Начало >> Статьи >> Архивы >> О психиатрии и психоанализе - познай себя

Что происходит при трансакционном анализе - О психиатрии и психоанализе - познай себя

Оглавление
О психиатрии и психоанализе - познай себя
Вступление
Можно ли судить о человеке по внешности
Откуда берется человеческая энергия
Для чего нужен мозг
Почему люди действуют и чувствуют так, а не иначе
Как чувства изменяют опыт
Чем люди отличаются друг от друга
Что люди пытаются делать
Какие стремления самые сильные
Проблема человека
Как люди выражают свои стремления
Как люди обращаются со своим окружением
Как человек растет и меняется
Почему человек контролирует себя
Как человек принимает решения
Кому все это нужно
Рост индивида
Эмоциональное развитие грудного младенца
Как ребенок учится вести себя
Маленький мальчик и маленькая девочка
Обращение с людьми
Когда начинается секс
Как реагирует ребенок на поведение родителей
Что такое подсознание
Что есть в подсознании
Почему люди видят сны
Истолкование сновидений
Каким образом эмоции вызывают физические болезни
Как эмоции вызывают физическую боль
Что такое психосоматическая медицина
Что такое невротическое поведение
Что такое невротический симптом
Различные виды неврозов
Что вызывает неврозы
Что такое сумасшествие
Различные виды психозов
Различные виды пьянства
Что такое наркоман
Что может вызывать адциктивность
Как можно вылечить человека с адциктивным поведением
Что такое белая горячка
Что такое социопат
Что такое сексуальное извращение
Что такое мастурбация
Что такое гомосексуализм
Что такое транссексуалы и трансвеститы
Что значит обратиться к психиатру
Что такое и как проводится психоанализ
Что происходит во время психоанализа
Кому следует подвергаться психоанализу
Кто такой Фрейд
Фрейд и его последователи
Что такое гипноз
Другие подходы лечения
Что такое групповая терапия
Что такое семейная терапия
Трансакционный анализ
Что происходит при трансакционном анализе
Трансакционный анализ в действии
История и будущее трансакционного анализа
Лекарства и другие методы
Разновидности транквилизаторов
О сыворотке правды
Что такое шоковая терапия
Что такое волны мозга
Что такое воздушная энцефалограмма
Как выбирать врача
Можно ли излечить психические болезни
Вне науки
Что такое интуиция
Как действует интуиция
Что такое экстрасенсорное восприятие
Как действует экстрасенсорное восприятие
Словарь терминов

Структурный анализ (диагностировка состояний Эго Родитель, Взрослый и Ребенок), анализ трансакций, анализ игр и анализ лежащего в основе игр сценария — все это отдельные фазы лечения, но вместе составляют то, что обозначается термином трансакционный анализ. Обычно фазы лечения проводятся одновременно, как позволяют возможности, но некоторые хорошо подготовленные врачи анализируют за раз только одну фазу. Трансакционный анализ первоначально был создан как средство групповой терапии и в настоящее время кажется наиболее четко разработанным методом групповой терапии. Группы создают благодатную почву для игр, потому что возникает много возможностей для трансакций.*
Как уже отмечалось, если в помещении два человека, реально в ней присутствуют шестеро; в комнате, в которой собрались восемь человек, присутствуют 24 состояния Эго, так что любому нетрудно найти партнера для игры.
Было замечено, что когда в терапевтической группе, а также в обществе, в семье, в бизнесе и в других ситуациях встречаются двое или больше людей, игра — только один из шести возможных вариантов развития событий. Собравшись, люди задаются вопросом: что нам теперь делать со своим временем.**
Изредка это становится главной заботой застенчивого человека, который не чувствует себя в безопасности и в группе склонен замыкаться. Это один из способов поведения в группе, и его можно достигнуть с помощью воображения, как делал Гекльберри Финн, который думал о «рыбном месте», пока учительница говорила об арифметике. У пациента могут возникать очень сложные и подробные фантазии, и он предпочитает не рассказывать о них, а молчать. Другой распространенный способ замкнутости — сон в присутствии остальных.
Ритуалы  — это стереотипные серии трансакций, предписанные обществом. Некоторые из них формальны, как брачная церемония, обряды обрезания или погребения.***

*    Это одно из преимуществ группового лечения перед индивидуальным, потому что оно позволяет получить для работы больше информации. — Примечание автора.

