Начало >> Статьи >> Архивы >> Нервная система ребенка

Головные боли у детей - Нервная система ребенка

Оглавление
Нервная система ребенка
Особенности нормального развития
Ступени зрелости
О проявлениях и причинах заболевания нервной системы
О двигательных нарушениях
О судорогах у детей
Черепно-мозговая трава
Головные боли у детей
Функциональные (невротические) нарушения
О ранней профилактике нервных нарушений
Массаж и гимнастика на первом году жизни
Как сохранить изначальную одаренность детей

Ребенок попросил таблетку от головной боли... Часто мы, не задумываясь, даем ему лекарство и спокойно относимся к происходящему. Что это? Невнимательность или безразличие к здоровью своего ребенка? Но навряд ли в этом можно упрекнуть себя. Скорее всего, здесь срабатывает стереотип наших представлений о головной боли вообще. Ведь по распространению среди взрослого населения головная боль относится к наиболее часто встречающимся жалобам. Трудно найти такого человека, у которого ни разу в жизни не болела голова. Мы привыкли считать, что у нас голова может болеть от сотни причин, и не всегда на них следует обращать внимание в суете дел. Однако, как показывает клинический опыт, отношение к появлению головной боли у взрослого и ребенка может быть только однозначным. Но вначале спросим себя, что же такое головная боль?
В физиологическом смысле головная боль — это рефлекторный механизм, выполняющий защитную, охранительную функцию, состоящий из системы периферических рецепторов, воспринимающих болевые раздражители, и структур головного мозга, анализирующих эти раздражения в зависимости от месторасположения (локализации) их источника.
В полости черепа болевые рецепторы расположены в оболочках головного мозга и в стенках кровеносных сосудов. Их раздражение в конечном итоге и дает ощущение головной боли, появление которой в любом случае может расцениваться как сигнал тревоги, указывающий на изменения условий нормальной работы нервной системы вообще и головного мозга в частности. В одних случаях эти изменения обратимы, и головная боль носит преходящий характер, в других — стойкие, когда головные боли становятся постоянными и сочетаются с другими симптомами поражения нервной системы.
Преходящие головные боли отражают в какой-то мере усталость или повышенную утомляемость нервной системы и они проходят самостоятельно, после некоторого периода отдыха. Повторяющиеся или постоянные головные боли указывают на наличие конкретных причин, поддерживающих головную боль.
Головные боли у детей по сравнению со взрослыми появляются все-таки реже. С одной стороны, это отражает некоторую незрелость нервной системы, а с другой — указывает на высокую пластичность ее компенсаторных механизмов. И если у ребенка появляется головная боль, то это в первую очередь характеризует недостаток или срыв защитных механизмов компенсации.
Появление головных болей у детей (в отличие от взрослых) прежде всего связано с изменением внутричерепного давления, которое определяется количеством спинно-мозговой жидкости в свободных пространствах полости черепа и спинномозгового канала. Увеличение ее объема приводит к растяжению мозговых оболочек и раздражению болевых рецепторов, находящихся на их поверхности.
К появлению головной боли приводит также и колебание тонуса сосудистой стенки снабжающих головной мозг кровеносных сосудов. Изменение тонуса может протекать в виде сокращения, и это будет приводить к спазму сосудов или же расслаблению и потере упругости сосудистой стенки. Регуляция же сосудистого тонуса определяется активностью вегетативного отдела нервной системы. Иногда трудно выделить какую-либо причину более конкретно, и тогда в появлении головной боли у ребенка имеют значение оба этих механизма.
Следует подчеркнуть, что не у всех детей болит голова. Чаще всего у тех, у кого обнаруживаются в истории болезни сведения о перенесенных матерью во время беременности различных осложнениях, которые были связаны либо с инфекционными заболеваниями, либо с влиянием вредных средовых факторов или с психическими травмами. Часто выявляется патология родового периода. Нередко такие дети на первом году жизни переносят тяжелые инфекционные заболевания или черепно-мозговую травму.

Головные боли нестойкого, преходящего характера. Их происхождение связано с нарушением функций вегетативной регуляции сосудистого тонуса, что приводит к изменению артериального давления в сосудах головного мозга и к снижению потребления им кислорода. Чаще всего такие головные боли встречаются у детей школьного возраста, и провоцирующим фактором или даже причиной их появления оказываются повышенная умственная или физическая нагрузка, переутомление, психотравма, пребывание в душном помещении, перегрев на солнце. У таких детей обычны погрешности в организации режима дня, отсутствует или недостаточно продолжителен или спокоен сон. Общий фон создает ослабленность организма после перенесенного инфекционного заболевания. При этом головные боли носят диффузный характер, появляются быстрая смена настроений и нередко склонность к обморочным состояниям.
Для профилактики требуются разумное чередование труда и отдыха школьника, выбор дополнительных занятий и увлечений, не занимающих времени, отведенного для отдыха. Появление головных болей в подобных случаях говорит о состоянии утомления нервной системы. При этом нет никакой необходимости прибегать к приему болеутоляющих средств, а напротив, весь комплекс лечебных мероприятий должен носить общеукрепляющий характер. Здесь можно использовать занятия лечебной физкультурой на открытом воздухе, водные процедуры, которые следует начинать с утренних обтираний, разнообразное витаминизированное питание, в зимнее время рекомендуется дополнительный прием поливитаминов по 1—2 драже в день.

