Начало >> Статьи >> Архивы >> Общая онкология

Организация противораковой борьбы - Общая онкология

Оглавление
Общая онкология
Эпидемиология опухолей
Противораковая борьба
Многостадийность процесса канцерогенеза
Метаболизм канцерогенных веществ в организме
Взаимодействие канцерогенов с нуклеиновыми кислотами
Репарация повреждений ДНК, вызванных канцерогенными веществами
Молекулярногенетические механизмы многостадийного канцерогенеза
Связь онкогенов семейства ras с неоплазмами человека и животных
Активные онкогены в неоплазмах животных, индуцированных канцерогенными веществами
Активные онкогены и многостадийный канцерогенез
Возможные механизмы действия онкобелков
Факторы внутренней среды организма и канцерогенез
Канцерогенные агенты и механизмы их действия
Характеристика канцерогенного действия химических соединений
Онкогенное действие полимерных материалов
Общие закономерности действия химических канцерогенных веществ
Молекулярно-биологические механизмы действия химических канцерогенов
Физические канцерогенные агенты
Канцерогенное действие ультрафиолетовых лучей
Роль травмы в развитии опухолей
Биологические канцерогенные агенты
ДНК-содержащие онкогенные вирусы
РНК-coдержащие онкогенные вирусы
Молекулярный механизм трансформации клеток онкогенными вирусами
Влияние внешней среды на возникновение и развитие опухолей
Химические канцерогенные вещества в окружающей человека среде
О соотношении роли природных и антропогенных источников ПАУ
Первичные и вторичные источники ПАУ
Вопросы циркуляции и самообезврвживания канцерогенных ПАУ в окружающей среде
Канцерогенные нитрозосоединения
Канцерогенные микотоксины и другие факторы
Физические канцерогенные агенты окружающей человека среды
Модифицирующие факторы канцерогенеза
Профессиональные опухоли
Онкологические заболевания, обусловленные диагностическими и терапевтическими воздействиями
Заболеваемость злокачественными опухолями, обусловленная факторами быта
Косвенные канцерогенные воздействия
Роль «стиля жизни» в канцерогенезе
Влияние внутренней среды организма  на возникновение и развитие опухолей
Синдром канкрофилии
Канкрофилия и рак
Возраст и рак
Конституция, ожирение и рак
Сахарный диабет, атеросклероз и рак
Факторы питания, ограниченная физическая активность и рак
Функционирование системы иммунитета, психосоматические факторы, система свертывания крови и рак
Половые различия в развитии рака
Факторы риска, метаболическая эпидемиология рака
Патогенетические варианты течения, воздействия на внутреннюю среду для профилактики и лечения
Паранеопластические синдромы
Наследственная предрасположенность к раку
Наследственные болезни иммунитета
Наследственные болезни иммунитета заболевания нервной системы
Наследственные болезни репродуктивной и эндокринной системы
Наследственные болезни пищеварительной и мочевыводящей системы
Наследственные болезни сосудов, костей, легких
Наследственные поражение кожи и ее придатков
Наследственные поражения нарушения лимфо- и гемопоэза, обмена веществ
Наследственные множественные поражения, ненаследственные опухоли
Прогрессия и метастазирование опухоли
Влияние опухоли на метастазы
О противометастатической сопротивляемости организма
Стресс и метастазирование
Иммунология метастазирования
Гематогенное метастазирование
Морфология опухолевого роста
Ультраструктура опухолевых клеток
Гистохимия, тканеспецифические маркеры опухолей
Кинетика клеточных популяций опухоли
Механизмы инвазии опухолевых клеток
Метастазирование опухолей
Номенклатура опухолей
Классификация опухолей
Понятие о «раннем» раке
Основные задачи и методы работы патоморфолога в онкологии
Решение вопросов биологического порядка на онкологическом материале
Соотношение патогистологического и цитологического методов исследования в морфологической диагностике
Современные представления о предраке
Экспериментальные и статистические исследования предрака
Злокачественные опухоли и беременность
Рак шейки матки и беременность
Рак матки, яичников и беременность
Рак молочной железы и беременность
Рак щитовидной железы, головного мозга, лимфогранулематоз и беременность
Рак легкого и беременность
Рак толстой кишки и беременность
Рак почки, надпочечников и беременность
Саркомы и беременность
Злокачественная меланома кожи и беременность
Лейкозы и беременность
Влияние на эмбрион и плод химио- и лучевой терапии
Цели и задачи санитарно-гигиенической профилактики злокачественных опухолей
Профилактика действия на людей физических канцерогенных факторов
Особенности проблемы химических канцерогенных веществ
Средства и методы выявления и оценки опасности химических канцерогенных факторов окружающей среды
Гигиеническое регламентирование химических канцерогенных агентов
Мониторинг химических канцерогенных агентов в окружающей среде