** Тех, кто знает ответ на этот вопрос, общество щедро вознаграждает. Выступающий на телевидении человек, способный на час завладеть вниманием миллионов, получает тысячи долларов. — Примечание автора.

*** Погребение — очень сложный ритуал, и люди платят большие суммы за структурирование своего времени, когда переносят личную потерю. — Примечание автора.

Очень распространены неформальные ритуалы. Природу ритуалов можно понять на примере приветственного ритуала, широко распространенного в современной Америке:
Джо: Доброе утро. Мо.
Мо: Здравствуйте.
В обоих ритуальных заявлениях Джо гладит Мо, а Мо гладит Джо. Количество информации в приведенных заявлениях равно. Но обмен может звучать и так:
Джо: Как поживаете, Мо? Я вас давно не видел.
Мо: Привет (Hi)!
Так дело не пойдет: Джо произнес целых два предложения, а Мо отделался односложным ответом. Теперь Мо должен Джо несколько поглаживаний, и Джо имеет право чувствовать себя обманутым. Или:
Джо: Как поживаете?
Фло: Не очень хорошо. Утром болела голова, но температуры не было, а это новое средство от запоров... (и т.д.).
Так тоже не пойдет, поскольку Фло дает Джо больше поглаживаний, чем он рассчитывал, и он вряд ли снова заговорит с ней. Иногда в начале сеанса трансакционные аналитики используют ритуалы, чтобы разогреть пациентов, но избегают продолжительных ритуалов.
Работа — третий способ структурирования времени в группах, и трансакционные аналитики называют этот вид структурирования деятельностью. (То, что происходит в большинстве офисов с девяти до пяти, вмещает гораздо меньший процент работы, чем захочет признать большинство.) Например, в больницах медики собираются в группы для проведения операций, а пациенты — для трудовой терапии; решение каждой отдельной задачи называется групповой деятельностью.
Времяпрепровождение — еще один тип группового поведения, означающий именно то, о чем говорит само слово. Поскольку людям все равно нужно как-то занять свое время, они обсуждают безвредные, но интересные темы, заполняя интервалы. В отличие от участника игры, игрок во времяпрепровождение не получает выигрыша. Времяпрепровождение различно для разных групп с аналогичным социальным положением и образованием. Например, рабочие конвейера на заводе обычно за утренним кофе участвуют во времяпрепровождении, которое можно назвать «Дженерал Моторз». В этом времяпрепровождении Сэм говорит: «Мне нравится «Чеви» (или «Плимут», или «Форд») больше, чем «Плимут» (или «Форд», или «Чеви»), потому что:» (дальше следуют двадцать пять или меньше слов). На это Гас отвечает: «Ну, а мне «Форд» (или «Чеви», или «Плимут») нравится больше, чем «Чеви» (или «Плимут», или «Форд»), потому что:» (еще двадцать пять слов или меньше). Таким образом, и Сэм и Гас могут использовать несколько минут перерыва на кофе и не сидеть молча. Одно времяпрепровождение может занять все отведенное время; но если этого не получится, они могут заняться «Бейсболом» или «А ты видел: (ту девчонку)?»
На приеме в большом городе догадливая хозяйка подведет нового гостя к группе, которая занята приятным для него времяпрепровождением. В соответствии с времяпрепровождением люди собираются небольшими группами. Они переходят от одного кружка к другому, пока не найдут подходящий для себя. Если же не найдут, отправятся домой, бормоча: «Ну что за скучный прием». Любимая тема интеллектуалов — «Психиатрия». Она имеет две разновидности. «Интерактивная психиатрия» (или «Давайте поговорим обо мне») происходит следующим образом:
Филлис: Похоже, я не могу принять решение.
Джордж: Твоя амбивалентность унаследована от отца.
Таким образом можно провести много часов и в некоторых случаях получить в этом процессе немало полезной информации. «Проективная психиатрия» (или «Давайте поговорим о вас (о них)» происходит так:
Уилсон: Безотцовщина вызывает расовые волнения.
Эндрью: И еще то, что полиция представляет власть на тоталитарный манер.
Хорошо известны и некоторые другие времяпрепровождения, например, «Родительский комитет» (обычно участвуют домохозяйки с детьми школьного возраста), «Если бы не:» (вставляется имя нынешнего мужа), «Погода» (любимая тема в сельских местностях), «Когда-нибудь бывали:» (вставляется название какого-нибудь экзотического места); или времяпрепровождения подросткового типа: «Когда-нибудь пробовал:» (какой-нибудь экзотический наркотик), «Что стало с:» (с каким-нибудь старым знакомым или бывшей знаменитостью) и так далее. Читатель вспомнит и другие формы времяпрепровождения на приемах, на которых бывал. Одно из преимуществ времяпрепровождения в том, что оно образует основание для игры и дает возможность игроку подыскать подходящих партнеров.*

