Начало >> Статьи >> Архивы >> Огнестрельные ранения лица, ЛОР-органов и шеи

Консервативные методы постоянной иммобилизации отломков челюстей - Огнестрельные ранения лица, ЛОР-органов и шеи

Оглавление
Огнестрельные ранения лица, ЛОР-органов и шеи
Введение
Анатомо-физиологические особенности лица и шеи и огнестрельное ранение
Особенности раневой баллистики и характер огнестрельных ранений
Патогенез общих реакций на огнестрельную травму
Общие закономерности раневого процесса после огнестрельного ранения
Прогнозирование течения и исхода раневого процесса
Результаты исследования функциональных проб у раненых
Сравнительный анализ клинических данных
Прогностический критерий оценки течения раневого процесса
Микробная обсемененность огнестрельной раны
Классификация ранений и повреждений лица и шеи
Огнестрельные ранения нижней челюсти
Клиника и диагностика огнестрельных ранений нижней челюсти
Касательные ранения нижней челюсти
Особенности клинического течения огнестрельных ранений нижней челюсти
Анатомическое строение нижней челюсти
Статистические данные об огнестрельных ранениях нижней челюсти
Клиника и диагностика огнестрельных ранений нижней челюсти
Касательные ранения нижней челюсти
Особенности клинического течения огнестрельных ранений верхней челюсти
Анатомическое строение воздухоносных костей черепа
Статистические данные об огнестрельных ранениях носа и околоносовых пазух
Клиника и диагностика огнестрельных ранений носа и околоносовых пазух
Особенности клинического течения огнестрельных ранений ЛОР-органов
Огнестрельные ранения уха
Клиника и диагностика огнестрельных ранений уха
Анатомическое строение шеи
Шейный отдел позвоночника
Органы шеи
Статистические данные об огнестрельных ранениях шеи
Клиника и диагностика огнестрельных ранений шеи
Ранения ЛОР-органов шеи
Организация оказания медицинской помощи раненным на этапах медицинской эвакуации
Первая медицинская помощь
Доврачебная помощь
Первая врачебная помощь
Квалифицированная хирургическая помощь
Специализированная хирургическая помощь
Лечение раненных в лицо
Консервативные методы постоянной иммобилизации отломков челюстей
Остеосинтез закрепления отломков челюстей
Прикрепление верхней челюсти к неповрежденным костям черепа
Фиксация верхней челюсти к костям свода черепа
Репозиция и фиксация верхней челюсти с помощью гипсовой шапочки, назубной шины и лигатур
Иммобилизация с помощью спиц Киршнера
Закрепление отломков с помощью накостных металлических минипластинок и шурупов
Скрепление отломков с помощью костного шва
Остеосинтез нижней челюсти
Закрепление отломков с помощью костного шва
Иммобилизация с помощью металлических мини-пластинок и шурупов
Закрепление отломков челюсти скобами из металла
Фиксация отломков челюсти с помощью спиц Киршнера
Репозиция и иммобилизация отломков челюсти с помощью окружающего шва
Сопоставление и закрепление отломков челюсти  с помощью S-образных и унифицированных крючков
Фиксация отломков нижней челюсти с помощью статических аппаратов
Фиксация отломков нижней челюсти с помощью компрессионных аппаратов
Остеосинтез с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Хирургическая обработка огнестрельных ран нижней челюсти
Хирургическая обработка огнестрельных ран верхней челюсти
Медикаментозная коррекция репаративной регенерации
Поэтапная оптимизация репаративной регенерации челюсти
Хирургическая обработка огнестрельных ран ЛОР-органов
Хирургическая обработка огнестрельных ран шеи
Общее консервативное лечение раненых
Местное лечение раненных в лицо, ЛОР-органы и шею
Устранение огнестрельных дефектов мягких тканей лица
Остеопластика нижней челюсти
Остеопластика с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов
Реабилитация раненных в ЛОР-органы
Осложнения при лечении раненых и исходы
Заключение, литература

Консервативные методы постоянной (лечебной) иммобилизации отломков челюстей после огнестрельных ранений
Консервативные методы скрепления отломков челюстей имеют многовековую историю, возможно, что с этого начиналась челюстнолицевая хирургия. Мы в свое время провели глубокое исследование истории челюстно-лицевой травматологии на несколько веков назад и можете поверить, она очень интересна и поучительна. Но сегодня мы коснемся очень узкого вопроса, однако эта узость нисколько не умаляет его значения. Речь пойдет о шинах, которые используют для закрепления отломков челюстей и зубов для иммобилизации сломанного альвеолярного отростка и вывихнутого зуба. Известны шины назубные, зубонадесневые, надесневые. Назубные шины обычно накладывает челюстно-лицевой хирург в операционной, перевязочной или у постели раненого. Зубонадесневые и надесневые шины изготавливает стоматолог-ортопед при непосредственном участии зубного техника.
В 1916 г. вышла книга зубного врача киевского военного госпиталя С. С. Тигерштедта «Военно-полевая система лечения и протезирования огнестрельных челюстных ранений», в которой автор обобщил свой опыт участия в войне в 1914— 1915 гг. Автором было изобретено большое количество конструкций гнутых проволочных шин и разработана технология их изготовления из алюминиевой или нейзильберовой проволоки непосредственно около раненого. Автор, намекая на шины Шредера и каучуковые лабораторные шины, справедливо указывал, что его система позволяет «быстро, без слепков, без моделей, без колец, гаек и винтов, без пайки и штамповки, без вулканизации сделать все, что нужно». Изгибание шины автор производил по зубам нижней челюсти, по зубам верхней челюсти, по гипсовой модели нижней челюсти и при помощи графического метода.
«Военно-полевая система» С. С. Тигерштедта, опираясь на большой опыт отечественной зубоврачебной и зуботехнической школ, явилась не выступать в полость рта во избежание травмирования языка.
Правильно изготовленную шину можно оценить по следующим признакам: 1) она должна касаться
каждого зуба хотя бы в одной точке и располагаться между экватором зуба и десневым краем; 2) она должна легко надеваться и сниматься с зубного ряда; 3) она не должна пружинить и защелкиваться на зубном ряду; 4) она должна быть лигатурной проволокой привязана к каждому зубу, включенному в шину, что уменьшает нагрузку на каждый зуб; 5) она не должна травмировать десневые сосочки, ткани пародонта, губу и щеки.
Необходимо помнить, что есть условия для наложения назубных проволочных шин и показания для их наложения.

Гладкая шина-скоба. Может быть наложена при условии, когда на меньшем отломке нижней челюсти имеется не менее двух, а на большем отломке располагается не менее четырех устойчивых зубов. Зубы, находящиеся в линии перелома, на конце отломка, не считаются устойчивыми, так как имеют поврежденный периодонт. Следовательно, при переломах нижней челюсти эта шина практически может быть наложена лишь на отрезке от 4┐ до ┌4.
Показаниями для наложения гладкой шины-скобы являются: 1) линейные переломы тела нижней челюсти в указанных границах без смешения отломков или с легко вправимыми отломками; 2) переломы верхней челюсти (в методах Адамса и Дингмана); 3) перелом альвеолярного отростка; 4) перелом зубов; 5) вывих зубов; 6) профилактика патологического перелома нижней челюсти после секвестрэктомии, удаления опухоли или опухолеподобного образования; 7) необходимость закрепления подвижных зубов при остром одонтогенном остеомиелите.
После изгибания гладкой шины- скобы (как указано выше) она должна быть прикреплена к зубам тонкой лигатурной проволокой. Для этого берут отрезок проволоки длиной 10 см и один его конец проводят из преддверия в полость рта через межзубный промежуток зуба, который является крайним в шине. Захватив этот конец в полости рта зажимом Бильрота, через передний межзубный промежуток выводят в преддверие рта и выравнивают по длине. После этого решают для себя, отгибать, например, задний конец лигатуры вверх, а передний вниз или наоборот. Аналогичным образом проводят лигатуры вокруг всех зубов, включенных в шину, и отгибают их концы па каждой половине челюсти одинаково. В образовавшееся между копнами лигатур пространство вводят изогнутую шину и накладывают на зубы. Подергивая за один конец лигатуры, находят для него пару и оба конца скручивают по часовой стрелке. Это можно производить крампонными щипцами или зажимом Бильрота, захватив проволоку на расстоянии 2—3 см от шины. Излишек проволоки срезают ножницами, оставляя кончик длиной 0,5 см, который подгибают, располагая над десной выше или ниже шины. Скрутив и подогнув все лигатуры, проверяют пальцем отсутствие травмирующих слизистую оболочку торчащих концов проволоки. Также убеждаются, что кончики лигатур нс травмируют десну.
Для сращения сломанной челюсти, альвеолярного отростка и зуба, а также укрепления вывихнутого зуба требуется 3—5 нед. По истечении этого срока проволочные лигатуры необходимо ослабить и руками проверить подвижность поврежденного органа. Если консолидация произошла, то ослабленные лигатуры коротко рассекают с одного конца и, потянув за другой, удаляют. После снятия шипы десну обрабатывают крупным достижением русской науки и совершила революцию в отечественной и зарубежной челюстнолицевой травматологии. Она очень быстро была принята специалистами, так как изготовление шин отличалось относительно малой травматичностью пародонта, простотой исполнения, высокой эффективностью и дешевизной используемых материалов.
Среди множества предлагавшихся С. С. Тигерштедтом шин испытание временем выдержали и широко применяются сейчас лишь гладкая шина-скоба, шина с распорочным изгибом и шины с зацепными петлями.
Принцип действия шин очень необычен. Они удерживают отломки челюсти посредством корней зубов, коронки которых они фиксируют, т. е. назубные и зубонадесневые шины объединяют коронки зубов в единую неподвижную конструкцию и корнями этих зубов удерживают отломки челюсти.
Для изгибания шины и скрепления отломков с ее помощью необходимы следующие материалы и инструменты: алюминиевая проволока сечением 1,8—2,0 мм, бронзоалюминиевая проволока сечением 0,5— 0,6 мм, крампонные щипцы, ножницы для резания металла, напильник с мелкой насечкой, зажим Бильрота, анатомический пинцет.
При изгибании любой из названных выше шин необходимо соблюдать целый ряд условий: 1) перед изготовлением шины необходимо произвести проводниковую или стволовую анестезию и снять зубные отложения; 2) при переломе в пределах зубного ряда отломки репонируют и временно закрепляют лигатурной проволокой, наложенной на зубы, стоящие в области перелома; 3) изготовление шины следует начинать с изгибания крючка на последний зуб слева*, этот крючок на оральной поверхности должен заканчиваться на середине коронки зуба и должен быть заточен напильником «заподлицо» для исключения травмы языка; 4) крампонные щипцы, находящиеся в правой руке, всегда располагают на границе изогнутой шины и заготовки (еще не изогнутой проволоки), которую изгибают пальцами левой руки; 5) проволоку захватывают щипцами в последней точке прикасания ее к зубу и, сняв с зубной дуги, пригибают к следующему зубу;

  1. заготовку изгибают в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной, памятуя о кривой Шпейе;
  2. примеривая шину после очередного пригибания, рекомендуется придерживать ее одним пальцем только у последнего зуба, на который изогнут крючок, а не за выступающий изо рта конец, так как врач невольно может придавать ей неправильное положение на зубной дуге и последующее изгибание проволоки может быть ошибочным;
  3. если после очередного пригибания заготовки к зубу уже изогнутая шина вдруг перестала прикасаться к зубам, — это значит, что пригибание слишком велико и необходимо заготовку слегка отогнуть наружу в точке последнего пригибания;
  4. при изгибании шины на правой стороне челюсти необходимо отмерить на длинном конце заготовки отрезок, равный по длине оставшейся зубной дуги, и в этом месте изогнуть заготовку на 180° — это сохраняет запас проволоки и не препятствует введению шины в рот;

Здесь и ниже описание изгибания шин и роли каждой руки дано для правшей, левши должны все делать наоборот.

  1. заканчивать изгибание шины можно крючком (как описано выше) или шипом, который должен иметь клиновидную форму, легко входить в межзубный промежуток и

3 % раствором перекиси водорода и 1% спиртовым раствором йода. В случае обнаружения подвижности срок иммобилизации продляют на 2 нед.

Шина-скоба с распорочным изгибом. Была предложена С. С. Тигерштедтом для иммобилизации нижней челюсти при наличии огнестрельного дефекта ее тела. Распорочный изгиб был ему необходим для предотвращения смещения отломков челюсти в сторону огнестрельного дефекта и возникновения деформации челюсти, зубной дуги и лица в целом. Со временем функции этой шины несколько расширились. Условия для наложения шины с распорочным изгибом такие же, как и гладкой шины-скобы, т. е. на малом и большом отломках должно быть достаточное число устойчивых зубов. Наложение шины-скобы с распорочным изгибом показано при: 1) наличии дефекта тела нижней челюсти (огнестрельного, послеоперационного, гнойно-некротического) и 2) линейном переломе без смешения или легко вправимом переломе тела нижней челюсти в области дефекта зубною ряда. В последнем случае распорка нужна для предотвращения наклона отломков в сторону дефекта зубного ряда, так как это приводит к сужению зубной дуги, нарушению нормального фиссурно-бугоркового контакта зубов и образованию ложного дефекта кости треугольной формы по краю челюсти. Последнее замедляет срашение отломков, уменьшает высоту челюсти, извращает ее кривизну и делает менее прочной. Отсюда ясно, что делать распорочный изгиб в дефект зубного ряда при отсутствии в этом месте перелома не следует.
Эту шину готовят так же, как описано выше, отличие состоит в необходимости изготовить распорочный изгиб, который имеет два плеча, упирающиеся в коронки зубов, ограничивающие дефект, и промежуточную часть. При изгибании распорочного изгиба шину захватывают щипцами на уровне той поверхности коронки зуба, которая обращена в сторону дефекта зубного ряда. Отогнув заготовку от себя на 90°, перемещают щипцы по заготовке к ее концу на 2—3 см и отгибают проволоку на себя, чтобы шину можно было ввести в рот. Шину накладывают на зубы и контролируют правильность изгиба плеча распорочного изгиба; при необходимости вносят коррекцию. На заготовке на уровне язычной поверхности коронки опорною зуба напильником или другим острым инструментом делают отметку и шину извлекают изо рта. Захватив заготовку щипцами на расстоянии 2 мм кнаружи от отметки, изгибают проволоку под углом 90°. Таким образом изготавливают опорное плечо, длина которого должна быть равна ширине коронки опорного зуба. Если бы щипцы не были смещены вестибулярно от сделанной отметки, то опорное плечо было бы длиннее и выступало бы в рот на толщину проволоки — 2 мм. Это нежелательно, так как происходит травма языка вплоть до образования пролежневых язв. Заготовку изгибают, следуя кривизне альвеолярного гребня, до язычной поверхности зуба, стоящею на другой стороне дефекта зубною ряда. Необходимо следить, чтобы промежуточная часть распорочного изгиба не выступала в полость рта или его преддверие, а находилась в пределах ширины альвеолярной части челюсти. Всякое выстояние промежуточной части за пределы ширины альвеолярной части чревато образованием пролежней на языке или губе. На уровне коронки зуба, которого достигла промежуточная часть, вновь делают отметку, извлекают шину изо рта и, отступив от отметки на толщину проволоки (2 мм), отгибают заготовку на себя на 90°. Шину накладывают на зубы и проверяют правильность изгиба плеча; при необходимости вносят поправки. Захватив проволоку на уровне вестибулярной поверхности зуба, плавно изгибают ее вдоль его наружной поверхности. Дальше шину изгибают известным способом и заканчивают крючком или шипом. Отломки фиксируют к шине так, как описано выше. При линейном переломе после истечения 4 нед проволочные лигатуры ослабляют и производят покачивание отломков руками. При отсутствии их подвижности лигатуры перерезают и извлекают из межзубных промежутков. Шину снимают, а зубы и десну обрабатывают 3 % раствором перекиси водорода и смазывают 1 % спиртовым раствором йода. Если обнаруживается подвижность отломков, то лигатуры вновь скручивают и иммобилизацию оставляют еще на 2 нед.
При огнестрельном дефекте нижней челюсти возможны как минимум два пути дальнейшего развития событий. Первый — раненого начинают готовить к остеопластике, выполняемой традиционным методом. Второй — раненому укрепляют на нижней челюсти КДА и с его помощью бескровно ликвидируют костный дефект.

Шины с зацепными петлями. Могут работать только в паре. Показаниями для наложения двучелюстных шин с зацепными петлями являются: 1) свежие переломы тела нижней челюсти со смещением, не поддающимся устранению руками; 2) свежие легко вправимые переломы тела нижней челюсти, когда отсутствует достаточное количество зубов на малом или большом отломке; 3) застарелые переломы, когда отломки консолидируются в порочном положении и требуют насильственной репозиции; 4) двусторонние, двойные, тройные и множественные переломы нижней челюсти; 5) переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда (угол, ветвь челюсти); 6) переломы верхней челюсти (непременно в сочетании с подбородочной пращей); 7) переломы обеих челюстей (также обязательно применение подбородочной пращи); 8) переломы нижней челюсти с дефектом кости при невозможности наложить шину с распорочным изгибом.
Условия для наложения шин с зацепными петлями: наличие не менее трех устойчивых зубов на каждом отломке челюсти.
Методика изготовления шины такая же, как двух предыдущих, но на нижней шине должны быть зацепные петли, обращенные вершиной вниз, а на верхней шине — обращенные вершиной вверх. Эти зацепные петли служат для надевания резиновых колечек с целью проведения межчелюстного вытяжения и скрепления отломков. Рекомендуется изгибать их на уровне четных зубов, но это не должно стать догмой. Высота этих петель 5—6 мм, угол наклона наружу от десны 30— 40°. Это очень важно, так как угол наклона петли определяет величину пространства между петлей и десной, достаточного для размещения резиновых колец. При узком пространстве резиновые кольца давят на десну, причиняют боль, вызывают пролежень на десне и рассасывание или секвестрацию передней стенки луночки зуба. Петли, слишком наклоненные наружу, настолько сильно травмируют слизистую оболочку губ и щек, вызывая резко болезненные пролежни и тоннели в толще мягких тканей, что больные отказываются от приема пищи и речевого общения. Кроме того, резиновые колечки плохо удерживаются на таких петлях. Однако измерить транспортиром этот угол наклона петли во рту не удается, и поэтому мы советуем использовать отрезок проволоки, из которой изгибают шину: если проволока толщиной 2 мм проходит между зацепной петлей и десной, слегка касаясь их, то наклон петли верен, если проволока не проходит или возникшее пространство значительно больше диаметра проволоки, то угол наклона ошибочен и требует коррекции.
Изгибание шины начинают с изготовления зацепного крючка на самый дальний зуб левой половины челюсти (это для правшей). Подогнав его, захватывают щипцами заготовку в месте последнего касания зуба шиной, извлекают ее изо рта, придают щипцам вертикальное положение, удерживая проволоку горизонтально, и пальцами левой руки изгибают проволоку так, чтобы она прилежала к следующему зубу и находилась в области его шейки. Наложив шину на зубы и убедившись, что она изогнута верно, на уровне заднего края коронки, выбранною для изготовления зацепной петли зуба, захватывают заготовку крампонными щипцами под углом 30° к ней. Причем ручки щипцов на нижней челюсти должны быть обращены вверх, а на верхней — вниз. Крепко удерживая шину щипцами, ее извлекают изо рта, придают щипцам вертикальное положение и первым пальцем левой руки, расположив его вплотную к щипцам, отгибают конец заготовки от себя на 90°. Удерживая заготовку левой рукой, перемещают щечки щипцов на другую сторону образованного угла и, плотно прижимая проволоку вторым пальцем левой руки к щечкам щипцов, сгибают проволоку на себя, т. е. на 180°. В результате на заготовке получают петлю высотой 5—6 мм. Удерживая заготовку левой рукой, извлекают левую щечку щипцов из петли и захватывают оба плеча образованной петли на уровне горизонтальной части шины, поместив одну из щечек щипцов в образованный прямой угол. Первым пальцем левой руки отгибают заготовку от себя на 90°, перемещая ее в исходное положение*. При этом одновременно сближают плечи петли. В результате образуется зацепная петля. Шину помещают на зубы и проверяют наклон петли, подводя под нее проволоку, как это было описано выше. При ошибочном угле наклона шину снимают с зубов, захватывают и крепко сжимают щипцами перед петлей. Поворачивая петлю вдоль оси шины в нужном направлении, уменьшают или увеличивают угол ее наклона. Откладывать эту процедуру и продолжать изгибание шины ни в коем случае нельзя, так как коррекция наклона зацепных петель на уже изогнутой шине всегда приводит к большой деформации шины, которая требует много времени и солидного опыта для ее восстановления. Следуя описанной технике, шину и зацепные петли изгибают до средней линии. Миновав ее, для изгибания зацепных метель щипцы следует накладывать на заготовку не позади нужного зуба, а впереди нею. Заканчивают изгибание шины крючком или шипом. К зубам шину фиксируют описанным выше способом. Затем приступают к изготовлению шины на другую челюсть.
*При изготовлении шины на зубы верхней челюсти первое отгибание конца заготовки на 90° делают к себе, а не от себя, второе отгибание на 180° делают от себя, а третье отгибание на 90° — на себя, т. е. все наоборот.
Если при переломе тела нижней челюсти отломки сопоставить руками не удается, то на каждый из отломков должна быть изогнута отдельная шина. После наложения резиновых колечек каждый из отломков репонируют отдельно. Иногда при большом вертикальном смешении одного из них на выстоящий отломок необходимо наложить пелот из жесткой резиновой пробки или быстротвердеющей пластмассы, обязательно привязав ею к шине или зубу.
Некоторые рекомендуют через несколько дней после адаптации репетированных отломков снять резиновые колечки, изогнуть и закрепить на зубах гладкую шину- скобу. Мы не рекомендуем этого делать, так как эта очень утомительная для врача и больного процедура далеко не всегда заканчивается удачно: шину можно удовлетворительно изогнуть, но привязать ее к зубам — задача очень часто неразрешимая. Сращение пойдет успешнее, если в области перелома резиновые колечки наложить крест-накрест и создать небольшую компрессию отломков.
Как показывает наш опыт, после огнестрельных ранений чаше всего используют бимаксиллярные шины с зацепными петлями. Причем обычно их приходится накладывать в операционной после хирургической обработки костной раны, когда становится понятно, что же осталось от челюсти. Это, безусловно, удлиняет пребывание раненого на операционном столе, но иначе нельзя, так как одно из положений военно-медицинской доктрины требует сначала произвести репозицию (перемещение отломков в их нормальное анатомическое положение) и закрепление отломков челюсти и только затем зашить рану в полости рта и снаружи. И действительно, если зашить рану до репозиции отломков, то при попытке их репонировать руками или с помощью резиновых колечек это либо не получится вследствие удержания их тканями, либо зашитые ткани будут разорваны и рана раскроется. Однако очень часто после репозиции отломков обнаруживается дефект не только костной, но и мягких тканей и рану зашить не удается, несмотря на использование приемов пластической хирургии. Рану тампонируют марлей с антисептиком и надевают резиновые колечки на зацепные петли шин.
При переломах челюсти без дефекта кости резиновые колечки с шин могут быть сняты через 4— 5 нед и больному может быть разрешено пережевывание мягкой пищи. Если через 2—3 сут смещения отломков не произойдет, шины можно снять, как описано выше. При огнестрельных переломах с дефектом кости двучелюстные шины с зацепными петлями используют до заживления ран и срастания отломков линейного отраженного перелома, а затем изготавливают пластмассовую наддесневую или зубонадесневую шину и начинают готовить раненого к остеопластике.
Ленточная шина. Была предложена В. С. Васильевым в 1967 г. Она представляет собой, как явствует из названия, достаточно мягкую штампованную металлическую ленту из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм, шириной 2,3 мм и длиной 134 мм с зацепными выступами для надевания резиновых колечек. Изгибание и укрепление ее на зубах требует значительно меньше времени, чем гнутые проволочные шины. Так как шина может быть изогнута только в одной плоскости, она не соответствует кривой Шпейе и поэтому часто травмирует десну в области премоляров и моляров. Короткие коронки зубов и глубокий прикус часто являются препятствием для использования этой шины. Резиновые колечки часто разрезаются острыми краями зацепных крючков.
Прообразом стандартных ленточных шин, очевидно, послужили шины Винтера, которые представляют собой стальную проволоку длиной 4 м, диаметром около 1 мм с зацепными выступами через 1 см. Проволока скручена в моток и аккуратно упакована в плоский металлический контейнер. Врач отрезает от мотка проволоки необходимой длины кусок шины, придает ему дугообразную форму, помешает на зубную дугу и привязывает к зубам тонкой стальной проволокой. Эта шина очень популярна на Западе. Эта популярность нам стала понятна после того, как мы прочли в учебнике по хирургической стоматологии Cruger (1981), что индивидуальные проволочные шины может изогнуть только зубной техник со стажем работы не менее 10 лет. В нашей стране это прекрасно делают челюстно-лицевые хирурги и хирурги-стоматологи.
Зубонадесневые и надесневые шины лабораторного изготовления используют для удержания отломков в правильном положении в период рубцевания раны. Эти шины призваны препятствовать стягиванию отломков рубцами в сторону костного дефекта, что приводит к нарушению прикуса, деформации лица и осложняет проведение костно-пластических операций. Для изготовления этих шин снимают слепки с зубов обеих челюстей, отливают гипсовые модели и моделируют шину как съемный зубной протез. Заменив воск пластмассой, ее варяг, а готовую шину полируют и припасовывают во рту раненого.



 
« Общая онкология   Оперативная хирургия детского возраста »