Технологические пути профилактики действия на людей химических канцерогенных веществ
Герметизация производства и улавливание канцерогенов из промышленных выбросов
Деканцерогенизация канцерогенных продуктов
Вопросы профилактики канцерогенных воздействий
Организация противораковой борьбы
Закономерности распространенности злокачественных новообразований
Динамика показателей онкологической заболеваемости
Смертность населения
Прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями
Методологические аспекты оценки деятельности онкологической службы
Показатели противораковой борьбы
Автоматизированные системы обработки онкологической информации
Выявление новообразований при ежегодной диспансеризации населения
Профилактические осмотры
Выделение групп высокого риска
Методы массового обследования населения
Анкетно-опросный метод
Использование автоматизированных систем обследования
Социально-экономические проблемы противораковой борьбы
Затраты на онкологию и экономическая эффективность противораковых мероприятий
Классификация злокачественных опухолей, определение клинических групп
Принципы диагностики злокачественных новообразований
Особенности рентгенодиагностики злокачественных новообразований
Особенности рентгенодиагностики опухолей пищеварительного тракта
Особенности рентгенодиагностики опухолей органов грудной клетки
Особенности рентгенодиагностики опухолей молочной железы
Особенности рентгенодиагностики опухолей женских половых органов
Особенности рентгенодиагностики опухолей мочевыделительной системы
Особенности рентгенодиагностики опухолей опорно-двигательного аппарата
Особенности рентгенодиагностики с помощью лимфографии
Радионуклидная диагностика злокачественных новообразований
Сцинтиграфия надпочечников, мягких тканей, щитовидной железы
Сцинтиграфия легких, головного мозга, вилочковой и слюнных желез
Ультразвуковая  диагностика
Частная эхографическая семиотика опухолей основных доступных локализаций
Цитоморфологическая диагностика
Термография
Иммунодиагностика
Выявление опухолевых маркеров в крови и других биологических жидкостях
Общие принципы эндоскопических исследований
Эзофагогастродуоденоскопия
Эндоскопическое исследование оперированного желудка, прямой кишки
Фиброколоноскопия
Эндоскопия верхних дыхательных путей
Бронхоскопия
Эндоскопия в онкогинекологии
Эндоскопия в онкоурологии
Медиастиноскопия
Парастернальная медиастинотомия
Торакоскопия, лапароскопия, диагностическая торакотомия
Принципы и методы лечения больных
Хирургическое лечение
Лучевое лечение
Физические и радиобиологические основы лучевой терапии злокачественных опухолей
Радиотерапевтическая техника и методы облучения больного
Радиобиологическое планирование распределения дозы во времени
Химиотерапия
Классификация и отбор противоопухолевых препаратов
Виды химиотерапии опухолей, выбор цитостатиков
Причины устойчивости к действию противоопухолевых препаратов
Комбинированная химиотерапия злокачественных новообразований
Дополнительная химиотерапия
Регионарная, локальная и комплексная химиотерапия опухолей
Общая характеристика и классификация осложнений химиотерапии опухолей
Основные синдромы осложнений при химиотерапии злокачественных опухолей
Факторы повышенного риска осложнений цитостатической терапии
Перспективы повышения эффективности химиотерапии
Гормонотерапия
Гормонотерапия рака молочной железы
Гормонотерапия рака рака предстательной железы
Гормонотерапия при карциноме эндометрия
Гормонотерапия рака почки, щитовидной железы, опухолей яичников
Гормонотерапия рака опухолей кроветворной и лимфатической ткани
Показания к применению и побочное действие препаратов гормонотерапии
Лечение больных раком пищевода
Лечение больных раком желудка
Лечение больных раком толстой кишки
Лечение больных раком молочной железы
Лечение больных раком шейки матки
Лечение больных раком тела матки
Лечение больных злокачественными опухолями яичников
Лечение рака легкого
Лечение злокачественной меланомы
Лечение злокачественных опухолей опорно-двигательного аппарата
Онкологическая помощь детям
Принципы рентгенологического исследования в детской онкологии
Радионуклидные исследования у детей
Лучевая терапия у детей
Химиотерапия опухолей у детей
Реабилитация онкологического больного
Психотерапевтические мероприятия онкологическим больным
Социально-трудовая реабилитация в онкологии
Выживаемость
Индивидуальный прогноз
Санитарно-просветительная работа
Пропаганда здорового образа жизни
Профилактика рака и профилактические осмотры населения
Характеристика отношения населения к возможности профилактики раковых заболеваний
Содержание программ санитарно-просветительной работы, охват групп населения
Методы и эффективность санитарно-просветительной работы