* Группы для трансакционного анализа подбираются из людей с совершенно различным прошлым, возрастом и болезнью так, чтобы они не могли участвовать в одном и том же времяпрепровождении. — Примечание автора.

Игры также предназначены для структурирования времени, к тому же они дают игрокам специфические выигрыши (как в случае с Гарри) и предохраняют от возможного сближения.
Существует еще один способ существования в группе, состоящей из двух и больше человек. Это близость.
Обычно это встречается редко, чаще у двух индивидов, и это прямые, свободные от игр взаимоотношения; они свободны также от замкнутости, ритуалов, игр и времяпрепровождения. Большинство людей проживает всю жизнь, не испытывая близости. Когда это состояние наступает, его можно сразу узнать, не задавая лишних вопросов. Тысячи лет о нем пишут поэты,
и,   вероятно, они ближе всех подошли к подлинному пониманию этого состояния. В психотерапевтических или общественных группах близость почти никогда не встречается. Чаще всего она встречается у любовников, которым не нужно унижать или эксплуатировать друг друга, и они чувствуют свою способность говорить совершенно искренне и действовать без маскировки и скрытности.
Замкнутость, ритуал, деятельность, времяпрепровождение, игры и близость — таковы шесть способов, с помощью которых человек структурирует время, проведенное с другими людьми. Трансакционные аналитики внимательно наблюдают за группой, чтобы определить тип структурирования времени, которым она занята. Они не говорят заранее, какой тип хорош, а какой нет, но скорее пытаются определить, для чего хорош каждый вид. Застенчивая замкнутая девушка, которая на свиданиях не знает, о чем говорить с мальчиками, может получить большую пользу от времяпрепровождения, а разговорчивому общительному торговцу не помешает немного замкнутости или самоанализа*.
Ритуалы помогают разогреться, но если длятся слишком долго, становятся бесполезными; в то же время деятельность — лучшее средство для трудовой терапии. Обычно группе труднее всего бывает отказаться от времяпрепровождения. В таком случае группа может продолжать заниматься безрезультатно в течение нескольких лет, и ее члены через много лет справедливо скажут: «Какая была интересная группа!»
В трансакционном анализе важны результаты. С самого начала врач должен попытаться заключить с пациентом контракт на лечение**. Врач задает вопросы: «Чего вы хотите?» и «Как вы и я узнаем, что вы получили то, за чем пришли?» Хотя кажется, что вопросы простые, однако многие курсы терапии проводились долгие годы, причем эти вопросы даже не задавались. Многие пациенты, начиная лечение, отнимают время у работы, платят значительные суммы, затрачивают большие эмоциональные усилия, а потом говорят врачу: «Я не знаю, почему я здесь. А вы знаете?» Трансакционный аналитик видит в этом вопрос Ребенка, обращенный к Родителю, который должен объяснить, что для Ребенка лучше. Это может привести к играм, если врач неосмотрителен и ответит каким-нибудь из родительских предрассудков. В этом случае Ребенок пациента может возмутиться. Такой вид деятельности вызывает возбуждение, но не помогает лечению. Подобной нежелательной ситуации следует избегать, заключая контракт Взрослого типа, который должен объективно учитывать потребности пациента.

