Начало >> Статьи >> Архивы >> О психиатрии и психоанализе - познай себя

Почему люди действуют и чувствуют так, а не иначе - О психиатрии и психоанализе - познай себя

Оглавление
О психиатрии и психоанализе - познай себя
Вступление
Можно ли судить о человеке по внешности
Откуда берется человеческая энергия
Для чего нужен мозг
Почему люди действуют и чувствуют так, а не иначе
Как чувства изменяют опыт
Чем люди отличаются друг от друга
Что люди пытаются делать
Какие стремления самые сильные
Проблема человека
Как люди выражают свои стремления
Как люди обращаются со своим окружением
Как человек растет и меняется
Почему человек контролирует себя
Как человек принимает решения
Кому все это нужно
Рост индивида
Эмоциональное развитие грудного младенца
Как ребенок учится вести себя
Маленький мальчик и маленькая девочка
Обращение с людьми
Когда начинается секс
Как реагирует ребенок на поведение родителей
Что такое подсознание
Что есть в подсознании
Почему люди видят сны
Истолкование сновидений
Каким образом эмоции вызывают физические болезни
Как эмоции вызывают физическую боль
Что такое психосоматическая медицина
Что такое невротическое поведение
Что такое невротический симптом
Различные виды неврозов
Что вызывает неврозы
Что такое сумасшествие
Различные виды психозов
Различные виды пьянства
Что такое наркоман
Что может вызывать адциктивность
Как можно вылечить человека с адциктивным поведением
Что такое белая горячка
Что такое социопат
Что такое сексуальное извращение
Что такое мастурбация
Что такое гомосексуализм
Что такое транссексуалы и трансвеститы
Что значит обратиться к психиатру
Что такое и как проводится психоанализ
Что происходит во время психоанализа
Кому следует подвергаться психоанализу
Кто такой Фрейд
Фрейд и его последователи
Что такое гипноз
Другие подходы лечения
Что такое групповая терапия
Что такое семейная терапия
Трансакционный анализ
Что происходит при трансакционном анализе
Трансакционный анализ в действии
История и будущее трансакционного анализа
Лекарства и другие методы
Разновидности транквилизаторов
О сыворотке правды
Что такое шоковая терапия
Что такое волны мозга
Что такое воздушная энцефалограмма
Как выбирать врача
Можно ли излечить психические болезни
Вне науки
Что такое интуиция
Как действует интуиция
Что такое экстрасенсорное восприятие
Как действует экстрасенсорное восприятие
Словарь терминов

Человек действует и чувствует не в соответствии с тем, каково реальное положение вещей, а с тем, каким образом он эти вещи представляет. У каждого в мозгу есть психический образ самого себя, всего мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, словно именно эти образы и являются реальностью.
Некоторые образы почти универсальны. Мать добродетельна и добра, отец строг, но справедлив, собственное тело сильно и цельно. Если обстоятельства заставляют думать иначе, в глубине души человек ненавидит такие мысли. Он предпочитает сохранять универсальные образы, не считаясь с тем, насколько они соответствуют реальности. Если его все же вынуждают сменить образы, он расстраивается, тревожится и может даже душевно заболеть.
Очень трудно, например, изменить в сознании человека образ его собственного тела. Человек, потерявший ногу, не сможет успокоиться до тех пор, пока не пройдет через период печали и «траура», во время которого должен перестроить свое представление в соответствии с новой ситуацией. Но даже тогда в глубине сознания он сохраняет прежний образ себя самого. Долгие годы спустя после потери ноги он во сне может видеть себя здоровым; временами он оступается, так как на мгновение забывает о своей инвалидности. Такие моменты показывают, что его «траур» все еще не кончился.