Мигрень. Преходящий, приступообразный характер имеют и головные боли при мигрени. Это заболевание характеризуется локализацией головной боли преимущественно в одной половине головы. Встречается в основном у взрослых, но иногда у детей среднего и старшего школьного возраста. Появление головной боли при мигрени связано со сложными нейрогормональными сдвигами в организме. Приступ головной боли может начинаться внезапно или ему предшествует смена настроения, зрительные или чувствительные неприятные ощущения. На высоте приступа может возникнуть однократная рвота. По окончании приступа, как правило, наступает сон.
В появлении мигрени имеют значение и факторы наследственности, когда у родителей и родственников больного ребенка выявляются подобные заболевания. Профилактика мигренозных приступов наряду с медикаментозным лечением обязательно включает и весь комплекс общеоздоровительных мероприятий. Особенно важно избегать переутомления нервной системы, которое играет роль основного провоцирующего фактора в возникновении мигренозного приступа.

Головные боли при лор-заболеваниях. Очень часто головные боли у детей появляются на фоне общеинфекционных заболеваний и воспалительных процессов со стороны лор-органов. Головные боли при детских инфекциях появляются в острый период болезни или непосредственно ему предшествуют. Токсическое воздействие на сосуды головного мозга, раздражение мозговых оболочек, высокая температурная реакция и склонность к повышению внутричерепного давления делают такие боли довольно интенсивными. Однако с исчезновением острых проявлений болезни они обычно уменьшаются и затем проходят. Лечение инфекционных заболеваний у детей, сопровождающихся головными болями, должно обязательно включать жаропонижающие, обезболивающие средства и препараты, понижающие внутричерепное давление.
Патология лор-органов (гайморит, тонзиллит, фронтит, аденоидные разрастания) нередко становятся самостоятельной причиной появления головных болей у детей, очень часто носящих стойкий характер, несмотря на активно проводимое лечение. Избавление от них зависит от полного излечения хронических очагов инфекции в носоглотке с последующей обязательной их профилактикой. Весьма полезно применение морских ванн и закаливание организма ребенка.

Головные боли при нейроинфекциях. В клинической картине нейроинфекционного заболевания они являются обязательным симптомом и всегда сочетаются с другими признаками поражения нервной системы (к ним относятся рвота, нарушение сознания, судороги и очаговые симптомы в виде двигательных и чувствительных нарушений и расстройств функции тазовых органов). Эти проявления болезни обусловлены тяжелым поражением оболочек и вещества головного и спинного мозга.

Головные боли у детей при опухолях головного мозга. Это один из ранних признаков такого грозного заболевания. Нередко в начальных стадиях его эти боли долго остаются единственным симптомом проявления болезни. Особенностью их является стойкий, постоянный характер, возникают они с утра, и больные часто просыпаются утром с головной болью. Сопутствующая таким болям рвота бывает многократной и не приносит больному облегчения. В последующем к этим жалобам присоединяются симптомы очагового поражения нервной системы в зависимости от локализации патологического процесса.

Головные боли и патология органа зрения. Такие боли часто появляются у детей школьного возраста, и они плохо снимаются анальгетиками. Характерна непосредственная связь головных болей с длительным напряжением зрения во время чтения, рисования, черчения или просмотра телевизионных передач. Как правило, эти боли исчезают после ограничения зрительной нагрузки и дополнительной коррекции зрения.

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!

Во всех случаях появления головных болей у детей они обязательно должны быть осмотрены врачом-невропатологом, обследованы окулистом и отоларингологом, а при необходимости и госпитализированы в неврологическое отделение. Не следует без обследования начинать самостоятельное лечение головных болей у вашего ребенка. Временный эффект от проводимого лечения может привести к тому, что необходимое обследование, а значит, и диагностика будут слишком поздними. За упущенное время патологические изменения могут принять необратимый характер.

Коля Н., 13 лет, обратился с жалобами на сильные головные боли, которые в последнее время стали носить постоянный характер и не снимались приемом анальгетиков. Впервые головные боли стали беспокоить мальчика в первом классе школы, но возникали редко и были расценены родителями как проявление усталости. Мальчика записали в детскую спортивную школу, и он стал посещать секцию борьбы. К концу первого года занятий головные боли вновь возобновились, стали появляться чаще. Мальчик еще в течение полугода посещал занятия в секции, а затем был вынужден их оставить. Головные боли продолжали беспокоить, стали возобновляться в утреннее время и сопровождаться рвотой. Родители показали сына врачу-невропатологу. Осмотр мальчика и последующее обследование его в стационаре выявили наличие субкомпенсированной формы гидроцефалии — заболевания, характеризующегося избыточным накоплением жидкости в полости черепа (в народе это заболевание называют водянкой мозга). Было начато длительное лечение. В приведенном случае причиной обострения патологического процесса, который постоянно имел место до появления первых жалоб, послужили занятия в секции борьбы. Мальчик не был осмотрен специалистом, а выбор спортивных занятий не учитывал противопоказаний. Постоянные падения, легкие сотрясения и ушибы головы привели к тому, что патология, симптомом которой и были головные боли, из скрытой, компенсированной формы превратилась в клинически выраженную, нуждающуюся в специальном лечении. Спортивные занятия способствуют укреплению здоровья ребенка, однако в каждом конкретном случае вопрос об их использовании необходимо решать, посоветовавшись с врачом-невропатологом.



 
« Неотложная терапия, анестезия и реанимация   Нервные болезни »