка таит еще много загадок, и круг вопросов, на которые не получены ответы, очень велик. По каким законам развиваются способности человека? Сплошь и рядом растут талантливые дети, но намного реже встречаются таковые среди взрослых. Почему одаренный музыкальный, шахматный или иной вундеркинд, вырастая, превращается в серого ремесленника, не оправдывая своих детских триумфов? Говоря об «индивидуальности» новорожденного, следует помнить, что изначально у младенца все способности выражены только потенциально и нет никаких реальных проявлений особенностей. Правша он или левша, возбудим или уравновешен, умный или глупый — все эти качества определены пока что только генетически. Однако развитие моторики и психики малыша зависит от того, кто, когда и какую информацию и в каком количестве ему предоставит, какие методы обучения и воспитания при этом будут применены.

Роль физического развития

Маленький человек не может сам выбрать необходимую информацию для своего развития в силу зависимого состояния, поэтому основная ответственность за его поведение и воспитание, закладывающие основы сознания, ложится на родителей и воспитателей.
Трудно представить себе реальную возможность развития полноценного индивидуума вне человеческой культуры. И прежде всего физической. Опыт многих родителей показывает, что благодаря ранним физическим упражнениям ребенок ускоряет темпы своего развития на 3—4 месяца. Хорошо известен опыт, например, семьи москвичей Никитиных. Физическое воспитание крайне необходимо ребенку и в старшем возрасте.
Систематически прививать навыки физической культуры ребенку, значит довести ежедневный двигательный режим до уровня обязательной, естественной потребности, сделать ее средством самовоспитания, тренирующего волю, развивающего способности. К тому же активные движения являются надежным средством повышения сопротивляемости организма к различного рода заболеваниям, восстановления функционального состояния нервной системы. Статические упражнения (использующиеся, например, в гимнастике йогов) положительно воздействуют на психические процессы и состояние организма в целом.
Регулярные физические упражнения следует сочетать с дыхательной гимнастикой, что способствует улучшению вентиляции легких, а следовательно, более полному насыщению тканей кислородом. Хорошее сочетание двигательной и дыхательной нагрузки наблюдается во время бега. Две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: «Если хочешь быть сильным — бегай, если хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». При правильно подобранной дозировке бег является одним из эффективных средств сохранения здоровья. Бег необходим для детского организма. Сердце, желудок, кишечник, печень, почки и другие органы в течение миллионов лет формировались в условиях постоянных движений. При ограничении движений их функции могут нарушаться. Говоря словами Горация, если не бегаешь, пока здоров, будешь, бегать, когда заболеешь. Для школьников обязательны также упражнения, формирующие осанку, исправляющие ее дефекты. Учитывая, что в этом возрасте продолжается рост организма, меняются его морфофизиологические особенности, необходимо контролировать самочувствие ребенка: его жалобы, настроение, активность, сон, а также динамическую силу, емкость легких, массу, рост. Важно формировать сознательный, волевой принцип соблюдения режима.
Не секрет, что некоторые родители стремятся получить медицинские справки для освобождения детей от занятий физкультурой. Так с детских лет вырабатывается одна из вреднейших привычек — оградить себя от физических нагрузок. «Максимум комфорта» — лозунг людей, наивно полагающих, что так можно сберечь свое здоровье, на самом же деле ограничение двигательной нагрузки ослабляет организм, приводит к его детренированности, избыточному накоплению массы.
Кому незнакомо стремление впихнуть в любимое чадо как можно больше самой калорийной пищи с уговорами «за маму, за папу, за бабушку, за дедушку»? Перекармливание закладывает основу будущей полноты — большое количество жировых клеток в организме. Образование большей части жировых клеток в пору зрелости в значительной степени зависит от режима питания в детстве и юности: появившись, они даже при последующем нормальном питании могут остаться до конца жизни.

Гигиена интеллектуальных занятий

Сохранение и развитие способностей к интеллектуальным занятиям означает и заботу о нервной системе и укреплении здоровья в целом. Прежде всего обучение требует больших затрат времени и нервно-эмоциональных усилий, когда накапливающееся перенапряжение может привести к расстройству психических функций. Учащийся должен владеть техникой организации своего рабочего места, культурой чтения, уметь правильно распределять свое рабочее время.
Гигиена умственного труда требует строгого соблюдения норм освещенности рабочего места: оно должно быть равномерным, без ослепления глаз, а по спектральному составу приближаться к солнечному свету. Недостаточность освещения, полумрак, как и яркий свет, не только ухудшают зрение, но и провоцируют появление головных болей, раздражительности или, наоборот, состояние сонливости, заторможенности.
Соблюдение правильной рабочей позы: надо следить, чтобы голова не свисала и не наклонялась низко к столу, иначе утомляются шейные мышцы, ухудшается кровоснабжение головного мозга, а стесненная из-за наклона грудная клетка затрудняет дыхание и работу сердца. Дети не должны долго сдерживать себя, когда возникает потребность посещения туалета. При длительной сидячей работе необходимы физкультурные паузы.
Важно выработать умение самому заставлять себя работать, даже когда нет настроения, чтобы сформировать автоматизм рабочей установки. Такой психологический тренаж может очень пригодиться в любом возрасте.
Существенными условиями правильного отдыха являются его систематичность, регулярность чередования с периодами работы, что способствует укреплению условно-рефлекторных связей, лежащих в основе всякого поведения. Полный отдых ребенок получает во время сна — это «охранное торможение», во время которого нервные клетки перестают воспринимать внешнее раздражение и полностью восстанавливают затраченную энергию.
Чем младше ребенок, тем продолжительнее его сон: для детей 2—3 лет длится 10 часов. Отсутствие дневного сна может вредно отразиться на нервной системе детей дошкольного и даже младшего школьного возраста (она работает на пределе, ребенок перевозбуждается). Особенно вредно недосыпание детей ослабленных, со слабой нервной системой. За час до сна полезны прогулки на свежем воздухе и теплая ванна. Одежда должна быть свободной, нельзя укрываться одеялом с головой, а наилучшее положение тела — на правом боку. Перед сном нельзя плотно ужинать, употреблять возбуждающие напитки или пить много жидкости. Теплые ножные ванны перед сном также облегчают засыпание школьника. Вредно спать на высокой подушке, это ухудшает кровоснабжение мозга.
Для активного отдыха следует использовать выходные дни, во время которых необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, совершать загородные прогулки, путешествия, заниматься спортом. В каникулы необходима смена обстановки, разнообразие впечатлений с обязательным оздоровлением организма и укреплением его нервной системы.