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОРАКОВОЙ БОРЬБЫ В СССР

Проблеме борьбы со злокачественными новообразованиями советское здравоохранение всегда уделяло огромное внимание. В СССР существует государственная система онкологической помощи населению, включающая сеть крупных научно-исследовательских онкологических и рентгенорадиологических институтов, специализированных диспансеров, онкологических отделении, онкологических и смотровых кабинетов, а также кафедр и курсов онкологии в институтах усовершенствования врачей и медицинских институтах для подготовки кадров онкологов.
В нашей стране в области онкологии в значительных размерах осуществляются комплексные научные исследования.

Организация противораковой борьбы в СССР представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на профилактику, диагностику, лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию онкологических больных.
В процессе своего становления организация противораковой борьбы в России прошла ряд этапов: начальный период ее следует отнести к концу XIX — началу XX вв., когда исследованиями М. М. Руднева и М. А. Новинского были заложены основы экспериментальной онкологии в России.
В дореволюционной России не существовало общегосударственной системы противораковой борьбы. Только в 1903 г. при Московском университете по инициативе проф. Л. Л. Левшина на пожертвования Морозовых был открыт Раковый институт на 56 коек. Институт осуществлял лечение больных; одновременно в его стенах проводились экспериментальные исследования. Институт работал в тяжелых условиях; недостаток средств, оснащения и оборудования в значительной мере затрудняли его деятельность.
В 1911 г. в Петербурге на средства Елисеевых была выстроена Еленинская больница для бедных женщин, страдающих онкологическими заболеваниями (50 коек) [Еремич А. П., 1914]. В ряде городов в наиболее крупных больницах для раковых больных выделялись единичные койки.
Большую роль в привлечении врачебной общественности к борьбе со злокачественными опухолями в России, несомненно, сыграли врачебные общества. В 190£ г. в Петербурге группой врачей-энтузиастов было организовано общество борьбы с раковыми заболеваниями, в задачи которого входили изучение этиологии и патогенеза раковых заболеваний, организация лечения и ухода за онкологическими больными. Начиная с 1909 г. оно стало называться «Всероссийским обществом борьбы с раковыми заболеваниями». Свидетельством интереса к проблемам борьбы со злокачественными новообразованиями является и то обстоятельство, что на XI и XII Пироговских съездах были заслушаны доклады, посвященные вопросам распространенности и лечения рака.
Исследования в области онкологии подготовили почву для проведения в 1914 г. I Всеросийского съезда по борьбе со злокачественными новообразованиями. В программу съезда входили вопросы этиологии и патогенеза, статистики опухолей и организации противораковой борьбы. Впервые на съезде прозвучала мысль о том, что рак — болезнь социальная. Острая дискуссия, возникшая по этому поводу, показала, что уже тогда свободно мыслящая врачебная общественность считала необходимым привлечь государство к борьбе со злокачественными новообразованиями.
Обоснованность усиления противораковых мероприятий наиболее удачно сформулировал А. В. Говоров (1914): «Борьбу с раковыми заболеваниями необходимо вести государству и обществу на самых широких началах, а не отдельным лицам и только тогда можно ожидать более или менее осязаемых результатов». Встречались и выступления иного плана. В частности, Н. А. Вельяминов (1914) в своей речи на открытии I Всероссийского съезда онкологов высказал противоположное мнение: «Борьба с раковой болезнью и устройство специальных раковых институтов не дело, а тем более не обязанность государства..., а дело частной инициативы». Однако мнение Н. А. Вельяминова встретило резкую критику на съезде [Мамонов В. Н., Новосельский С. А., 1915]. В дореволюционный период публикуются первые работы по вопросам организации борьбы со злокачественными новообразованиями [Тихов П. И., 1900, 1915; Биншток В. И., 1913; Ануфриев П. И., 1915; Архангельский Б. А., 1915; Вебер Ф. К., Коренчевский В. Г., 1915]. В 1910 г. в Петербурге вышло в свет первое руководство по онкологии «Общее учение об опухолях» Н. Н. Петрова.
Оценивая состояние противораковой борьбы в дореволюционной России начала XX в., следует отметить, что, несмотря на неоднократные представления врачами и врачебными обществами доказательств увеличения заболеваемости раком в России и указания на бедственное положение больных, со стороны государства не были предприняты даже попытки проведения каких бы то ни было мероприятий в этом направлении. Отсутствие надежных сведений об особенностях распространенности рака не позволяло определить программу противораковых мероприятий, даже ограниченную пределами общественной инициативы [Мерабишвили В. М., 1986]. Начавшаяся первая мировая война прервала исследования в области экспериментальной и клинической онкологии.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции стала ясна необходимость создания единой медицинской организации, которая бы объединила и направила деятельность медицинских учреждений. На государственную основу была поставлена и противораковая борьба. В основу системы советского здравоохранения с первых дней был положен принцип социалистического гуманизма, выдвигавшего на первое место интересы народа, заботу о трудящихся. В соответствии с этим изменились принципы подхода к задачам здравоохранения, среди которых ведущее место заняли профилактическое направление, бесплатность и общедоступность медицинской помощи, что и легло в основу вновь организующейся системы противораковой борьбы в СССР.
Следует подчеркнуть, что с момента своей организации онкологическая помощь населению начала создаваться государством в качестве самостоятельной отрасли медицины. Решая проблемы борьбы со злокачественными новообразованиями, государство пошло по пути первоочередного создания научно-исследовательских институтов, предоставив им широкие возможности для исследований в области онкологии.
Так, в 1918 г. в Петрограде был создан рентгенорадиологический институт, который возглавил крупный ученый проф. M. М. Нейменов.
С 1922 г. в Москве возобновил деятельность бывший институт Морозовых для лечения злокачественных опухолей, преобразованный в 1935 г. в Центральный объединенный онкологический институт HK3 РСФСР и Мосгорздравотдела. Возглавил институт П. А. Герцен, блестящий клиницист-онколог, основатель московской школы онкологов. С 1965 г. Московский научно-исследовательский онкологический институт Минздрава РСФСР носит имя П. А. Герцена [Чиссов В. И. и др., 1983].
В 1920 г. в г. Харькове был организован Украинский рентгенорадиологический институт (директор — Г. И. Хармандарьян), сыгравший заметную роль в организации онкологической помощи населению УССР. В том же году был образован Киевский рентгеновский институт, который в 1945 г. был преобразован в Киевский научно-исследовательский рентгенорадиологический и онкологический институт [Позмогов А. И. и др., 1980]. По мере восстановления народного хозяйства росла и крепла сеть онкологических центров и практических учреждений. В 1926 г. по инициативе и замыслу Н. Н. Петрова в Ленинграде на базе больницы им. И. И. Мечникова было создано онкологическое отделение, которое было вскоре преобразовано в онкологический институт, носящий в настоящее время имя своего создателя (Ордена Трудового Красного Знамени НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздрава СССР). Были открыты онкологические и рентгенорадиологические институты в Воронеже, Ростове-на-Дону, Свердловске и других городах.
В первые годы Советской власти вопросы противораковой борьбы широко обсуждаются в печати [Лауэр В. В., 1925; Звоницкий Н. С., 1926; Герцен П. А., 1926; Медведев И. И., 1927; Тапельзон С. Л., 1928]. В 1923—1924 гг. была введена обязательная регистрация причин смерти лиц, умерших в городах СССР, что создало предпосылки для объективной оценки онкологической ситуации в стране.
В 1921 г. Н. Н. Петровым впервые был поднят вопрос об организации онкологической службы по диспансерному принципу.
В 1923 г. первый съезд врачей Поволжья постановил создать противораковые общества в союзных республиках [Петров Н. Н., 1923].
Поиски оптимальных форм организации противораковой борьбы неоднократно служили предметом обсуждения различных съездов и конференций. В 1925 г. состоялось Всероссийское совещание по борьбе со злокачественными опухолями. В предисловии к Трудам совещания по борьбе с раковыми заболеваниями лечебный отдел HK3 РСФСР указывал, что проблема борьбы со злокачественными новообразованиями ставит перед органами здравоохранения целый ряд практических неотложных задач. Принятая на этом совещании резолюция включала предложение об организации при крупных больницах специальных противораковых пунктов, действующих на основе диспансерного принципа, в задачи которых первоначально входили выявление и учет онкологических больных, их диспансеризация, лечение, призрение инкурабельных больных. Наиболее широко и оперативно решения 1-го Всероссийского совещания были реализованы на Украине, где были созданы первые онкологические диспансеры в Харькове, Одессе, Киеве. Резолюция совещания по борьбе с раковыми заболеваниями, утвержденная 22. 09. 25 г. Народным комиссаром здравоохранения Н. А. Семашко, по сути, явилась первым в истории Советской страны государственным постановлением об онкологической помощи населению.

