Начало >> Статьи >> Архивы >> Ошибки и опасности в хирургии детского возраста

Заключение - Ошибки и опасности в хирургии детского возраста

Оглавление
Ошибки и опасности в хирургии детского возраста
Общие вопросы изучения врачебных ошибок
Условия, способствующие возникновению ошибок
Выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения
Ошибки и опасности в хирургии периода новорожденности
Ошибки и опасности периода новорожденности - акушеры-гинекологи и педиатры родильных домов
Ошибки и опасности периода новорожденности - хирурги
Ошибки и опасности периода новорожденности - пищеварительная система
Ошибки и опасности периода новорожденности - дыхательная система
Ошибки и опасности периода новорожденности - выводы
Острые заболевания органов брюшной полости у детей
Острый аппендицит у детей
Дивертикул Меккеля у детей
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки первого звена
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки второго звена
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки третьего звена
Стафилококковая деструкция легких у детей
Инородные тела дыхательных путей у детей
Хронические нагноительные заболевания легких у детей
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки рентгенологов
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - лечебно-тактические ошибки
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки хирургов общехирургических отделений
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки хирургов специализированных отделений
Ошибки в диагностике и лечении хронических нагноительных заболеваний легких у детей
Некоторые гнойные заболевания детского возраста - ошибки антибактериальной терапии
Некоторые гнойные заболевания детского возраста - ошибки при катетеризации магистральных вен
Ошибки в диагностике и лечении гнойно-септических заболеваний
Ошибки в урологии детского возраста
Характеристика врожденных обструктивных заболеваний органов мочевыведения
Ошибки в диагностике некоторых урологических заболеваний у детей
Ошибки и опасности в анестезиологии детского возраста
Ошибки поведения медперсонала в анестезиологическом отделении
Заключение
Литература

Эта книга посвящена одной из самых нелегких проблем детской хирургии — анализу допущенных ошибок. Основой ее послужили материалы направленного изучения ошибок, проводившегося в течение 10 лет в зоне Казанского межреспубликанского центра детской хирургии. Однако каждая глава отражает и личный опыт автора: просчеты, которые приходилось наблюдать, анализировать, наконец, совершать. Работа над монографией вызвала в памяти тяжкие неудачи, мучительные сомнения, допущенные ошибки, наиболее яркие и показательные из которых включены в книгу. Избранная тема определила мрачные тона обсуждаемых вопросов: ошибки, просчеты, опасности, неудачи... Только глубокое убеждение в обязательности, необходимости, полезности подобного анализа заставило нас решиться на эту попытку.
Прав был С. С. Юдин, говоря о «... трагических ошибках, которые я не могу забыть десятилетиями и которые так глубоко потрясли мои сознание, чувство и совесть, что, вспоминая о них, я их снова переживаю, как вчера, как сегодня» . У каждого хирурга есть такие тягостные воспоминания, груз их нелегок. Но много тяжелее ответственность хирурга-руководителя, будь-то молодой заведующий маленьким хирургическим отделением или маститый профессор, шеф огромной клиники... К их собственным просчетам прибавляется тяжесть ошибок их младших товарищей, помощников. Не снимая с них личной ответственности, хирург-руководитель отвечает за каждую ошибку, допущенную в возглавляемом им коллективе. «... Мои ошибки или помощников, что то же самое, потому что я за них и отвечаю перед всеми», — говорит Н. М. Амосов устами героя в своей повести «Мысли и сердце».                                                              

Значение взаимопонимания нельзя переоценить — оно огромно! Отсутствие контакта превращает обследование в процедуру, мучительную для всех ее участников: напуганный ребенок кричит, отталкивая врача, издерганные болезнью ребенка родители возмущены, видя его страдания или слыша его крик, врач, остро ощущающий свою беспомощность, спешит закончить осмотр. Финал, к сожалению, однозначен: неполноценное, поспешное обследование ведет к диагностическим и лечебно-тактическим ошибкам. Нужно помнить, что проблема диагноза в педиатрии— это проблема не только специальная, но и этическая, деонтологическая.
Мы убеждены, что первый шаг к взаимопониманию врача, ребенка и родителей заложен в манерах, внешнем виде, стиле поведения врача. Неряшливо одетый, небритый, подчеркнуто усталый («я всю ночь не спал», «у меня сто таких детей, как ваш») врач вызывает антипатию, недоверие, желание обратиться к другому специалисту. Причем, бессонная ночь, проведенная на дежурстве, отнюдь не является оправданием неопрятности и неряшливости врача. В понятие истинного врачебного профессионализма входят аккуратность, подтянутость, собранность, проявляющиеся, в первую очередь, в его внешности, поведении, манерах.
Доброжелательность, приветливость врача — это важнейшее условие успеха. Прав С. Я. Долецкий, говоря о том, что детские врачи «...добрее своих коллег, ибо недоброму человеку с детьми работать нельзя». Чрезмерная суровость, недовольное выражение лица, резкий тон отнюдь не укрепляют авторитет врача, как это кажется иногда молодым коллегам, напротив, такой человек не вызывает симпатии.
Неторопливость в диагностике — верный путь к успеху. Речь идет не о ленивой медлительности, неуверенности, многословии, а о четкости, уверенной последовательности, подчеркнутом внимании. Крайне неблагоприятное впечатление производит врач, «на ходу» осматривающий ребенка, не говоря уже о том, что спешка влечет за собой серьезные упущения и ошибки. Недопустимы реплики: «Ну, скорее, я спешу в операционную!», «Мне некогда, у меня еще 25 больных!» и т. д. Родителям больного ребенка нет дела до спешки и забот врача — они справедливы в своем желании видеть его внимательным и заботливым. У врача много пациентов, но для больного ребенка и его родителей, обратившихся за помощью, сейчас существует только один конкретный врач.
Первый шаг к больному ребенку может оказаться первым шагом к диагнозу или от него. Общаясь с детьми, нельзя предавать забвению общие принципы медицинской деонтологии — дети видят и понимают очень многое, и неосторожное выражение может нанести им серьезную психическую травму. Достаточно вслух сказать о деформации груди, сутулости, дефектах осанки и т. д., и врач не только глубоко ранит душу ребенка, но и оттолкнет его от себя!
Детскому врачу приходится иметь дело не с одним, а с тремя больными — больным ребенком и «больными» родителями. Опасность, угрожающая самому дорогому и близкому существу, выбивает человека из обычной колеи, вызывает неожиданные и недопустимые в других обстоятельствах поступки, тон, выражения. Молодость врача, торопливость, недостаток внимания, иногда кажущийся, — все это вызывает раздражение родителей.
Хирург осмотрел ребенка в приемном покое и, ожидая результатов анализа крови, в присутствии родителей обменивается с коллегой впечатлениями о футбольном матче. Следует жалоба на легкомыслие, отсутствие внимания к ребенку, неоправданную задержку операции («час болтали о футболе, а потом только приняли сына в отделение»). Формально медицинского нарушения нет—все было сделано вовремя и правильно, но грубо нарушена элементарная этика — родители с полным правом ждут, что врач все мысли, все внимание направит на распознавание и лечение болезни у их ребенка. Внимание. Терпение и терпимость. Понимание и сопереживание. Эти качества необходимы детскому врачу при беседе с родителями больного ребенка.
Врач — прежде всего интеллигентный человек. Он должен быстро найти правильную линию поведения с родителями, учесть их состояние, интеллект, суметь получить от них нужные сведения о болезни ребенка, расположить их к себе, объяснить и обосновать необходимость избранной лечебной тактики.
Врач и родители — единомышленники и союзники в борьбе за здоровье и жизнь ребенка. К сожалению, иногда столь желаемый контакт отсутствует, причем, чаще всего виноват недостаточно внимательный, недостаточно тактичный, недостаточно терпимый или попросту недостаточно культурный врач!
Эти же качества — сдержанность, тактичность, объективность и корректность — необходимы и при анализе ошибок.
Разбирая причины ошибок, выступая на клинико-анатомических конференциях, наказывая при необходимости виновных, необходимо помнить, что«... дело не в том, чтобы обвинить или защитить, а в попытке на основе самокритики вскрыть причины неправильной диагностики заболеваний с целью изжития таких ошибок в будущем» .
Мы заканчиваем эту книгу словами Бильрота: "Только слабые духом, хвастливые болтуны и утомленные жизнью боятся открыто высказаться о своих ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не будет иметь страха перед сознанием своей ошибки".



 
« Ошибки диагностики психических заболеваний   Патологическая анатомия и патогенез психических заболеваний »