* Один исключительно экстравертный человек, знакомый автору, достигает состояния спокойствия, которое сохраняется в течение нескольких дней, сидя каждое субботнее утро перед пустой стеной. — Примечание автора.

**   Имеется в виду не юридический документ, однако в лечебном контракте наблюдаются все четыре особенности, свойственные и любому другому контракту: 1) взаимное согласие, 2) вознаграждение, 3) компетентность и 4) цель, не выходящая за рамки закона. — Примечание автора.

Доктор: Что сделает вас счастливым?
Пациент: Приобретение настоящих друзей.
Доктор: А что такое настоящий друг?
Пациент: Это человек, с которым можно поговорить, провести время, вместе пообедать.
Доктор: Понятно. А у вас были когда-нибудь настоящие друзья?
Пациент: Нет, у меня всегда возникали трудности в общении с людьми.
Доктор: Хорошо. В таком случае, если у вас появятся настоящие друзья, вы получите то, за чем обратились ко мне.
Пациент: Совершенно верно.
Таковы существенные трансакции контракта типа Взрослый-Взрослый.  И врач и пациент представляют себе, чего добиваются, и понимают, что изменится, если лечение будет успешным. Чтобы достичь этой цели, должны произойти существенные перемены в личности. Контракты выражаются в простых словах с четко определенным значением. Другие контракты могут сводиться, например, к следующему: «Я хочу зарабатывать сто и больше долларов в неделю» или «Я хочу увеличить свою половую потенцию». При наличии таких контактов пациент либо получает то, за чем обратился, либо не получает, и оба участника контракта могут сказать, что произошло.
Если пациент не может заключить Взрослый контракт, эта его неспособность становится главным объектом лечения. Изредка пациента приходится госпитализировать или направлять на лечение вопреки его воле, если положение выходит из-под контроля. На короткое время врач может принять на себя многие функции Родителя и принять ответственность за ситуацию типа Родитель-Ребенок, — например, «Пора есть, Джордж». Нужно приложить все усилия для установления контакта со Взрослым пациента и заключения контракта на лечение. В таком случае лечение будет осуществляться быстрее.
Структурный анализ — ранняя и применяемая во всех случаях стадия лечения, во время которой врач и пациент-член группы начинают различать, когда активизируются состояния Эго Родитель, Взрослый и Ребенок. Иногда увидеть это легко.
Хорас (стараясь быть Взрослым): Давай поговорим об этом спокойно, Молли.
Врач: Почему, говоря это, вы показали пальцем на Молли?
Хорас: Она ведет себя по-детски.

Выступил не Взрослый Хораса, а его Родитель. Такие жесты, как указывающий палец, часто обнаруживают состояния Эго. Поведение, слова, тон голоса, чувства — все это помогает диагностировать состояния Эго, и члены группы могут достичь большой проницательности при нахождении скрытых указателей.
С состояниями Эго связаны две обычно встречающихся проблемы. Первая — исключение. Это происходит, когда одно из состояний Эго берет верх и не позволяет остальным проявляться. Если верх берет Взрослый и исключает Родителя и Ребенка, человек будет вести себя исключительно рационально и объективно, но у него не будет ни верований, ни ценностей, и он не сможет развлекаться. Взявший верх Родитель обычно проводит время, уничтожая все, напоминающее детское веселье; возможно, он называет это грехом. Взявший верх Ребенок, который исключил Взрослого и Родителя, может от всей души забавляться, снова, и снова, и снова, но кончит без всяких средств, у него даже не будет денег на еду. Поскольку состояния Эго естественны, каждое исполняет специфическую и необходимую функцию. Вопрос в том, какое состояние лучше всего для данной конкретной ситуации.
Вторая важная проблема, связанная с состояниями Эго, — заражение. Это происходит, когда два состояния Эго сливаются, и пациент не знает, какое из них действует. Шестилетняя девочка просыпается с криком: «Мама, мама, у меня в шкафу большой злой волк! Я его слышала!» Мама заходит в спальню, включает свет, обнимает дочь и говорит: «Не бойся; все будет в порядке» (Родитель). Затем она предлагает провести научный эксперимент. Снимает с головы девочки одеяло и говорит: «Здесь волка нет». Открывает дверцы шкафа и говорит: «Посмотрим» (эксперимент). А заканчивает словами; «Ну, вот видишь!» (заключение). Научный эксперимент укрепляет Взрослого дочери, а уверенность матери и ее объятия усиливают Ребенка. Дочь спала и проснулась с фантазией (Ребенок). Фантазия была так сильна, что заразила ее Взрослого, и девочка была убеждена, что слышала звуки в шкафу. Если бы ее Взрослый не был заражен, она бы поняла, что это знакомые звуки, которые доносятся откуда- то, что-нибудь вроде опадающей листвы или собачьего лая. Когда вошла мать и обратилась одновременно к Взрослому и Ребенку девочки, они укрепились и смогли действовать раздельно; и дочь снова уснула.
В любом возрасте у пациента может возникнуть ситуация, когда фантазии Ребенка заражают компьютер Взрослого. Например, пациент может верить, что его преследует какой-то злобный тип. Заражение Ребенок-Взрослый известно под названием мании, и врач поступает примерно так же, как поступила мать девочки: он определяет состояния Эго Ребенка и Взрослого у пациента и разговаривает с ними по-разному, тем самым давая им возможность разъединиться. В таком случае пациент может сказать: «Что за странная мысль у меня была: будто кто-то меня преследует». Иногда при лечении структурный анализ этих состояний Эго — все, что нужно пациенту, и когда анализ успешно завершен, пациент возобновляет нормальную работу и семейную жизнь и лишь изредка навещает врача. Однако большинству пациентов необходим также анализ игр.
Игры в трансакционных группах происходят по двум причинам: во-первых, потому что врач не позволяет группе весь сеанс провести во времяпрепровождении или замкнутости; во-вторых, потому что игры дают много преимуществ (выигрышей), особенно если приобретают грубый характер. Вначале нужно диагностировать игру, а затем лечить ее, если это предусматривается контрактом врача с пациентом. Опытный врач не пытается устранить все игры, потому что знает, что всем людям время от времени нужны игры и что некоторые игры относительно безвредны. Но если игра приносит вред, врач занимается ею*. Мистер Холмс, тот самый пациент, который хотел иметь друзей, играл в игру «Попался, сукин сын!» (ПСС). В этой игре он пропускает все хорошее, что слышит от собеседника, и терпеливо ждет, пока жертва не скажет что-нибудь дурное; в этот момент он торжествующе указывает на ошибку. Он специалист по отысканию промахов, замечает их даже тогда, когда никто другой не обращает внимания, и извлекает из них все возможное. Разумеется, это не помогало ему приобрести друзей.

* Иногда проницательные пациенты сами подсказывают действия, необходимые для прекращения игры, и врач учится у них. — Примечание автора.

Когда врач распознает игру, у него есть четыре основные способа действий. Он может: 1) разоблачить игру; 2) принять в ней участие; 3) совершенно не обратить на нее внимания; 4) предложить альтернативную игру.

  1. В случае с мистером Холмсом врач решил, что необходимо разоблачить игру. Холмс играет в ПСС с врачом:

Холмс: На прошлой неделе вы сказали, что начнете сеанс на десять минут раньше, но не начали.
Врач: Вы меня поймали!
Холмс (со смехом): Я всегда пытаюсь вас поймать.
Врач: Да.
Это интуитивный ответ на игру Ребенка врача. Врач мог бы разоблачить игру, рассмотрев с помощью Взрослого ее особенности. Но поскольку врач обладал интуицией, ему не пришлось вдаваться в подробности: Холмс быстро понял суть дела.

