Начало >> Статьи >> Архивы >> Ошибки и опасности в хирургии детского возраста

Выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения - Ошибки и опасности в хирургии детского возраста

Оглавление
Ошибки и опасности в хирургии детского возраста
Общие вопросы изучения врачебных ошибок
Условия, способствующие возникновению ошибок
Выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения
Ошибки и опасности в хирургии периода новорожденности
Ошибки и опасности периода новорожденности - акушеры-гинекологи и педиатры родильных домов
Ошибки и опасности периода новорожденности - хирурги
Ошибки и опасности периода новорожденности - пищеварительная система
Ошибки и опасности периода новорожденности - дыхательная система
Ошибки и опасности периода новорожденности - выводы
Острые заболевания органов брюшной полости у детей
Острый аппендицит у детей
Дивертикул Меккеля у детей
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки первого звена
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки второго звена
Неотложная пульмонология детского возраста - ошибки третьего звена
Стафилококковая деструкция легких у детей
Инородные тела дыхательных путей у детей
Хронические нагноительные заболевания легких у детей
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки рентгенологов
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - лечебно-тактические ошибки
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки хирургов общехирургических отделений
Хронические нагноительные заболевания легких у детей - ошибки хирургов специализированных отделений
Ошибки в диагностике и лечении хронических нагноительных заболеваний легких у детей
Некоторые гнойные заболевания детского возраста - ошибки антибактериальной терапии
Некоторые гнойные заболевания детского возраста - ошибки при катетеризации магистральных вен
Ошибки в диагностике и лечении гнойно-септических заболеваний
Ошибки в урологии детского возраста
Характеристика врожденных обструктивных заболеваний органов мочевыведения
Ошибки в диагностике некоторых урологических заболеваний у детей
Ошибки и опасности в анестезиологии детского возраста
Ошибки поведения медперсонала в анестезиологическом отделении
Заключение
Литература

Необходимо предостеречь от другой крайности. Иногда можно столкнуться с такой точкой зрения: «Если больной умер, значит где-то была допущена ошибка, кто-то должен быть наказан». Несостоятельность этого суждения бесспорна: к сожалению, медицина не всесильна, наши возможности в лечении некоторых заболеваний ограничены, и находить во что бы то ни стало в каждом случае смерти виновного — неблагодарное и неблагородное занятие. Более того, незаслуженные наказания в итоге неизбежно оборачиваются обесцениванием административных взысканий. Основной целью анализа врачебных ошибок является не обнаружение «виноватого», а выявление причины ошибки, поиск путей предупреждения и устранения ее. «Ошибка требует не наказания, а исправления, предупреждающего повторения ошибки».
Таким образом, анализу должны подвергаться все врачебные ошибки, а не только те, которые повлекли непосредственный значительный ущерб здоровью больного. Каждая врачебная ошибка должна стать предметом серьезного обсуждения в коллективе, результаты изучения ошибок подлежат обобщению и широкому обсуждению с участием всех заинтересованных лиц. Применительно к отделениям детской хирургии формами обсуждения ошибок являются утренние рапорты и «пятиминутки» (обсуждение просчетов дежурных врачей), ежедневный анализ итогов операций (обсуждение допущенных ошибок), клинико-анатомические конференции, совместные совещания детских хирургов с анестезиологами (обсуждение погрешностей обезболивания, предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных) и т. д. Мы придаем большое значение воспитательному характеру принципиального анализа ошибок всех сотрудников клиники. На подобных обсуждениях всегда присутствуют студенты-субординаторы, интерны. Более того, ежегодно мы читаем студентам 5-го курса итоговую лекцию «Ошибки в детской хирургии», в которой проводим анализ наших ошибок и просчетов за последний год. Эта идея заимствована у нашего учителя — профессора С. Л. Либова. Прошли десятилетия, но и сегодня живы в памяти его предельно принципиальные и откровенные лекции, его жесткая и честная оценка собственных ошибок. Нужно подчеркнуть, что истинная польза от изучения ошибок будет только в том случае, если первым, самым придирчивым, самым настойчивым исследователем будет сам врач, допустивший ошибку. Именно он может и должен путем обстоятельного анализа найти истинные причины ошибки, обнаружить подчас недоступные постороннему глазу нюансы и детали, задуматься над тем, как избежать таких ошибок в дальнейшем и как предостеречь от них коллег. «...Я положил себе за правило... не скрывать от моих учеников и, если не сейчас же, то потом и немедля открывать перед ними сделанную мною ошибку — будет ли она в диагнозе или в лечении болезни... Я хочу... путем правдивого, открытого признания в своих ошибках и посредством раскрытия запутанного механизма их избавить своих учеников и начинающих врачей от повторения их».
Старая пословица гласит: «На ошибках учатся». Бисмарку приписывают слова: «На своих ошибках учатся только глупцы, умные учатся на чужих ошибках». По-видимому, каждый врач должен учиться на ошибках своих и чужих, учить на своих ошибках коллег, имея целью уменьшение числа просчетов в распознавании и лечении болезней.
Опыт работы Казанского межреспубликанского центра детской хирургии подтверждает реальную возможность эффективного предупреждения многих врачебных ошибок. Тщательный многолетний анализ убедил нас в явном, решающем преобладании субъективных причин, что позволило выработать конкретную схему мероприятий, направленных на профилактику ошибок:

  1. Систематическое повышение специальной квалификации педиатров, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов и хирургов общего профиля в вопросах детской хирургии.

Мы имеем в виду плановое проведение постоянно действующих семинаров, декадников, межобластных и межрайонных конференций и совещаний, осуществление консультативных приемов с участием врачей данного района и т. д. Немалую роль играет и привлечение указанных специалистов на кратковременную специализацию на рабочем месте в клинике или отделении детской хирургии.

  1. Укрепление специализированной детской хирургической службы.

Подготовка молодых специалистов, организация специализированных приемов в поликлиниках, выделение в больницах детских хирургических коек и специализированных отделений, обслуживаемых детскими хирургами и анестезиологами, повышение квалификации этих специалистов на рабочих местах, через систему институтов усовершенствования врачей, в клинической ординатуре и т. д.— все это способствует созданию и укреплению единой специализированной службы.

  1. Укрепление деловых контактов и преемственности между различными специалистами: педиатрами, акушерами-гинекологами, хирургами общего профиля, детскими хирургами, рентгенологами, анестезиологами, реаниматологами.

Дело в том, что отсутствие единства взглядов на генез, диагностику и принципы лечения того или иного заболевания неизбежно ведет к различным диагностическим и лечебно-тактическим просчетам. Совместное обсуждение спорных вопросов, разработка единых принципиальных положений и рекомендаций, обеспечение преемственности между всеми звеньями медицинской службы — таковы пути реализации этой проблемы.

  1. Постоянный, систематический анализ всех ошибок во всех звеньях медицинской службы. Пути осуществления такого анализа обсуждены выше.

Осуществляя вышеперечисленные меры на протяжении 10 лет, мы убедились в их эффективности. Значительно уменьшилось число диагностических и лечебно-тактических ошибок, почти полностью исчезли грубые, вопиющие просчеты, обусловленные безграмотностью врачей в вопросах детской хирургии. Единичные примеры подобных ошибок, приведенные в книге, относятся к периоду становления детской хирургии в нашей зоне.
Показателем эффективности проведенной работы является почти полное исчезновение запущенных форм хронических нагноений легких, хронического остеомиелита, хронического пиелонефрита и т. д. Все эти заболевания выявляются значительно раньше. Исключение стали представлять случаи позднего поступления в клинику детей с врожденными пороками развития желудочно-кишечного тракта. Все чаще к нам направляют детей со стафилококковой деструкцией легких до возникновения плевральных осложнений. Все это положительно сказывается на результатах и сроках лечения.
Таким образом, углубленный направленный анализ врачебных ошибок дает, как нам кажется, повод для оптимизма, открывая конкретные пути предупреждения и уменьшения числа подобных просчетов и неудач.



 
« Ошибки диагностики психических заболеваний   Патологическая анатомия и патогенез психических заболеваний »