Начало >> Статьи >> Архивы >> Нейрогормональные нарушения при эпилепсии у детей

Организация труда, отдыха и быта детей, больных эпилепсией - Нейрогормональные нарушения при эпилепсии у детей

Оглавление
Нейрогормональные нарушения при эпилепсии у детей
Функция коры надпочечников
Регуляция секреции адренокортикотропного гормона
Функциональные изменения в системе гипофиз-кора надпочечников
Висцеро-вегетативные и нейрогормональные расстройства при судорожных припадках
Гипофизарно-надпочечниковые взаимоотношения
Патогенетическое значение нейрогуморальных нарушений
Первая группа медикаментозных средств
Вещества, нормализующие тонус основных нервных процессов
Мочегонные средства
Спазмолитические средства
Шестая группа медикаментозных средств
Предупреждение и купирование эпилептических статусов
Дополнительные методы лечения эпилепсии
Организация труда, отдыха и быта детей, больных эпилепсией
Рациональная психотерапия детской эпилепсии
Купирование дисфорий, сумеречных расстройств сознания и психомоторных возбуждений
Заключение

Под трудом детей дошкольного возраста мы понимаем игры индивидуальные и коллективные, рисование, пение, танцы, прогулки и другие занятия, проводимые в детских садах или дома, а детей школьного возраста, особенно старших классов, — занятия в школе и дома, общественно полезный труд, выполняемый в школе, физические упражнения лечебного характера, а не обычные физические упражнения, которые проводятся в школе в обязательном порядке для здоровых детей, а также некоторые обязанности по дому, особенно по самообслуживанию, к чему детей нужно приучить с раннего детства.
Существует мнение, что детей, больных эпилепсией, следует охранять от любого напряжения, что является глубоко ошибочным. Напротив, деятельное состояние мозга в дневное время (период бодрствования) — необходимое условие подавления активности эпилептогенного очага.

Точное выполнение данных рекомендаций имеет большое значение при комплексном лечении больных эпилепсией.
Рационально организованный труд ребенка не только улучшает обмен веществ, что общеизвестно, но и является мощным психотерапевтическим фактором (дети забывают о своей болезни), повышает тонус основных нервных процессов, создает доминантные очаги возбуждения в мозге, которые успешно конкурируют с изолированным больным пунктом, растормаживая в коре те участки торможения, отрицательной индукции, которые порождают застойный очаг возбуждения. У больных эпилепсией во время деятельного состояния мозга редко бывают эпилептические припадки. Разумеется, что труд ребенка не должен быть опасен для его жизни и жизни окружающих его детей. Больных детей нельзя допускать к огню, машинам, им нельзя подниматься по канату, отвесной лестнице, кататься на коньках и вертящихся механизмах, быстро бегать, совершать прыжки в длину и проводить другие виды занятий, связанных с одышкой и опасностью упасть и ударить голову.
Труд детей должен быть максимально разнообразным, интересным, увлекательным и в то же время неутомительным. Переключение одного вида деятельности на другой есть отдыхом для больных эпилепсией. Дети, у которых припадки бывают только во время сна, не должны спать днем, ночной сон их должен быть соответственно продлен.
Детям до 3 лет нужно спать 15—16 ч в сутки; 4—6 лет— 13—14 ч; 7—9 лет — 11—12 ч; 10—13 лет— 10—11 ч; 14—17 лет —9— 10 ч. Родителям следует знать, что при переутомлении и, особенно, при недосыпании никакие лекарства не помогут. В то же время чрезмерный сон также плохо влияет на общее состояние больных детей в силу снижения тонуса основных нервных процессов и появления вялости и адинамии, сонливости, потери аппетита и плохого самочувствия. Дети при этом становятся капризными, придирчивыми, плаксивыми, иногда злобными. Больные дети должны всегда ложиться и вставать в одно и то же время, также в выходные и праздничные дни. Перед сном необходимо проветрить помещение и устранить все раздражающие факторы — свет, радио и пр. Очень желательна вечерняя прогулка (30—60 мин), особенно в хорошую погоду. Категорически запрещается смотреть телевизионные передачи, поскольку они нередко провоцируют судорожные и бессудорожные припадки. Посещение кино в утренние часы, кукольного театра, театра юного зрителя в дневные часы не возбраняется.

Летний отдых детей желательно проводить на свежем воздухе, но при условии оберегания от перегрева, солнечных лучей и переохлаждения. Ходить в головном уборе, только по теневой стороне. Купание и плавание летом не на глубине, под строгим контролем родителей, разрешается в ранние утренние (до 9 ч утра) и послеобеденные часы (17—19 ч). В остальное время года купать детей даже старшего возраста можно только в домашних условиях под присмотром родителей. Посещение бани противопоказано.

Очень важно правильное обращение с больными детьми в домашней обстановке. Учитывая вредное влияние на течение заболевания отрицательных эмоций, вызванных различными травмирующими психику ребенка факторами (неблагоприятная ситуация в семье, волнения, связанные с неуспеваемостью в школе, конфликтными отношениями с окружающими и т. д.), родителям необходимо организовать быт детей так, чтобы избегать влияния травмирующих факторов. Но дети при этом не должны чувствовать, что их слишком опекают. Нежелательно напоминание о болезни. Это вызывает у детей раздражение и чувство протеста. Нельзя оставлять безнаказанными неправильные, особенно умышленно неправильные поступки детей, ибо это ведет к усугублению отрицательных характернологических черт, свойственных этой болезни. Однако это не означает, что больных детей следует наказывать физически.
Что касается вопроса, должен ли больной ребенок учиться в нормальной или специальной школе, то если, несмотря на заболевание ребенок способен усваивать программу нормальной школы, он должен учиться вместе со здоровыми детьми. Если припадки часто случаются в часы школьных занятий и нарушают нормальную работу класса, ребенок должен временно заниматься дома и возобновить занятия в школе после лечения и прекращения припадков.
При интеллектуальных нарушениях, когда ребенок не в состоянии учиться в нормальной школе, его следует направить во вспомогательную школу для умственно отсталых детей. Если учеба там ему не под силу, он должен выполнять посильную работу дома, главным образом по самообслуживанию. Родителям не следует делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Больные эпилепсией дети, посещающие детский сад или школу, не должны быть избавлены от обязанностей по самообслуживанию и других обязанностей в семье. 
Подростки, которые не учатся в школе, по возможности привлекаются к общественно полезному труду, соответствующему их возрасту, интеллекту и состоянию здоровья. Обычно больные эпилепсией, в том числе подростки, охотно работают, если труд соответствует их умственным и физическим возможностям.
Аномалии характера у больных эпилепсией детей можно смягчить или не дать им развиться, если с самого начала воспитывать у них правильные трудовые и общественные установки.



 
« Недержание мочи при напряжении у женщин   Нейрофармакология »