Начало >> Статьи >> Архивы >> Нервная система ребенка

Функциональные (невротические) нарушения - Нервная система ребенка

Оглавление
Нервная система ребенка
Особенности нормального развития
Ступени зрелости
О проявлениях и причинах заболевания нервной системы
О двигательных нарушениях
О судорогах у детей
Черепно-мозговая трава
Головные боли у детей
Функциональные (невротические) нарушения
О ранней профилактике нервных нарушений
Массаж и гимнастика на первом году жизни
Как сохранить изначальную одаренность детей

У детей дошкольного и школьного возраста встречаются различные формы нарушения поведения и вредные привычки, которые могут самостоятельно исчезнуть, но нередко, являясь начальными формами проявления нервно-психического заболевания, возобновляются в более позднем возрастном периоде. Остановимся на некоторых из них. Хотя функциональные (невротические) нарушения отнюдь не свидетельствуют о поражении структур нервной системы, появляясь под действием различных вредных факторов, они как бы закладывают основу для возможных отклонений нервно-психической сферы, проявления которых будут определяться сочетанием внешних условий.

Основные понятия

Страхи. Появление их довольно характерно в детском возрасте. Они могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. По продолжительности страхи бывают кратковременными, быстро проходящими (после успокаивающей беседы) и затяжными, тогда даже лечение не всегда дает желательный результат. Страхи могут возникать после эмоционально значимых ситуаций (испуг, болезнь родных, близких, трудноразрешимый конфликт в школе и т. п.).
Страхи иногда проявляются в формах навязчивости, среди которых преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов у школьников.

Навязчивые движения и действия. Эти самостоятельные нарушения могут иметь характер и навязчивых тиков (частое мигание, наморщивание лба, носа, подергивание головой, плечами, шмыгание носом, покашливание и др.). К навязчивым действиям относятся привычки сосания пальцев, обкусывания ногтей, выщипывание волос и др. Использование наряду с лечением мер психолого-педагогического воздействия оказывает благоприятный эффект.
У детей старшего возраста страхи усложняются, а навязчивые действия принимают характер сложных ритуалов. Частое мытье рук, чтобы не заразиться, соблюдение запретов и условностей, чтобы получить хорошую оценку в школе, для этого также выбираются «счастливые» ручка, рубашка, носки, талисманы. Навязчивости обычно возникают на фоне различных переживаний у боязливых, тревожных или мнительных детей.
Одной из форм нарушения поведения в детском возрасте является двигательная расторможенность, которая проявляется в неусидчивости, множестве различных движений. Выраженная резвость, стремление постоянно двигаться, бегать наперегонки, затевать разные игры сочетается у таких детей с отсутствием способности длительно концентрировать внимание, трудностями сосредоточения. Им не удается не отвлекаться при выполнении школьного задания, в результате чего страдает успеваемость. Двигательно расторможенные дети также эмоционально неустойчивы, к тому же раздражительны, склонны к агрессивным действиям и конфликтам, нарушают дисциплину в школе.

Заикание. В детском возрасте часто возникает нарушение речи в форме заикания. По своей сути оно связано со спазмом речевой мускулатуры, из-за чего изменяются ритм и плавность речи. Заикание чаще всего возникает в результате различных психогенных факторов (испуг, перенесенная инфекция, травма, конфликт, нарушение привычных микросоциальных отношений). Нередко у родителей или других родственников также встречается подобная патология речи, что указывает на определенную предрасположенность к заиканию в таких семьях.
Вначале заикание ограничивается периодическими запинаниями в речи. Затем возникают более сложные расстройства в виде тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным их нарастанием. Эмоциональная нагрузка усиливает заикание, иногда оно усугубляется страхом речи, отказом от устных ответов. Дети становятся малоразговорчивыми. Кроме заикания, у них также отмечаются повышенная раздражительность, быстрая истощаемость, обидчивость.

Стремление к бродяжничеству. Среди нарушений поведения у детей встречаются повторяющиеся уходы из дома, склонность к бродяжничеству, которые встречаются преимущественно в возрасте от 7 до 13 лет. В более позднем возрасте они встречаются реже и затем полностью исчезают. Нередко эти нарушения являются своеобразной формой протеста или обиды на родителей, учителей или обусловлены страхом перед наказанием за совершенный неблаговидный поступок либо плохую отметку в школе. Стремление к бродяжничеству возникает периодически и может быть связано с определенным сезоном (весенне-летне-осенним периодом) года.

Нарушение пищевого поведения. Функциональные расстройства аппетита у детей могут иметь разнообразные причины. Это — и желание похудеть, и стремление обратить на себя внимание, реакция на ссору, разлуку с родными или близкими, тяжелые переживания. Нарушение развивается постепенно и приводит в конце концов к полному отказу от еды. При насильном кормлении подростки могут вызвать у себя рвоту. Несмотря на прогрессирующее истощение, успеваемость в школе в начале не меняется, но потом активность и успехи в обучении начинают снижаться, нарастает утомляемость, нарушается менструальный цикл.