Значительным событием в истории советской онкологии был 1-й Всесоюзный съезд онкологов, проходивший 8—12. 07. 31 г. в Харькове. Съезд отметил необходимость расширения государственной борьбы против злокачественных новообразований, построенной на диспансерных началах (раннее распознавание злокачественных новообразований, раннее и полноценное оказание необходимой лечебной помощи больным раком, активное медицинское наблюдение за ними, призрение неизлечимых, широкое развертывание санитарно-просветительной работы).
Для осуществления решений противоракового совещания (1925 г.) и Всесоюзного съезда онкологов были созданы специальные комиссии: центральная — при лечебном отделе НКЗ РСФСР (1931), при Ленинградском губздравотделе, в Харькове и других городах.
В этот же период открываются новые противораковые учреждения в Воронеже (1930 г.), Ташкенте, Одессе, Ростове-на-Дону (1931 г,), Днепропетровске, Донецке (филиал Украинского рентгенорадиологического института), Томске, Симферополе.
В 1933 г. Советский Союз принял участие в международной противораковой неделе и стал членом международного объединения против рака. Очередной XXIII съезд хирургов в 1935 г., обсуждая вопросы онкологической помощи населению, вынес решение о необходимости создания сети противораковых учреждений, отметив одновременно, что в борьбе со злокачественными новообразованиями должны принимать участие врачи всех специальностей.
Важным этапом противораковой борьбы явилось постановление Совнаркома РСФСР от 23.11.34 г. № 1135 «Об организации борьбы с раковыми заболеваниями» и изданный в его развитие приказ НКЗ от 05.05. 35 г., которые предусматривали создание центральных онкологических поликлиник в Москве и Ленинграде, специальных онкологических поликлиник в Воронеже, Новосибирске, Свердловске и онкологических отделений в 52 краевых и областных центрах, а также организацию специальных курсов по онкологии при головных онкологических учреждениях и организацию центрального онкологического института.
Н. Н. Петров (1940) в юбилейной статье, посвященной итогам борьбы со злокачественными опухолями в СССР за 20 лет, не только раскрыл позитивные стороны организационных мероприятий по противораковой борьбе, но и затронул важнейшие нерешенные проблемы, в том числе и вопрос о расширении на строго научной основе специальных статистических исследований в городах, осуществляющих регистрацию раковых больных.
Впервые термины «онкологический диспансер» и «онкологический пункт» были приведены в приказе НКЗ СССР № 273 от 28. 05. 40 г., где была дана номенклатура медицинских учреждений.
Накануне Великой Отечественной войны в СССР уже функционировали свыше 15 онкологических и рентгенорадиологических институтов и 211 онкологических учреждений, в том числе 26 онкологических диспансеров [Заболеваемость и смертность..., 1962].
Следовательно, менее чем за 25 лет Советской власти в СССР были заложены основные принципы противораковой борьбы, основанные на системе диспансерного обслуживания, единства действий научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждений.
Развитие онкологической службы в послевоенные годы в значительной мере было определено постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 935 от 30.04.45 г. «О мероприятиях по улучшению онкологической помощи населению»; это постановление послужило основой для развертывания онкологической сети в масштабах страны. Так, в частности, было предусмотрено создание 126 онкологических диспансеров, 123 онкологических пансионатов, 300 онкологических пунктов, 15000 онкологических коек и 12000 онкологических коек в учреждениях общей лечебной сети. Наряду с развертыванием онкологической сети предусматривались ее оснащение и оборудование, подготовка врачей-онкологов и радиологов в институтах усовершенствования врачей, занятия по онкологии с врачами общей лечебной сети по специальной программе.
Одним из важнейших этапов совершенствования онкологической помощи населению явилось решение правительства о замене (начиная с 1953 г.) выборочной регистрации онкологических больных повсеместной и обязательной их регистрацией. Таким образом, было положено начало государственной онкологической статистике в СССР [Напалков Н. П. и др., 1975, 1977; Мерабишвили В. М., 1978; Напалков Н. П. и др., 1986].
Дальнейшее развитие и становление онкологической службы определялись серией приказов Минздрава СССР, среди которых приказ № 19-М от 25.01.56 г. заслуживает специального упоминания. В нем были подведены итоги развития противораковой борьбы за первое послевоенное десятилетие и определены пути ее дальнейшего развития. Большую и, несомненно, положительную роль в организации онкологической помощи населению сыграл выход в свет в 1956 г. «Сборника инструкций по вопросам организации онкологической помощи, профилактики, диагностики и лечения злокачественных опухолей». В сборник вошли все документы, регламентирующие деятельность отдельных звеньев онкологической службы, а также ряд методических указаний по проведению массовых профилактических осмотров населения, учету и диспансеризации предопухолевых заболеваний, определению клинической группы и стадии, методам лечения онкологических больных, а также учету первично выявленной заболеваемости.
В 1985 г. вышел в свет новый «Сборник официальных указаний по организации онкологической помощи», основанный на современных воззрениях в области организации противораковой борьбы, профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований.
В составлении сборника принимали участие сотрудники ведущих научных онкологических учреждений страны: Всесоюзного онкологического научного центра АМН СССР, НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздрава СССР, Московского научно-исследовательского онкологического института им. П. А. Герцена Минздрава РСФСР. Со времени выхода в свет предыдущего сборника инструкций был разработан ряд нормативных документов, предусматривающих дальнейшее совершенствование различных разделов работы онкологической службы, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 225 от 7.04.76 г. «О мерах по дальнейшему улучшению онкологической помощи населению». В частности, расширены сведения, касающиеся лечения предопухолевых заболеваний и злокачественных опухолей. Представлены сведения о показаниях и противопоказаниях к санаторно-курортному и физиотерапевтическому лечению для лиц, закончивших специальное лечение по поводу злокачественных новообразований, реабилитации онкологических больных, детской онкологии, опухолевым заболеваниям кроветворной и лимфатической тканей.
Приступая к изложению структуры онкологической службы в СССР, следует подчеркнуть, что первоначальные принципы ее организации, основанные на диспансерном методе, полностью себя оправдали.
В настоящее время онкологическая служба страны находится в подчинении Главного управления лечебнопрофилактической помощи Минздрава СССР. В непосредственном подчинении Управления онкологической помощи находится ордена Трудового Красного Знамени НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова Минздрава СССР, который отвечает за координацию научных исследований по двум Всесоюзным проблемам — «Диагностика злокачественных опухолей» и «Клиника, хирургическое и комплексное лечение злокачественных опухолей». Всесоюзный онкологический научный центр АМН СССР координирует исследования в области организации противораковой борьбы и фундаментальных исследований.
Особое место в деятельности онкологической службы занимают республиканские онкологические институты, которые осуществляют сложный комплекс задач по научно-методическому руководству онкологической сетью республик, повышению квалификации врачей-онкологов, оказанию консультативной помощи в диагностике и лечении больных. Республиканские онкологические институты вносят большой вклад в развитие научных исследований в области клинической и экспериментальной онкологии, широко участвуют в выполнении программ ГКНТ и в кооперативных исследованиях.
Подавляющее большинство республиканских онкологических и радиологических институтов было организовано в послевоенные годы. В настоящее время в союзных республиках (включая РСФСР) имеется 21 научно-исследовательский институт онкологии и радиологии, которые вносят большой вклад в развитие и совершенствование онкологической помощи населению.
ТАБЛИЦА 12. Сеть онкологических учреждений СССР и союзных республик


Республика

Число
онкологических
диспансеров

Число онкологических отделений (кабинетов)

Число коек для онкологических больных, абс. число в тыс.

1950 г.

1960 г.

1970 г.

1980 г.

1950 г.

1960 г.

1970 г.

1980 г.

1950 г.

1960 г.

1970 г.

1980 г.

СССР

143

239

272

249

1113

1801

3202

3509

12,2

24,2

46,6

56,0

РСФСР

71

113

132

119

653

1158

1918

1952

5,9

12,8

25,4

30,7

УССР

29

57

56

46

242

287

627

656

4,2

6,4

10,0

10,9

БССР

13

11

11

И

21

22

40

78

0,4

0,7

1,7

2,3

Узбекская ССР

4

11

14

17

27

37

143

218

0,3

0,8

1,9

2,7

Казахская ССР

4

17

17

18

30

48

112

181

0,2

0,9

2,1

2,7

Грузинская ССР

4

5

7

4

26

62

49

82

0,1

0,4

0,6

1,0

Азербайджанская ССР

1

7

13

11

26

39

44

41

0,3

0,4

1,0

1,1

Литовская ССР

3

4

4

3

16

19

51

7

0,2

0,3

0,5

1,0

Молдавская ССР

6

1

2

1

4

11

29

41

0,1

0,3

0,6

0,5

Латвийская ССР

1

4

4

4

23

33

52

35

0,3

0,5

0,8

0,8

Киргизская ССР

1

1

2

3

6

17

39

55

_

0,2

0,7

 1,0

Таджикская ССР

2

2

2

3

4

2

15

42

0,1

0,1

0,3

0,3

Армянская ССР

1

3

3

3

17

33

48

58

0,1

0,1

0,3

0,5

Туркменская ССР

1

1

3

4

7

16

18

52

0,1

0,2

0,4

0,6

Эстонская ССР

2

2

3

2

11

17

17

11

0,2

0,2

0,4

0,4

ТАБЛИЦА 13. Обеспеченность населения СССР и союзных республик специализированными койками


Республика

На 10000 населения

На 1000 заболевших

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1970 г.

1975 г.

1980 г.

СССР

1,9

2,0

2,1

108,3

102,7

103,5

РСФСР

1,9

2,1

2,2

98,4

95,5

95,8

УССР

2,1

2,1

2,2

114,6

99,6

91,6

БССР

1,9

2,1

2,4

121,5

115,1

125,6

Узбекская ССР

1,6

1,7

1,7

189,2

207,7

230,5

Казахская ССР

1,7

1,6

1,8

107,7

104,7

110,3

Грузинская ССР

1,2

1,2

1,9

121,2

112,5

187,8

Азербайджанская ССР

1,8

1,8

1,7

186,1

165,2

188,8

Литовская ССР

1,5

1,8

2,9

80,0

81,8

116,3

Молдавская ССР

1,5

1,5

1,3

140,1

115,2

84,2

Латвийская ССР

3,1

3,0

3,2

138,0

134,6

125,8

Киргизская ССР

2,5

2,4

2,7

189,7

206,8

240,2

Таджикская ССР

1,1

0,9

0,8

138,8

128,7

105,7

Армянская ССР

1,1

1,2

1,4

108,7

91,7

115,9

Туркменская ССР

1,7

1,7

1,9

181,3

149,6

180,1

Эстонская ССР

2,7

2,8

2,5

114,7

102,2

99,7

Осуществление основных принципов противораковой борьбы и онкологической помощи населению обеспечивается разветвленной сетью онкологических учреждений (табл. 12). К 1986 г. онкологическая сеть располагала 250 диспансерами, 3944 тыс. отделений и кабинетов. Общее количество онкологических коек составило 62,5 тыс. [Напалков Н. П. и др., 1982]. К 1984 г. число онкологических коек достигло 60 тыс. В табл. 13 представлена динамика обеспеченности населения СССР и союзных республик специализированными онкологическими койками на 10000 населения. Реальную же необходимость в койках следует исчислять на 1000 больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования.
Основным структурным подразделением онкологической сети является онкологический диспансер (республиканский, краевой, областной, городской), который находится в ведении соответствующего министерства здравоохранения союзной или автономной республики, областного, краевого и городского отдела здравоохранения. При обслуживании нескольких сельских районов на городской онкологический диспансер могут быть возложены функции межрайонного диспансера. В сфере деятельности диспансеров находятся онкологические отделения и кабинеты на территории, население которой обслуживает диспансер.
Постепенно улучшается структура распределения коечного фонда онкологических диспансеров; за последние 5 лет уменьшилось число онкологических диспансеров с коечным фондом до 100 коек с 42,3% до 37,5%, тогда как удельный вес крупных онкологических диспансеров с мощностью от 200 коек и более увеличился с 23,5 % до 29,6%. За годы XI пятилетки введены в строй крупные онкологические стационары в Ереване, Вильнюсе, Волгограде, Минске, Полтаве, Риге.
Круг обязанностей каждого звена онкологической службы вырабатывался в течение ряда лет и определялся соответствующими приказами Минздрава СССР. Последний из них № 590 от 25.04.86 г. «О мерах по улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» содержит приложения, которые определяют деятельность онкодиспансера, онкокабинета и районного онколога. Рассматривая характер деятельности и задачи диспансера, следует выделить элементы, которые определяют основу его работы. К их числу в первую очередь необходимо отнести обеспечение в полном объеме квалифицированной, стационарной и поликлинической консультативной и лечебной помощи онкологическим больным, организационно-методическое руководство и координирование деятельности всех онкологических и лечебно-профилактических учреждений по вопросам ранней диагностики предопухолевых и опухолевых заболеваний, лечения и диспансерного наблюдения за больными, систематический учет и анализ состояния заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований, своевременное освоение и внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих диагностику и лечение злокачественных новообразований, современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний. Большое значение в деятельности диспансера имеет анализ причин поздней диагностики злокачественных новообразований, что позволяет значительно повысить онкологическую настороженность и онкологические знания врачей лечебно-профилактической сети.
Принимая во внимание, что около 40% больных со злокачественными опухолями лечатся в лечебно-профилактической сети, контроль за правильностью их лечения, возложенный на диспансер, обеспечивает рациональное применение комплексных и комбинированных методов лечения, которые в настоящее время находят все более широкое применение в онкологической клинике. В структуре онкологического диспансера в первую очередь предусматриваются хирургическое, гинекологическое, радиологическое, рентгенологическое отделения и поликлиника, а в диспансерах от 300 коек и выше — узкопрофильные отделения (опухолей головы и шеи, урологическое, химиотерапевтическое и др.).
Таким образом, многогранная деятельность диспансера охватывает широкий круг вопросов, начиная с профилактики и кончая систематическим учетом заболеваемости и смертности населения от злокачественных опухолей, и изучение эффективности их лечения.
В своей деятельности онкологический диспансер опирается на онкологические кабинеты (отделения), которые организуются в составе поликлиник (или поликлинических отделений) городских и центральных районных больниц в соответствии с действующими штатными нормативами.
В административном плане онкологический кабинет подчиняется главному врачу той поликлиники, на базе которой он расположен, тогда как в организационно-методическом плане он подчинен онкологическому диспансеру.
Деятельность онкологического кабинета также регламентирована соответствующим положением. На онкологический кабинет возложено оргонизационно-методическое руководство противораковыми мероприятиями, которые осуществляет лечебно-профилактическая сеть, проведение учета и диспансерного наблюдения за онкологическими больными, амбулаторного обследования и своевременного их лечения.
Врач онкологического кабинета проводит первичный и консультативный приемы больных, организует госпитализацию больных, страдающих злокачественными новообразованиями, для специального лечения, анализирует причины отказов в госпитализации для специального или симптоматического лечения.
Большое место в деятельности районного онколога занимают вопросы учета всех больных, страдающих злокачественными новообразованиями, и их диспансеризация.
В задачи районного онкологического кабинета входит также патронаж на дому всех нуждающихся в нем онкологических больных (за исключением больных IV клинической группы, которые посещаются на дому врачами и медсестрами поликлиники по месту жительства больного, что отнюдь не исключает и посещений районного онколога).
Районный онколог осуществляет амбулаторную химиогормонотерапию онкологических больных и в случае необходимости повторную госпитализацию больных для лечения и (или) обследования в условиях стационара. Особое место в работе районного онколога занимают диспансеризация онкологических больных и решение (совместно с онкологической ВТЭК) вопросов их инвалидности и (или) восстановления трудоспособности (частичной или полной). Очевидно, что регулярное диспансерное наблюдение за онкологическим больным позволяет своевременно не только выявить наличие рецидива или метастаза основного заболевания, но и в ряде случаев при проведении адекватного лечения получить достаточно длительную и стойкую ремиссию и продлить жизнь больного. Сотрудничество с онкологической ВТЭК и органами социального обеспечения создает реальную возможность для активного восстановления прежнего образа жизни больных и возвращения их к трудовой деятельности в приемлемых условиях (см. главу 20).
Важным аспектом деятельности районного онколога является организационно-методическое руководство противораковыми мероприятиями, которые проводит лечебно-профилактическая сеть. К числу этих мероприятий в первую очередь относятся онкологический компонент ежегодной диспансеризации населения, санитарно-просветительная работа, систематический анализ диагностических ошибок и разбор последних совместно с врачами амбулаторно-поликлинической сети.
Широкий круг задач, возложенный на районного онколога, предусматривает целесообразность создания районных онкологических отделений на основе слияния нескольких районных онкологических кабинетов.
В настоящее время такие отделения организуются в городах с населением свыше 1 млн. человек; анализ их деятельности свидетельствует о несомненной эффективности этого начинания.
Возможность целесообразного использования диагностического оснащения и оборудования, проведения амбулаторных курсов лекарственной и лучевой терапии, расширение границ консультативной и диспансерной работы в условиях районного онкологического отделения не вызывают сомнений. Так, по данным Б. М. Шубина (1979), заметно улучшился учет, уменьшилось число больных, выявленных в IV стадии заболевания, сократились сроки доклинического обследования, более рациональной стала госпитализация больных в специализированные и общелечебные учреждения.
Наконец, объединение нескольких онкологов в районном онкологическом отделении позволяет создать консультативный совет, на котором обсуждаются сложные в диагностическом отношении случаи, что несомненно улучшает качество диагностики. Исследования П. М. Исаханова и А. И. Ошмянской (1973) позволили установить, что в условиях амбулаторного онкоотделения точность доклинической диагностики рака желудка составила 86,5%, прямой кишки —76%, молочной железы — 96%.
Вместе с тем было бы неправильно рассматривать онкологический диспансер и онкологический кабинет только как лечебно-консультативные учреждения для больных опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями. В современном понимании их функций и деятельности первое место занимает организация эффективной онкологической помощи больным, которая осуществляется не только онкологической, но и лечебно-профилактической сетью [Мишура В. И. и др., 1982].
Суть и содержание этой работы направлены на то, чтобы обеспечить совместную и согласованную деятельность онкологической службы и лечебно-профилактической сети для своевременной диагностики, учета, адекватного лечения и диспансеризации больных опухолевыми заболеваниями. Как известно, онкологический больной первично обращается к врачу лечебнопрофилактической сети, уровень квалификации которого во многом определяет последующую судьбу больного. Несомненно и то, что за последние годы подготовка врачей по онкологии заметно улучшилась; подготовка студентов по онкологии осуществляется на 45 кафедрах и 32 самостоятельных курсах медицинских институтов; этому во многом способствовал приказ министра здравоохранения СССР № 983 от 11.12.73 г., в соответствии с которым в медицинских вузах были созданы кафедры онкологии, где студенты V курса получают достаточный объем теоретических и клинических знаний. Кроме того, онкологическая служба проводит большую и целенаправленную работу по повышению онкологических знаний и онкологической настороженности врачей лечебно-профилактической сети, и в первую очередь врачей поликлиник, амбулаторий, медико-санитарных частей (семинары, конференции, разбор диагностических ошибок и причин запущенности).
Очевидно, что в совместной деятельности онкологической и амбулаторнополиклинической сети центральное место занимают вопросы профилактики и ранней диагностики опухолевых и предопухолевых заболеваний. Выдвинутая Н. Н. Петровым в 1946 г. идея массовых обследований населения для раннего выявления опухолевых и предопухолевых заболеваний получила широкое признание; в 1948 г. приказом Минздрава СССР было предписано их обязательное проведение в масштабах страны силами лечебно-профилактической сети, тогда как на онкологическую службу была возложена организационно-методическая работа по их осуществлению; за истекшие годы онкологами страны была осуществлена большая и интенсивная работа по совершенствованию форм и методов их проведения и повышению эффективности. Ежегодно увеличивается число лиц, охваченных массовыми профилактическими осмотрами населения. Приказом министра здравоохранения СССР № 710 от 10.07.83 г. перед советским здравоохранением поставлена новая задача — ежегодная диспансеризация населения, в состав которой в качестве обязательного элемента входит онкологический компонент; в течение ближайших 3 — 5 лет онкологический компонент диспансеризации ежегодно должен охватывать около 100 млн. человек. Как показали проведенные подсчеты [Мишура В. И. и др., 1984], около 15 млн. человек будут нуждаться в углубленном инструментально-лабораторном и врачебном обследовании, которое призвана осуществлять амбулаторно-поликлиническая сеть, располагающая более чем 40 тысячами учреждений [Народное хозяйство СССР в 1987 г., 1988]. В настоящее время в стране функционирует 8230 смотровых кабинетов, более 1200 эндоскопических отделений и кабинетов, 208 цитологических лабораторий.
Особое место в системе профилактики и раннего выявления опухолевых и предопухолевых заболеваний занимает смотровой кабинет поликлиники, который не принадлежит непосредственно к онкологическим учреждениям, однако по роду своей деятельности осуществляет мероприятия, направленные на раннее выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний среди лиц (преимущественно женщин), обращающихся в поликлинику по поводу тех или иных заболеваний. В задачи смотрового кабинета входит также учет лиц с выявленной патологией и их направление к соответствующему специалисту для уточнения диагноза и организации лечения. Рядом исследований [Рутгайзер В. М. и др., 1983] установлена высокая эффективность деятельности смотровых кабинетов (как медицинская, так и экономическая). Все вышеизложенное позволяет сказать, что лечебно-профилактическая сеть является важным и равноправным составным элементом в системе организации противораковой борьбы. В соответствии с приказом Минздрава СССР № 590 от 25.04.86 г. на нее возложены следующие обязанности:

  1.  проведение массовых профилактических осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, улучшение их качества за счет углубленного обследования населения в возрасте старше 40 лет и широкого использования рентгенофлюорографического, маммографического, эндоскопического, лабораторного методов исследования;
  2.  углубленное обследование контингентов, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, с применением современных методов диагностики (эндоскопического, рентгенофлюорографического, цитологического и др.);
  3.  повышение эффективности работы смотровых кабинетов поликлиник путем обеспечения их деятельности в течение полного рабочего дня и предоставления им отдельного помещения, необходимого оборудования, инструментария для обязательного проведения цитологических исследований;
  4.  усиление санитарно-просветительной работы среди населения в области профилактики онкологических заболеваний с обращением особого внимания на разъяснение вреда курения, употребления алкоголя, чрезмерно горячей пищи и др.;
  5.  своевременная диагностика злокачественных опухолей в амбулаторнополиклинических учреждениях по месту первичного обращения больных путем повышения онкологической настороженности врачей этих учреждений, рационального применения современных инструментальных и лабораторных методов;
  6.  обязательное проведение всестороннего обследования для выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний у лиц, находящихся на лечении в стационарах общего профиля по поводу других заболеваний;
  7.  направление больных злокачественными опухолями в онкологические и другие специализированные учреждения, имеющие оборудование и условия для лучевого, комбинированного и комплексного лечения;
  8.  учет, диспансеризация и лечение выявленных больных с предопухолевыми заболеваниями;
  9.  госпитализация инкурабельных больных злокачественными опухолями в стационары лечебно-профилактических учреждений по месту жительства для симптоматического лечения.

Таким образом, структура онкологической сети и ее тесная связь с общей лечебной сетью обеспечивают высокий уровень оказания специализированной помощи больным злокачественными новообразованиями.
Совершенствование отдельных компонентов организации противораковой борьбы, направленных на снижение заболеваемости злокачественными опухолями и смертности от них, увеличение числа выздоровевших и обеспечение им полноценной жизни — несомненно одна из главных задач здравоохранения стран с различным общественным строем, таких межгосударственных организаций, как МАИР, ВОЗ и др. Большой опыт, накопленный человечеством в области противораковой борьбы, в полной мере используется в Советском Союзе при планировании исследований по онкологии и организационных мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, исходя из концепции необходимости раннего выявления рака. При этом применяются методы, которые могут обеспечить соблюдение следующих условий:
1) практически доступное обследование достаточно больших контингентов;
2) минимально допустимая частота ложноотрицательных результатов обследования;

  1. приемлемая частота ложноположительных результатов обследования;
  2. безвредность обследования [Напалков Н. П., Экхардт Ш., 1981].

Наиболее прогрессивным и проверенным практикой методом раннего выявления злокачественных опухолей признаны массовые медицинские профилактические осмотры населения (см. гл. 15). В СССР постоянно совершенствуются организационные формы проведения таких осмотров и используемые при этом способы отбора лиц для углубленного обследования с целью выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний (опрос и обычное клиническое обследование; рентгенологическое исследование; термография, эндоскопия, лабораторные анализы; цитологическое исследование; самообследование; распространение среди отдельных групп населения опросных анкет, предназначенных для выявления признаков, позволяющих заподозрить наличие злокачественного новообразования, и др.) (Напалков Н. П., Экхардт Ш., 1981).
Большое значение в совершенствовании форм и методов организации противораковой борьбы имеет интеграция научных исследований в странах — членах СЭВ. Г осу дарственная система организации онкологической помощи в странах социалистического лагеря имеет много общего, что находит свое отражение в поисках путей совершенствования отдельных звеньев противораковой борьбы с учетом конкретных условий, характерных для каждой страны.
Основная цель международного сотрудничества в области противораковой борьбы — оперативное внедрение всего нового, перспективного в практику здравоохранения СССР и других стран социалистического содружества.
Итогом совместных исследований, проведенных за период с 1976 по 1980 г., явилась публикация коллективной монографии «Противораковая борьба в странах — членах СЭВ» (1980), которая ознакомила широкий круг врачей-онкологов с системой организации онкологической помощи населению стран социалистического содружества.
В настоящее время программа совершенствования онкологической помощи населению Советского Союза нашла свое отражение в приказе Минздрава СССР № 590 от 25.04.86 г. «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований». Программой предусматриваются: 1) укрепление материально-технической базы онкологической службы; 2) увеличение мощности коечного фонда онкологических диспансеров; 3) значительное повышение обеспеченности онкологических больных лечением в условиях специализированной сети; 4) завершение переоснащения радиологических отделений современной аппаратурой; 5) внедрение в практику новых методик комбинированного и комплексного лечения онкологических больных; 6) содействие развитию новых организационных форм, направленных на лечение больных с легочной патологией (создание пульмонологических комиссий); 7) продолжение организации централизованных цитологических лабораторий, эндоскопических отделений и кабинетов; 8) улучшение организации квалифицированной медицинской помощи детям со злокачественными новообразованиями; 9) усовершенствование преподавания онкологии.
Таким образом, в XII пятилетке планируется дальнейшее совершенствование онкологической помощи населению, основанной на диспансерном принципе и охватывающей все этапы, которые проходит онкологический больной с момента выявления опухоли и до восстановления прежнего образа жизни, завершающего лечение по радикальной программе.



 
« Общая анестезия и местноанестезирующие средства   Опухоли и кисты грудной полости у детей »