Человеку трудно также изменить образы родителей. Во сне он может видеть слабого отца сильным, пьяницу мать — незапятнанной, а мертвых — живыми. Очень трудно в случае необходимости изменить такие образы; именно поэтому люди не любят это делать. Если умирает любимый человек, процесс изменения психического образа мира, связанный с этим, — процесс, который мы называем «трауром», — оказывается очень трудным и изнуряющим. Часто люди в трауре, вставая по утрам, чувствуют себя более усталыми, чем вечером, как будто ночью проделали большую работу. Причина в том, что они действительно ночью тяжело трудились, меняя свои психические образы.
Есть и другие образы, полученные человеком в особых обстоятельствах; их тоже трудно изменить. «Призрак в спальне» — психический образ первой жены — может испортить отношения мужчины со второй женой. «Мать с рукой на дверной ручке» — этот психический образ может помешать женщине быть эмоционально раскованной, даже когда она далеко от дома; она чувствует, что все, что ни сделает, осуждается ее отсутствующей или умершей матерью, как будто та подслушивает в соседней комнате. В сущности, она носит образ матери в голове, и в этом смысле мать действительно ее слушает.
Другой тип индивидуальных образов, которые могут сохраниться и сохранить свое влияние даже после изменения действительности, иллюстрирует история Наны Куртзан. До внезапной трагической гибели отца Нана была очень полной. Матери у нее не было, отец пил, и потому Нана страдала от отсутствия ласки и была готова на все, чтобы получить ее. В результате она приобрела дурную репутацию, и это ее угнетало; но она не могла преодолеть стремления к мужскому обществу и из-за своей непривлекательности и плохой фигуры вынуждена была идти на крайности.
После смерти отца Нана похудела, и ее подлинные формы явились на свет, освободившись от наслоений жира, как прекрасная скульптура возникает из бесформенной глыбы. Двое из ее старых приятелей: Ральф Метис, сын банкира, и Джозайя Толли, кассир банка, были настолько ослеплены ее новоявленной красотой, что, несмотря на репутацию девушки, начали подумывать о женитьбе на ней.
К несчастью, Нана оказалась не в состоянии изменить внутренний образ самой себя. Что бы ни говорили ей зеркало и подруги, она продолжала считать себя физически непривлекательной девушкой, вынужденной идти на крайности, чтобы добиться мужских ласк. Она продолжала вести себя по-прежнему, и в результате — не без помощи напуганных родителей Ральфа и Джозайи — утратила всякие надежды на брак с ними.
История Наны, продолжавшей считать себя «невзрачной дриадой», противоположна историям многих женщин, средних лет и пожилых, которые продолжают считать себя молодыми «очаровательными сильфидами» и соответственно ведут себя — иногда это приводит к жалким результатам, но иногда, если повезет, к замечательному успеху.
Такие психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы говорим, что любим кого-то, это значит, что наш психический образ этого человека окрашен страстью, светлыми и великодушными чувствами. Когда говорим, что ненавидим, образ этого человека окрашен деструктивными, гневными чувствами. То, каков на самом деле этот человек, каким он кажется другим людям и как они к нему относятся, на образе, существующем в нашем сознании, отражается лишь косвенно. Если вы разлюбили Пангину и влюбились в Галатею, это значит, что вы разлюбили свой образ Пангины и влюбились в образ Галатеи. Галатея всего лишь облегчает вам задачу создания ее прекрасного образа. И если вы в данный момент особенно расположены влюбиться, вы помогаете Галатее, отбирая и вводя в ее образ только положительные черты, не замечая или игнорируя отрицательные. После разрыва с любимым человеком легче влюбиться заново, потому что в сознании образуется пустое место, сильно заряженное чувствами и требующее заполнения. Подгоняемый этим вакуумом, мужчина нередко романтизирует образ первой же встречной женщины, которая помогает заполнить пустоту.
Хотя мы цепляемся за свои образы и не любим их менять, с течением времени появляется тенденция окрашивать их в более романтичные тона, чем было в реальности. Старики вспоминают о сомнительном прошлом как о «добрых старых временах», и многие стремятся домой, будучи вдали от него, но испытывают разочарование, оказавшись дома. Большинство любит после долго перерыва встречаться со старыми друзьями и недругами, потому что с годами мы яснее видим в них хорошее и прощаем плохое.
Хорошим примером того, как люди романтизируют с течением времени отсутствующие предметы и людей, служит Гектор Мидс и его семья. Гектор был единственным ребенком Арчи Мидса, владельца гаража в Олимпии. Не по собственному желанию Гектор стал правительственным чиновником, провел несколько лет в Европе, а потом был послан в маленькую азиатскую страну. Вернувшись домой через двенадцать месяцев, он был явно разочарован, раздражителен и испытывал сильную неудовлетворенность. Он слишком много ворчал и казался таким странным, что его мать, сама будучи нервной женщиной, не находила себе места, стараясь угодить ему.
Проведя несколько недель в бесцельных блужданиях по дому и потихоньку напиваясь, Гектор стал работать на отца. Но скоро бросил работу, потому что не мог поладить с посетителями и с Филли Поренца, тем самым автомехаником с «дырами» в мозгу. До отъезда из дома Гектор был в хороших отношениях с Филли, но теперь говорил, что Филли лентяй и не понимает, в чем смысл жизни. Гектор также рассорился со своей прежней подругой Энн Кейо, дочерью шефа полиции, и время от времени отправлялся на Фоумборн-стрит, чтобы повидаться с Наной Куртзан. Он пытался работать в гостинице, в галантерейном магазине Мактэвиша, на оптовом мясном рынке, но прошло еще шесть месяцев, прежде чем он окончательно остановился на лесопильном заводе Кинга. Но и здесь ему все не нравилось: и сам босс, и условия работы. Это определенно был не тот добродушный парень, который несколько лет назад покинул Олимпию.
А произошло следующее. Когда Гектор попрощался с семьей и уехал, у них в памяти остался его образ, а у него — образы всех оставшихся. Вдалеке от дома, испытывая одиночество, Гектор часто думал о своей семье, об Энн, Филли, о гараже и о различных местах Олимпии. Думал о хорошем и о плохом. По мере того как жилось ему все труднее, а чувство одиночества становилось сильнее, Олимпия и ее жители казались ему все более желанными. Там, где он оказался, было так много плохого, что Гектор забыл все плохое, что связано с Олимпией. Дом, каким он его помнил, казался ему все более и более романтичным. Эти свои чувства он выражал в письмах.
Такие же перемены произошли и с оставшимися дома. Они все скучали по Гектору и часто думали, какой он был замечательный и веселый. Все плохое в нем забыли — его легкомыслие, неопрятность, невнимательность на работе. Его письма трогали их, и чувства оставшихся в Олимпии становились все более и более романтичными.
Ко времени возращения домой у Гектора сложилось приукрашенный образ Олимпии, а у жителей Олимпии — приукрашенный образ Гектора. В обоих случаях образы были основаны на том положении вещей, которое сложилось ко времени отъезда Гектора, и к этому было подмешано немало романтики.
Тем временем, конечно, и реальный Гектор, и реальная Олимпия менялись. Гектор многое повидал в той далекой стране и больше уже не был немного докучливым, но милым мальчиком, любившим, когда вокруг него суетились женщины. Он стал рассудительным, привык надеяться только на себя, он стал мужчиной в мире мужчин. Олимпия тоже изменилась и перестала быть растущей деревней, она превратилась в город, не хуже и не лучше прочих. Энн выросла и получила образование, но оставалась такой же доброй и красивой; родители Гектора постарели и стали чуть более косными в своих привычках. Филли Поренца, у которого начались припадки, был зол на весь мир.
Когда Гектор вернулся, и он, и горожане испытали шок. И он, и они считали, что готовы к переменам, но их представления друг о друге не изменились по мере того, как изменялась реальность; в сущности, если созданные их воображением образы и менялись, то прямо в противоположном направлении. Их новые образы были так далеки от новой реальности, что при всем желании Гектор и горожане целых шесть недель вообще не могли толком освоиться.