Патологическое фантазирование. Встречается в детском возрасте. В младшем возрасте темы воображаемого чаще связаны с фантастическими животными. У более старших детей фантазия садистского или эротического характера, нередко приводящие к занятию онанизмом. Школьники (мальчики) могут рассказывать о своем участии в ограблениях, воровстве, угоне машин, а у девочек-подростков оговоры могут носить характер ложных обвинений в изнасиловании.
При длительном существовании и нарастании сложности, вычурности фантазий и нелепости идей следует обратиться за консультацией к детскому психиатру для исключения хронического вяло текущего психического заболевания.

Энурез. Относится к функциональным нарушениям в детском возрасте. Это непроизвольное, неосознанное упускание мочи преимущественно во время ночного сна. К невротическому энурезу относят те случаи, причиной которых стали психологические факторы либо в виде острых аффективных реакций (страх, испуг и т. п.), либо длительно существующих психотравмирующих ситуаций. Об энурезе как о патологическом состоянии речь идет, если недержание мочи у детей начинается с 4-летнего возраста. До этого времени недержание мочи может быть обусловлено незрелостью физиологических механизмов регуляции либо отсутствием навыков опрятности.
Наряду с невротическим энурезом недержание мочи возникает на фоне неврологических нарушений, связанных с недоразвитием спинного мозга, иннервационного аппарата мочевого пузыря или его высокой рефлекторной возбудимостью. Следует иметь в виду, что частое мочеиспускание, невозможность длительно удерживать мочу могут быть связаны и с воспалительными изменениями мочевого пузыря при инфекции мочевыделительной системы. Поэтому во всех случаях необходимо сдать анализы мочи для того, чтобы исключить инфекционную природу болезни. Обращение к психоневрологу и урологу поможет быстрее уточнить характер нарушений и назначить лечение.

Патологические увлечения. В школьном возрасте у детей появляются самые различные увлечения, в некоторых случаях приобретающие патологический характер. Ведущим их признаком являются крайняя одержимость, вычурность и интенсивность занятий, когда все остальное (учеба, профессиональные занятия, развлечения, друзья) отодвигается на задний план, хотя само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени. Тяга к таким увлечениям может оставаться и в старшем возрасте.

Вредные привычки. В подростковом возрасте к ним могут быть отнесены табакокурение и употребление алкоголя. Основная причина их появления — потребность подражать взрослым не вообще, а кому-то конкретно. Обычно ребенок начинает курить в компании сверстников и скрывает свое увлечение от родителей. На организм школьника курение оказывает особенно вредное влияние, вызывает быстрое привыкание организма к никотину, которого в табаке около 1—4 %.
Угарный газ, синильная кислота и многие другие токсические продукты сгорания табака, помимо никотина, отрицательно влияющие в первую очередь на нервную систему, поражают желудочно-кишечный тракт, органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. Курящие подростки, как правило, плохо учатся, часто болеют простудными заболеваниями, раздражительны и конфликтны, отстают в физическом развитии от сверстников. Спрашивается, как развивается пристрастие к никотину наркоманическая зависимость?

Вначале подросток субъективно испытывает якобы положительное воздействие, считая, что повышается работоспособность, улучшается самочувствие. На фоне этого уже появляется навязчивое, труднопреодолимое желание курить. Примерно в течение 2—3 лет переносимость никотина высокая — до 10—15 сигарет в день. Далее влечение к курению принимает еще более навязчивый характер: при перерывах в курении появляется чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность, может возникнуть чувство необоснованной тревоги. Постепенно увеличивается «норма» выкуренных сигарет и формируются признаки болезненных нарушений со стороны внутренних органов: бронхиты, изжоги, гастриты, изменения пульса и артериального давления. Усиливаются расстройства центральной нервной системы (ухудшение сна, повышенная раздражительность).

К наркоманической зависимости приводит и употребление спиртного. В возрасте 10—14 лет подросток способен заинтересоваться алкогольным напитком, часто из любопытства, во время праздничных торжеств, обычно тайком от взрослых. Индивидуальное отношение к алкоголю уже может формироваться в старшем возрасте (15—17 лет), и здесь многое зависит от отношения к пьянству окружающих подростка людей. Между тем более раннее систематическое употребление спиртных напитков или их суррогатов почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма — болезненного состояния с развитием наркоманического влечения к алкоголю. У больных, длительно употреблявших спиртные напитки, появляются психические расстройства и изменения со стороны внутренних органов, носящие вначале обратимый, а затем необратимый характер.
Подростки, употребляющие спиртные напитки, выглядят бледными, худыми, рано формируются патологические черты их характера — возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, злобность. Замедляется интеллектуальное развитие, появляются неуспеваемость, пропуски занятий, нередки уходы из дома, а приобщение к компаниям, нередко связанным с асоциальными элементами, наркоманами ведет к опасности правонарушений.



 
« Неотложная терапия, анестезия и реанимация   Нервные болезни »