  1. Фанни оправлялась от очень серьезного нервного расстройства, в приступе которого она убила одного из своих детей; она много лет провела в палате психиатрической лечебницы. Теперь она вела спокойную тихую жизнь домохозяйки, изредка навещая врача для поддерживающего лечения. Ее контракт предусматривал, что она останется дома и не вернется в лечебницу. Она подкрепляла свое выздоровление с помощью игры «Какой вы замечательный человек, доктор!» Врач принял решение поддержать эту игру и признать восхищение своими способностями. В результате Фанни всегда следовала его советам и вела себя хорошо. В группе трансакционного анализа врачу постоянно приходится делать такой выбор.
  2. Ричард жаловался, что родители несправедливо наказывали его физически, когда он был ребенком. Во время группового сеанса он рассказал очевидную ложь, и врач легко это распознал, потому что рассказ Ричарда не согласовался с тем, что он говорил раньше. Врач почувствовал искушение разоблачить эту ложь, но сдержал свое стремление, поняв, что Ричард играет в «Пни меня» и хочет, чтобы его разоблачили и смутили. Ричард и так повсюду получал пинки, и дополнительный пинок со стороны врача ему не был нужен. Если бы врач принял участие в его игре, Ричард, вероятно, перестал бы посещать групповые сеансы*.
  3. В случае с Розой, проходившей до этого интенсивное лечение, включая долговременную и кратковременную госпитализацию, медикаменты и электрошок, врач решил предложить альтернативную игру. Предшествующие методы лечения не повлияли на примитивную игру «Скандал», которую вела Роза. Она постоянно жаловалась, что ей всегда лгут. Во время одного группового сеанса она была особенно несдержанна, и члены группы решили, что ей следует вернуться в лечебницу, а врач сказал: «Роза, вы просто валяете дурака». Роза удивилась и не поверила своим ушам. Она неожиданно прервала свою игру «Скандал» и начала другую — игру оскорбленного достоинства «Почему это всегда случается со мной?» Она надулась и сказала врачу, что он не владеет своей профессией, однако она решила отныне сдерживаться. Роза спокойно ушла из кабинета врача и тем самым избежала ненужной поездки в лечебницу.

* Пациентам, которые получают в группе те же старые реакции, которые могут встретить повсюду, обычно лечение быстро надоедает. — Примечание автора.

Когда пациент в конце концов отказывается от важной игры, он оказывается в уникальной позиции. Он отрекся от «старого друга», которого хорошо знал и который столько для него сделал. Обычно наступает период отчаяния. Похоже на депрессию, но отличается тем, что наступает быстро и обладает элементами фрустрации и замешательства. Отчаяние — реакция Ребенка и очень напоминает то, что происходит с реальным ребенком, когда уходит его лучший товарищ по играм. Он одинок и не знает, что делать. Через несколько дней его можно увидеть счастливо играющим с новым другом. Пациенты, отказывающиеся от игр, страдают от одиночества, но вольны выбирать себе новых друзей.
Это решающий период. Ответственный трансакционный аналитик в это время никогда не покидает пациента, он остается с пациентом, пока тот, освободившись от помех, решает, что ему делать. Теперь он не повторяет старые образцы поведения, а пробует новые методы общения в группе. Ребенок пациента требует помощи со стороны Родителя врача. Врач заранее готовится к этому моменту.
В случае с Джеральдом мать в детстве говорила ему:
Мать (на одном уровне): Добейся успеха в жизни.
Мать (на другом уровне): Не покидай меня.
Теперь врач говорит ему:
Врач (на одном уровне): Добейся успеха.
Врач (на другом уровне): Теперь ты свободен.
В некоторых отношениях это здоровое соревнование между реальной матерью и Родителем врача. Ответственный врач признает силу своего влияния и, зная своего Родителя, Ребенка и Взрослого, готовится к ответственности. В некоторых случаях пациент, отказавшийся от своей игры, достигает близости, самого приятного и благодарного из всех переживаний.



 
« О заболеваниях сердца и сосудов   Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей »