Начало >> Статьи >> Архивы >> Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей

Поведение детей во время лечения зубов - Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей

Оглавление
Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей
Рецепторный аппарат и афферентные проводники зубной боли
Цитоархитектоника ядер тройничного нерва
Восходящие проекции ядер тройничного нерва и афферентов пульпы зуба
Эндогенные системы и механизмы регуляции зубной боли
Структура болевой реакции и гемодинамические сдвиги, возникающие при раздражении пульпы зуба
Изменение болевой чувствительности и стресса под влиянием транквилизаторов
Модуляция эндогенных болеутоляющих систем мозга
Влияние транквилизаторов на психоэмоциональное состояние, вызванное ожиданием боли
Изменение болевой чувствительности и эмоционально-болевого стресса под влиянием комбинаций транквилизаторов с анальгетиками
Поведение детей во время лечения зубов
Факторы, влияющие на поведение детей во время лечения зубов
Прогнозирование поведения детей во время лечения зубов
Клиническая оценка эффективности некоторых психотропных фармакологических средств
Комплексное планирование мероприятий по обезболиванию при лечении и удалении зубов у детей
Приемы обезболивания и коррекции психоэмоционального состояния у детей при лечении и удалении зубов
Повышение порога болевой чувствительности
Уменьшение интенсивности суммарного аверсивного воздействия на ребенка
Электроодонтоаналгезия
Аппликационная анестезия твердых тканей зуба и пульпы
Аппликационная анестезия слизистой оболочки полости рта
Инъекционное обезболивание
Инфильтрационное обезболивание
Безыгольные инъекторы
Проводниковое обезболивание
Общее обезболивание при лечении и удалении зубов
Показания к применению общего обезболивания
Подготовка детей к лечению зубов под общим обезболиванием
Проведение общего обезболивания
Ведение ребенка в посленаркозном периоде
Возможные осложнения при проведении общего обезболивания у детей
Список литературы

Глава 2
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОВ, ЕГО ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Как отмечалось выше, в структуре комплексной реакции организма человека на ситуацию, связанную с пребыванием в стоматологическом кабинете и проведением различных лечебных мероприятий, можно выделить вегетативный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Считается, что степень изменения таких показателей вегетативной реакции организма, как учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, снижение электрокожного сопротивления или повышение скорости потоотделения, температуры тела коррелирует с выраженностью эмоционального напряжения [Власова Г. И., 1972; Sergl Н., 1968; Petrov Р., 1968; Simpson W. et al., 1974; Hryniewiecki A., 1976; Gunther Н., 1979, и др.].

Шкала оценки отношения ребенка к лечению зубов


Характер отношения

Оценка в баллах

Основные экспрессивные признаки

Позитивное

5

Доброжелательность по отношению к врачу, выражающаяся улыбкой, быстрым и охотным выполнением его команд; живой интерес к окружающей обстановке

Нейтральное

4

Спокойное поведение с четким и своевременным выполнением команд врача

Начальные признаки негативного

3

Гримаса неудовольствия, напряженная поза, настороженность, замедленное выполнение команд врача

Негативное преодолимое

2

Слезы, негативная речевая активность, повышенная двигательная активность, резко замедленное выполнение команд врача

Негативное непреодолимое

1

Крик, плач, защитная двигательная реакция, отказ выполнять команды врача

Что же касается поведенческого компонента в реакции ребенка, то он более многообразен и разнопланов. Уровень эмоционального напряжения в большей мере отражает мимика, меняющаяся в широком диапазоне от приветливой улыбки до маски страха, ужаса на лице. А вот двигательная активность при одном и том же уровне эмоционального напряжения может существенно различаться как по характеру, так и по выраженности. Одни дети, испытывая сильный страх, проявляют повышенную общую двигательную активность, отворачиваются от врача, отталкивают его руки с инструментами и даже предпринимают попытки к бегству из зубоврачебного кресла; другие дети напрягаются и замирают.


Рис. 12. Усиление негативизма в поведении школьников на подготовительных этапах по мере увеличения их аверсивности и во время лечения.
Этапы исследования: 1 — вход в кабинет; 2 — приближение врача; 3 — вопрос врача: «Будем лечить зубы?>; 4 — обследование полости рта; 5 — включение бормашины и команда: «Открой рот!»; 6 — лечение, т. е. препарирование кариозной полости.
При этом часть из них, хотя и с явной неохотой, задержкой  во времени, открывает рот и дает врачу возможность закончить лечение, тогда как некоторые, находясь в состоянии своеобразного ступора, плотно сжимают челюсти, прикрывают рот руками, лишая тем самым врача возможности проведения лечения. Чтобы правильно оценить состояние ребенка и выбрать оптимальный путь к преодолению испытываемого им страха, детский стоматолог обязан учитывать и анализировать все перечисленные компоненты комплексной реакции ребенка на ситуацию, связанную с пребыванием в стоматологическом кабинете. В первую очередь и в большей мере врач, естественно, обращает внимание на те компоненты поведенческой реакции, которые выражают отношение ребенка к лечению зубов, так как они во многом определяют условия его работы, возможность быстрого и качественного завершения лечения.

Варианты отношения школьников разных возрастных групп к лечению зубов

 

Частота зарегистрированных вариантов отношения (%)

Характер отношения

Младший школьный возраст (1—4-й класс)

Средний школьный возраст (5—8-й класс)

Старший школьный возраст (9—10-й класс)

Позитивное  Нейтральное 

9,1

11,5

26,2

Начальные признаки негативного

43,1

51,5

54,3

Негативное преодолимое

42,2

32,4

13,8

Негативное непреодолимое

5,6

4,6

5,7

По характеру, а точнее по выраженности негативизма, можно выделить пять вариантов отношения  ребенка к ситуациям, связанным с подготовкой к лечению и непосредственно лечением либо удалением зубов: позитивное, нейтральное, начальные признаки негативного, негативное преодолимое и негативное непреодолимое [Соловьев М. М., Игнатов Ю. Д. и др., 1982]. Краткий перечень основных экспрессивных признаков, характеризующих каждый из этих вариантов отношения, с оценкой в баллах приведен в табл. 4. Негативизм к лечению проявляется в поведении детей школьного возраста задолго до его начала, т. е. еще на таких подготовительных этапах, как вход ребенка в кабинет, приближение врача, вопрос его: «Будем лечить зубы?»; обследование полости рта с помощью зеркала и зубоврачебного зонда; включение бормашины и команда: «Открой рот!» (рис. 12).
Такая же закономерность в появлении и нарастании выраженности признаков негативного отношения к лечению зубов у детей дошкольного возраста была выявлена С. И. Фроловой и И. В. Мирошниченко (1972), а у детей школьного возраста — Ю. А. Федоровым с соавт. (1974).

Высокая распространенность среди детей негативного отношения к стоматологическим вмешательствам затрудняет лечение зубов, а в ряде случаев делает невозможным завершение его без применения общего обезболивания (табл. 5). Поэтому успешное преодоление трудностей, с которыми встречаются детские стоматологи при решении задачи 100 % охвата плановой санацией детей, невозможно без раскрытия механизмов формирования такого негативизма, как базы для становления научно обоснованных программ по формированию позитивного отношения детей к лечению зубов. Такое позитивное, глубоко мотивированное отношение, помогая ребенку преодолеть неприятные и порой болезненные ощущения, определяет основную линию его поведения в стоматологическом кабинете — стремление к сотрудничеству с врачом для быстрого завершения лечения.



 
« О психиатрии и психоанализе - познай себя   Облегчение болей »