Возможности воспитания

Как-то мать годовалого ребенка спросила А. Макаренко, не рано ли ей приступать к воспитанию сына? Знаменитый педагог ответил, что она опоздала ровно на год. Занимаясь воспитанием ребенка, мы должны опираться прежде всего на знания, накопленные физиологией и психологией.
Основные положения, относящиеся к формированию личности, следующие. В момент рождения сознания у ребенка не существует. Для формирования сознания необходим приток сенсорной информации. Индивидуальность человека и его поведения приобретаются; цель воспитания состоит в создании психических функций. Свобода выбора и разумное отношение к оценке своих возможностей — не врожденное качество,
а приобретенное в результате тренировок интеллекта и эмоций. Воспитание — это непрерывный длительный процесс, и участие в нем взрослого не ограничивается чисто педагогическими мероприятиями. Не безразлично, какую «кнопку» нажать, лишь бы сработало, добиваясь педагогического результата любой ценой. В воспитании детей важен конечный результат, а не сиюминутный успех, подчинение, послушание.
Может возникнуть вопрос, нельзя ли, совершенствуя педагогическую методику, ускорить развитие ребенка настолько, чтобы к 1 году он мог хорошо говорить, читать и писать? Переводить «биологические часы» развития, как будильник — на любое время, конечно же, невозможно. Новорожденный ребенок никогда не начнет говорить сразу хотя бы потому, что к моменту рождения голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полость рта, носа) и мозговые центры речи развиты недостаточно.
Из-за распространенного мнения, что ребенок легко привыкает к рукам взрослых, родители часто ограничивают всякое, в том числе и речевое, общение с маленьким ребенком, обеспечивая лишь удовлетворение его физических потребностей, считая достаточным то, что он хорошо накормлен, чист, вовремя гуляет, спит. Подобное отношение родителей неверно и даже вредно. Конечно, вовсе не требуется постоянного пребывания ребенка на руках, выполнения всех его капризов. Однако недостаточное общение со взрослыми, их бесстрастность, неэмоциональность матери или отца в момент общения с ребенком препятствуют развитию его речи, а значит, и общего психического развития. Поэтому разговаривать с ребенком следует начинать с первых дней его жизни.
В то же время родители иногда пассивно реагируют на разнузданное поведение ребенка, тем самым способствуя становлению агрессивного характера, особенности которого могут проявиться в будущем. Хотя в возрасте четырех-пяти лет дети редко склонны к насилию, однако это возможно к шести годам, когда могут вступать в борьбу или соревнование со своими сверстниками. Поощрение антиобщественного поведения в этот период способствует воспитанию агрессивной личности. Несомненно, что некоторые склонности могут носить врожденный, наследственный характер, однако качественное и количественное их выражение зависит от воспитания и приобретенного ребенком жизненного опыта. Разумно всегда помнить о том, что на складе личности ребенка сказывается только то, что заложено воспитанием, но и то, что было упущено.
Психологическая и физическая адаптации растущего организма в детском и подростковом возрасте зависит от действия многих факторов, в первую очередь от личного примера родителей и близких, влияния сверстников, воспитателей и учителей. Обязательно следует учитывать индивидуальные психофизические особенности ребенка (своевременность или задержку развития речи, способность к тонкой координации движений, опережение или замедление темпов физического развития, характер эмоционально-волевой сферы). Важная цель — воспитание активной жизненной позиции, требующее обучения основам самовоспитания и самостоятельности. Не индивидуализма, а индивидуальности. Наилучший путь — вовлечение в совместную коллективную деятельность, когда каждый получает возможность объективно оценивать свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, воочию убедиться в своих успехах и ошибках.
Среди отрицательных воздействий на нервную систему ребенка особенно велико значение таких раздражителей, как обидное слово, ссора с другими детьми, упрек со стороны взрослых, грубый отказ исполнения просьбы ребенка без объяснения, чтение книг и просмотр кинофильмов с чрезмерно волнующим содержанием. Все это является причиной серьезных и тяжелых переживаний ребенка.
Особенно тяжело ребенок воспринимает нарушение стереотипа жизни, происходящее в связи с его поступлением в больницу. Поэтому первые дни его пребывания там являются своеобразным испытанием для нервной системы, осуществляющей компенсацию и приспособление к условиям внешней среды.
Эмоции, как комплекс физиологических реакций, имеют непосредственную связь с деятельностью различных органов и систем организма и служат показателями всей суммы воздействий, характеризуя состояние нервной системы, самочувствия. Косвенно эмоции свидетельствуют о благополучии или неблагополучии условий развития ребенка. Отрицательные эмоции у детей обычно вызывают различные лечебные манипуляции: внутримышечные или внутривенные инъекции, удаление зубов, аденоидов, миндалин и т. п. Поэтому при неадекватных эмоциональных реакциях, когда дети заходятся в крике, забиваясь под кровать, следует максимально щадить их психику, проводя предварительную беседу и подготовку. В случае неэффективности последних следует прибегать к приему успокаивающих средств, рекомендованных врачом.
Существенную роль в формировании нервно-психических расстройств, измененного стереотипа поведенческих реакций и характерологических особенностей ребенка играют пороки воспитания в семье.

Безнадзорность. Ребенок или подросток совершенно бесконтролен и предоставлен самому себе. Родители лишь формально относятся к воспитанию, заняты собой, своей работой, не интересуются его увлечениями, кругом знакомств, учебой в школе или же только делают вид, что это их заботит. Подросток всегда находит возможность уклониться от контроля и, по сути дела, живет лишь своей жизнью.

Сверхопека. Другая крайность — чрезмерная опека с непрерывными запретами, контролем за каждым шагом, нравоучениями — оказывает крайне неблагоприятное влияние на формирование характерологических и волевых качеств. Такой ребенок лишен инициативы, самостоятельности. У подростков такой тип воспитания вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и различным правонарушениям.

Воспитание «золушек». Этот тип воспитания встречается в семьях, где один из супругов тяготится ребенком, который постоянно ощущает это (особенно если в семье есть второй ребенок, получающий больше ласки и внимания). Эмоциональное отторжение способствует развитию повышенной ранимости, душевной незащищенности, чувствительности, обидчивости и скрытности.

Воспитание кумира семьи. Вокруг ребенка создается атмосфера восхищения, восхваления, преувеличения его способностей, дарований, зачастую не заслуживающих того. Ребенок всегда в центре внимания, а его желания выполняются безоговорочно. Такое воспитание способствует формированию эгоизма, мешает самостоятельности при выборе решений, выработке навыков к труду.

Жестокое обращение. Воспитание, при котором ребенок постоянно наказывается и унижается, подвергается суровым расправам за мелкие проступки и непослушание. Постоянное ожидание наказания вызывает страх перед родителями, ожесточает ребенка.
Если родители стремятся дать детям как можно более широкое образование, развить способности, ребенок, кроме учебы в школе, посещает различные занятия, секции, вечно занят, куда-то спешит. Все это требует ответственности. Освоить всю намеченную, но непродуманную программу бывает физически невозможно, и тем более, когда нет результата, развивается чувство безысходности, возникает протест против занятий. В таком случае ребенок формально выполняет задания, а его нервная система быстро истощается, появляется тревожная мнительность.
Приведенные типы неправильного воспитания способствуют нарушению поведения и возникновению вредных привычек, особенно если имеется неблагополучие со стороны нервной системы или наступают критические периоды возрастных изменений психоэмоциональной сферы ребенка.

Несколько слов о воспитании одаренных. Детей, которые с раннего возраста проявляют большие способности в какой-либо деятельности (музыкальной, литературной, художественной, технической), обычно называют вундеркиндами.
Природная одаренность вундеркиндов обеспечивает им быстрый творческий прогресс. Однако судьба чудо-детей не всегда складывается счастливо. В чем же причина? Чаще всего недостатки воспитания. Полагаясь на исключительную природную одаренность, родители и педагоги упускают из виду необходимость вырабатывать сильный характер, трудолюбие, настойчивость, уверенность в том, что задатки и есть уже сами по себе способности,— основная педагогическая ошибка по отношению к вундеркиндам.
Наряду с ранним проявлением природной одаренности известны и примеры, когда дети, расценивавшиеся как малоперспективные ученики, становились выдающимися деятелями в самых различных областях. В чем же причина того, что малоодаренные дети, которым ученье вначале давалось с трудом, затем становились подлинными талантами? В выработавшемся у них с годами трудолюбии.
Известно, что одаренные от рождения дети, обучаясь с детьми менее одаренными, осваивая ту же общую для всех программу, затрачивают чрезвычайно мало усилий. Легко, буквально с полуслова схватывая школьный материал, они обычно не испытывают трудностей при выполнении домашних заданий, поэтому у них не развеваются усидчивость и терпение, трудолюбие и воля. Не испытывая трудностей, они хорошо.заканчивают школу и институте, однако, столкнувшись с необходимостью выполнять подлинно творческую, сопряженную с трудностями, кропотлцвую работу, когда их впервые постигают крупные неудачи, сводящие на нет длительные усилия, такие люди теряют в себе уверенность, их постигает разочарование. Чувство собственной исключительности, избранности мешает им воспринять справедливую требовательность со стороны окружающих, и таким образом, исподволь создаются условия для конфликтов.
Как это ни парадоксально, в таких случаях приходится говорить, что высокая изначальная одаренность помешала выработке необходимых навыков, стала невольным тормозом развития способностей. Блестящие задатки не превратились в блестящие способности, ибо такое превращение не происходит само по себе, без труда, без затраты значительных усилий в процессе работы над собой. Поэтому важнейшим правилом педагогики является обучение на грани высокой, но преодолимой трудности.

Когда ребенок идет в школу, у него появляется много новых проблем. По мнению физиологов, ребенок с шестилетнего возраста подготовлен к школьному режиму, и в первые месяцы учебы происходит адаптация его к школьной нагрузке, что вызывает определенные сложности из-за изменения стереотипа. Трудности в основном нервно-психологического плана, поэтому требуются индивидуальный подход к возрастным возможностям ребенка, учет его личностно-характерологических свойств.
В процессе обучения важно обращать внимание на патологические отклонения со стороны нервной системы, всячески помогать школьнику. Страдающий, например, заиканием всегда болезненно переносит свой недостаток. Не следует фиксировать его внимание на неполноценности речи. Надо терпеливо выслушивать заикающегося, поощрять за правильно произнесенные фразы, сказанные четко, без запинки и вспомогательных движений. Необходимо убеждать его в том, что трудности речевого общения больше кажущиеся. Ребенок должен поверить в то, что речевые навыки приобретаются легко, речь может улучшаться, если только побороть страх перед заиканием.
Для правильного лечения заикания следует обратиться к логопеду, который подскажет, какие упражнения будут более эффективны в конкретном случае. Естественно, что замечания типа «не спеши, не волнуйся, говори спокойно, не торопись», по существу, помогают мало. Ребенок и так знает свои трудности, а подобные замечания его только больше невротизируют. Родителям следует разговаривать с ребенком медленно, четко выговаривая слова, следя за правильной артикуляцией, соблюдая соответствующую речевую интонацию. Создание вокруг ребенка с речевым дефектом правильной речевой атмосферы рождает у  заикающегося желание говорить не стесняясь. Можно ему предлагать ролевые игры с речевым подражанием: потребность в общении перекрывает отрицательные эмоции, и он забывает о своем дефекте. Похвала способствует желанию закрепить свои удачи.
Основная цель воздействия на детей с невротическими расстройствами — воспитание у них выносливости и привыкания нервной системы к психотравмирующим нагрузкам или обстоятельствам. Достичь этой цели можно с помощью правильной организации умственного труда и отдыха, тренировкой, руководствуясь в воспитательной работе сформулированным А. С. Макаренко принципом перспективных целей. В процессе совершенствования личностных особенностей школьника намечаются перспективные направления, начиная с простых задач, постепенно переходя на все более сложные. Что касается вредных привычек, так как они появляются в результате закрепления неправильного поведения, патологических стереотипов, борьба с ними должна осуществляться с помощью контрупражнений, путем тренировки, переобучения и воспитания новых навыков поведения, свободных от прежней ущербности.
По сути, это означает формирование новой личности, нового характера. Закономерность здесь такая: посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Духовное и физическое здоровье ребенка — вот залог стойкости его нервной системы к всевозрастающим информационным и социально-биологическим нагрузкам. А в случае заболеваний важно, чтобы рекомендации врача были своевременными, тогда они помогут больному.



 
« Неотложная терапия, анестезия и реанимация   Нервные болезни »