Начало >> Статьи >> Архивы >> Нервные болезни

Питание больных - Нервные болезни

Оглавление
Нервные болезни
Анатомия нервной системы
Периферическая нервная система
Вегетативная нервная система
Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость
Физиология нервной системы
Кровоснабжение головного и спинного мозга
Патофизиологические закономерности поражений нервной системы
Анамнез и общий осмотр в неврологии
Неврологический осмотр
Инструментальные методы исследования в неврологии
Спинномозговая пункция
Двигательные нарушения
Атаксия
Экстрапирамидные расстройства
Нарушения чувствительности
Головокружение
Симптомы поражения мозговых оболочек
Нарушения высших мозговых функций
Вегетативные расстройства
Внутричерепная гипертензия
Кома
Синдромы поражения спинного мозга
Болевые синдромы при заболеваниях нервной системы
Головная боль
Вторичные формы головной боли
Прозопалгия
Боль в спине и конечностях
Цервикалгия и цервикобрахиалгия
Торакалгия
Люмбалгия и люмбоишиалгия
Диагностика и лечение боли в спине и конечностях
Рефлекторная симпатическая дистрофия
Сосудистые заболевания нервной системы, инсульт
Лечение инсульта в остром периоде
Профилактика последующего инсульта, реабилитация
Острая гипертоническая энцефалопатия
Дисциркуляторная энцефалопатия
Нарушения спинального кровообращения
Менингит
Острый серозный менингит
Туберкулезный менингит
Клещевой энцефалит
Острый рассеянный энцефаломиелит
Подострый склерозирующий панэнцефалит
Абсцесс головного мозга
Прионные заболевания
Миелит
Нейросифилис
Неврологические проявления ВИЧ-инфекции
Паразитарные заболевания головного мозга
Поражения вегетативной нервной системы
Вегетативные кризы
Нейрогенные обмороки
Черепно-мозговая травма
Легкая черепно-мозговая травма
Среднетяжелая и тяжелая черепно-мозговая травма
Сдавление головного мозга
Последствия черепно-мозговой травмы
Позвоночно-спинномозговая травма
Эпилепсия
Лечение эпилепсии
Нарушения сна и бодрствования
Гиперсомнии
Парасомнии
Болезнь Паркинсона
Эссенциальный тремор
Боковой амиотрофический склероз
Мозжечковые дегенерации
Семейная спастическая параплегия
Болезнь Альцгеймера
Поражения черепных нервов
Полиневропатии
Синдром Гийена—Барре
Дифтерийная полиневропатия, демиелинизирующая полирадикулоневропатия
Множественная мононевропатия
Плексопатии
Мононевропатии
Опоясывающий герпес
Миопатии
Миотония
Воспалительные миопатии
Метаболические миопатии
Нарушения нервно-мышечной передачи
Невральные амиотрофии
Спинальные амиотрофии
Поражение нервной системы при интоксикации алкоголем
Неврологические осложнения наркомании
Отравления тяжелыми металлами
Отравление фосфорорганическими соединениями
Отравление окисью углерода
Отравление метиловым спиртом
Отравление лекарственными средствами
Отравление бактериальными токсинами
Опухоли головного мозга
Опухоли спинного мозга
Гидроцефалия
Краниовертебральные аномалии
Сирингомиелия
Пороки развития позвоночника и спинного мозга
Болезни нервной системы у детей
Детский церебральный паралич
Факоматозы
Наследственные нейрометаболические заболевания
Тики и синдром Туретта
Поражения нервной системы при соматических заболеваниях
Поражение нервной системы при сахарном диабете
Паранеопластические синдромы
Уход за больными с параличами
Питание больных
Уход за больными с нарушениями мочеиспускания, предупреждение травм
Уход за больными с нарушением функции желудочно-кишечного тракта
Уход за больными в коматозном состоянии, с нарушением речи, психики
Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы

В период восстановления функций нервной системы особенно необходимо полноценное питание, содержащее достаточное количество калорий и белков. Их недостаточное поступление может замедлить процесс восстановления. Нужно учитывать, что потребность в энергии повышается при спастичности и повышении температуры.
В большинстве случаев острых неврологических заболеваний (например, при инсульте или энцефалите), даже при тяжелом их течении, следует рано начинать питание больного (с 1 — 2-х суток). Чтобы избежать аспирации, предварительно нужно убедиться, нет ли у больного дисфагии, нормально ли функционирует желудочно-кишечный тракт. Больные с ясным сознанием и сохранным глотанием питаются естественным путем, но поначалу им следует давать жидкую пищу (бульоны, фруктовые соки), затем переходить на прием мягкой или протертой пиши (например, детских питательных смесей).
В бессознательном состоянии или при нарушении глотания питание осуществляют через назогастральный зонд. Для этого в желудок через нос вводят тонкий пластиковый зонд, смазанный стерильным вазелиновым маслом, до 50-сантиметровой отметки. Возникновение кашля, затруднение дыхания, цианоз свидетельствуют о попадании зонда в трахею. Перед кормлением через зонд вливают 1 мл жидкости. Отсутствие кашля и затруднения дыхания указывают на правильное положение зонда. Об этом же свидетельствует отсасываемое шприцем через зонд желудочное содержимое. Для питания используют готовые или специально приготовляемые питательные смеси (например, нутрисоя, детское или спортивное питание и др.), количество которых рассчитывают таким образом, чтобы удовлетворить энергетические потребности больного. Смесь должна иметь консистенцию жидких сливок и вводиться в подогретом виде по 100—150 мл 4—5 раз в сутки. Людям крупного телосложения может потребоваться больший объем питания. Введение избыточного количества пищи может вызвать рвоту и аспирацию. При необходимости между кормлениями вводят небольшие количества жидкости. Чтобы вызвать чувство наполнения желудка и избавить больного от чувства голода, пищевые смеси разбавляют молоком или водой. Иногда проводят непрерывное кормление (50—70 мл/ч).
Суточная калорийность зондового питания должна быть примерно равна 2000 ккал. Первоначально следует вводить разведенные растворы, содержащие лишь половину требуемых калорий. Затем концентрацию раствора и количество калорий постепенно увеличивают. Таким образом удается избежать диареи и нарушения всасывания. Перед кормлением необходимо убедиться, что ранее введенная пища всосалась, для этого через трубку отсасывают содержимое желудка. Чтобы трубка не закупорилась, после каждого кормления ее промывают водой. После этого зонд закрывают на 1 ч, затем открывают для декомпрессии желудка.
Постоянный назогастральный зонд, как и назотрахеальная трубка, предрасполагают к развитию некроза носовых ходов или синусита, поэтому каждые 5 дней зонд извлекают и вводят через другой носовой ход.
При парезе желудка и кишечника зондовое питание невозможно, поэтому назначают парентеральное питание. Для этого внутривенно вводят растворы глюкозы, белковые, липидные, аминокислотные смеси. Для стимуляции перистальтики кишечника назначают прозерин, калимин или цизаприд. Чтобы избежать натуживания при дефекации, способного привести к повышению внутричерепного давления, используют слабительные средства (например, бисакодил). В отсутствие стула не реже 1 раза в 3 дня назначают очистительную клизму.
Нарушение глотания (дисфагия) — потенциально летальное (вследствие угрозы аспирации слюны или пиши) осложнение. У больных с заболеваниями нервной системы оно чаще всего бывает обусловлено вялым или спастическим парезом мышц глотки и языка. При частичном расстройстве глотания дают пищу кашицеобразной консистенции, которая должна быть вкусной, теплой, калорийной. Кормить следует осторожно, малыми порциями, следя, чтобы пища не попадала в трахею, бронхи. При более тяжелом нарушении глотания проводят зондовое или парентеральное питание. При зондовом питании нужно учитывать риск аспирации. При реальной опасности аспирации слюны или слизи показано введение эндотрахеальной трубки с манжетой. Для уменьшения слюноотделения у больных с угрозой аспирации применяют препараты с холинолитическим действием (например, скополамин или трициклические антидепрессанты).
Если в течение 1—2 нед функция глотания не восстанавливается, то может потребоваться наложение гастростомы. Уход за гастростомой несложен: уже через 10—14 дней после вставления трубки формируется постоянная фистула, и трубку можно легко менять. Для введения пищи рекомендуют использовать катетер Фолея или специальную трубку для гастростомы.
Нужно учитывать, что при некоторых заболеваниях, поражающих гипоталамус и лобные доли (например, при субарахноидальном кровоизлиянии или тяжелой черепно-мозговой травме), подавляются аппетит и жажда. Часто больные отказываются от пиши из-за психологического стресса, страха, депрессии. Задача медсестры — не прибегая к насилию, успокоить больного, разъяснить важность полноценного питания. Контроль адекватности питания возможен при регулярном взвешивании больного.



 
« Нервная система ребенка   Неспецифический мезентериальный лимфаденит у детей »