В среднем человеку требуется именно шесть недель, чтобы скорректировать психический образ в соответствии с реальностью. Обычно люди первые шесть недель не чувствуют себя дома на новом месте. Но за это время их образ «дома» меняется в соответствии с новой реальностью. А за шесть месяцев измененный образ становится уже настолько прочным, что человек не испытывает больше тревоги по этому поводу.
Хотя каждый со временем приходит к необходимости изменить свои образы, никому не нравится, когда другие пытаются изменить их до того, как он сам к этому готов. Именно поэтому в споре люди кричат и сердятся. Чем больше логики в доводах оппонента, тем крепче цепляется человек за безопасность своих излюбленных образов и тем громче кричит, защищая их; чем больше заставляют его тревожиться оппоненты, тем сильнее он их ненавидит. Мы обладаем понятной, но неразумной тенденцией не любить тех, кто «бьет» нас в споре, тех, кто показывает нам, что наши любимые совсем не таковы, какими нам кажутся, или заставляет любить тех, образы которых нам ненавистны. В старину завоеватели часто казнили вестников, приносящих дурные вести. Нет вины вестника в том, что он нарушал представление императора о себе как о великом завоевателе, но, к несчастью, он это сделал — и пострадал от последствий. И сегодня опасно тревожить представление императора о себе. Конечно, в наши дни топор разит не столь слепо, казнь может быть отложена, но рано или поздно она свершится. Следует попытаться проявить весь ваш такт, когда приходится исполнять неприятную обязанность, показывая начальнику, другу, мужу или жене, что их образ не соответствует реальности или, иными словами, что они допустили ошибку в суждениях.
Способность изменять собственные образы в соответствии с новой реальностью мы называем «адаптацией». Большинство из нас может изменять одни образы, но не может менять другие. Верующий способен приспособиться к любым переменам, но только не к переменам в религиозных взглядах. Хороший бизнесмен способен за несколько минут изменить сложившийся в его представлении образ рыночной ситуации на основании новой информации, но он не может изменить образ того, как нужно воспитывать детей, — образ, который сложился у него в детстве. Плохой бизнесмен может оказаться не в состоянии изменять образ деловой ситуации так стремительно, как этого требует рынок, зато он может менять образ своей жены в соответствии с тем, как она меняется на самом деле, и в результате брак его остается неизменно счастливым. (Отсюда можно сделать вывод, что для успеха в любой области гибкость нередко важнее ума.)
Сами образы созданы из материала разной степени гибкости. У некоторых они хрупкие; какое-то время они способны сопротивляться переменам в реальности, нисколько не изменяясь, но потом неожиданно ломаются, причиняя человеку беспокойство. Таких людей можно назвать упрямыми. У других образы словно из воска, они под действием слов торговца или критика способны таять. Таких людей называют внушаемыми.
В делах любви особенно ясно видно, каковы свойства психических образов и как люди пытаются привести свои образы в соответствие с реальностью. У некоторых мужчин, например, столь застывшие негибкие образы идеальной женщины, на которой они могут жениться, что они не признают никаких компромиссов. Они обычно никогда не встречают женщину, точно соответствующую их образам, поэтому никогда не женятся или, напротив, — женятся раз за разом, надеясь найти такую женщину, точка плавления у которой настолько низка, что она способна влиться в давно заготовленную форму. (Кстати, это прекрасный пример того, как одна и та же психологическая особенность может вести двух людей различными курсами к прямо противоположным результатам; психиатры считают, что именно поэтому непосвященным трудно разобраться в психологии.)

Удачливый человек — тот, чьи образы наиболее точно соответствуют реальности, потому что его действия ведут к задуманным результатам. Неудачи определяются тем, что психические образы не соответствуют
реальности — в браке, политике, бизнесе или на скачках. Немногие счастливчики добиваются успеха, просто описывая свои психические образы, которые соответствуют тому, чего хотело бы большинство. Это художники, писатели и поэты; совсем не обязательно, чтобы их психические образы соответствовали реальности. С другой стороны, хирург должен иметь совершенное точный образ реальности. Хирург, у которого психический образ аппендикса отличается от реальности, никогда не станет хорошим хирургом. Все обучение хирургов и инженеров направлено на то, чтобы привести их образы в соответствие с реальностью. Ученый — это профессиональный уточнитель образов и представлений. Человек, покупающий лотерейный билет, — живой пример того, как люди пытаются привести мир в соответствие со своими образами, не затрачивая особых усилий.
Понятие психических образов полезно как при исследовании душевных болезней, так и при изучении характера. Например, больного так называемым истерическим параличом можно представить как человека, имеющего искаженный образ собственного тела. Он парализован потому, что в своем сознании создал образ себя парализованного. Он парализован «в сознании», психически, и поскольку мозг управляет телом, он заставляет это тело как можно ближе соответствовать мысленному образу. Чтобы излечить истерический паралич, психиатр должен предложить какой-то другой образ, заряженный эмоциями. Если больной перенесет эмоции с искаженного образа своего тела на новый образ, построенный с помощью психиатра, паралич исчезнет. Поскольку этот процесс не полностью контролируется сознанием пациента, его невозможно вызвать обычными методами.
Это иллюстрирует случай с Горацием Фолком, о котором мы еще поговорим в одной из последующих глав. Страх перед отцом и другие сильные эмоции изменили представление Горация о себе самом таким образом, что у него оказались парализованными голосовые связки и он мог разговаривать только шепотом. Психиатр доктор Трис тщательным лечением смог уменьшить охватившее Горация эмоциональное напряжение, заставив его плакать; затем с помощью внушения он помог ему создать нормальный образ своего тела. Во время этого процесса у Горация сложился образ самого врача, заряженный сильными эмоциями; этот образ отчасти поглотил сильное напряжение и помог облегчить давление, которое искажало у Горация представление о самом себе. Когда давление спало, представление Горация о собственном теле приобрело «естественную упругость», то есть стало нормальным, и он смог нормально заговорить. Сознательными усилиями со стороны Горация добиться этого было невозможно. Даже простейшая часть процедуры — плач — была за пределами его сознательного контроля. Ведь и очень талантливой актрисе чрезвычайно трудно заставить себя плакать настоящими слезами.
Великий человек либо пытается понять, каков мир в реальности, либо старается изменить мир в соответствии со своим представлением о нем. В обоих случаях он пытается сблизить образ и реальность, меняя то или другое. Труды Эйнштейна заставили почти всех физиков и математиков изменить свой образ мира, чтобы он соответствовал «реальности», открытой Эйнштейном. Шекспир помогает людям получить более ясные и четкие образы мира. Мессии различных религий — это хорошие люди, которые хотели привести мир в соответствие со своим образом этого мира, каким он должен быть.
Злые люди пытаются силой изменить мир, чтобы он соответствовал их образу. Гитлер представлял себе мир, в котором он обладает верховной властью, и силой попытался сделать так, чтобы мир соответствовал этому образу.
Человек, страдающий шизофренией, представляет себе, что мир соответствует его образу, и не трудится это проверить. От агрессивного реформатора или завоевателя он отличается тем, что не в состоянии изменить «я хочу» на «так оно есть». Иногда он начинает как реформатор, но, обнаружив, что изменить мир слишком трудно, меняет свое сознание и на этом успокаивается.
Одно из самых важных дел в жизни — понять реальность и изменять свои образы так, чтобы они ей соответствовали, ибо именно эти образы определяют наши действия и чувства; чем точнее эти образы, тем легче нам достичь счастья и оставаться счастливыми в этом постоянно изменяющемся мире, в котором наше счастье во многом зависит от других.



 
« О заболеваниях сердца и сосудов   Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей »