Начало >> Статьи >> Архивы >> Основы педиатрии

Пограничные состояния новорожденных - Основы педиатрии

Оглавление
Основы педиатрии
Функция кожи у детей
Методика исследования кожи и подкожной клетчатки у детей
Гнойно-воспалительные поражения кожи
Лимфатическая система
Костный аппарат
Мышечная система
Органы дыхания
Топография легких у детей
Сердечно-сосудистая система
Аускультация сердца
Характеристика врожденных потоков сердца
Диагностика и лечение врожденных потоков сердца
Электрокардиография
Фонокардиографическое исследование
Почки
Методика исследования почек у детей
Основные клинические синдромы при поражении почек у детей
Органы пищеварения
Регуляция аппетита и секреции пищеварительных желез
Основные симптомы при заболеваниях ЖКТ
Методика исследования органов пищеварения
Микроскопическое исследование кала
Фиброгастродуоденоскопия и рентген органов пищеварения
Особенности печени и желчевыводящих путей
Исследование печени
Показатели метаболических процессов, связанных с особенностями развития печени
Воспалительные процессы, инфекции и их роль в развитии гепатомегалии
Поджелудочная железа
Органы кроветворения
Нарушение утилизации железа и патология красной крови
Лейкоциты
Патологические синдромы  и заболевания в гематологии
Коагулопатии
Иммунокомпетентные клетки и их взаимодействие
Рост и развитие ребенка в различные периоды
Пограничные состояния новорожденных
Принципы вскармливания
Особенности вскармливания недоношенных детей
Формирование статических и психосоматических функций у доношенного ребенка на первом году жизни
Рост, развитие и питание детей

Период адаптации новорожденного к внеутробной жизни сопровождается мощным стрессом, пережить который обязан каждый ребенок. Чем тяжелее протекает беременность, тем тяжелее будет проходить адаптация ребенка к новым условиям его существования.
Первоначальная (физиологическая) убыль массы тела наблюдается практически у всех новорожденных и составляет в первые 2-3 дня не более 5 % от первоначальной массы. Убыль массы обусловлена потерей жидкости с дыханием, отхождением первородного кала, мочи, недостаточным поступлением пищи и воды в первые дни жизни. У большинства новорожденных, яри неотягощенных родах, масса тела восстанавливается к 8-10 дню.
Физиологическая эритема (катар) кожи новорожденного проявляется ярко красной гиперемией после удаления первородной смазки. Физиологическая эритема в норме длится 3-4 дня. После исчезновения физиологической эритемы наступает отрубевидное шелушение, которое держится 4-5 дней, в некоторых случаях до недели. В дальнейшем ярко розовые кожные покровы обусловлены тонким слоем эпидермиса и дермы, обилием сосудистых коллатералей, капиллярных анастомозов. Постепенно кожа ребенка приобретает бледно-розовую окраску, которая сохраняется до конца года.
Физиологическая  желтухa — характеризуется желтушным окрашиванием кожных покровов новорожденного на 2-3 день жизни. Появление физиологической желтухи связано с гемолизом фетальных эритроцитов и выделением повышенного количества непрямого билирубина. Превращение непрямого билирубина в прямой происходит в печени при участии фермента глюкуронилтрансферазы. В связи с тем, что весь непрямой билирубин в первые дни жизни новорожденного печень не в состоянии перевести в прямой, а гемолиз эритроцитов продолжается, в первые 5-7 дней внеутробной жизни происходит накопление непрямого билирубина и за счет этого — прокрашивание кожи в желтый цвет. Следовательно основным фактором физиологической желтухи является незрелость печеночной ткани плюс гемолиз фетальных эритроцитов. У доношенных новорожденных физиологическая желтуха заканчивается на 7-8 день жизни, реже к десятому. У недоношенных новорожденных физиологическая желтуха может держаться до месяца. Если срок ее удлиняется больше месяца, говорят о затянувшейся желтухе и необходимо выяснить ее причину. Общее состояние при физиологической желтухе у новорожденных не нарушается, лечение не проводится.
Токсическая эритема у новорожденных характеризуется наличием на коже полиморфных пятнисто-папулезных высыпаний, которые появляются на 4-5 день жизни, располагаются на коже лица, туловища, конечностей, ягодиц, волосистой части головы. Большинство неонатологов склонны думать об аллергической ее природе. Проходит токсическая эритема в течение 2-3 суток, лечения не требует, т.к. общий статус ребенка практически не страдает.
Половой  криз характеризуется увеличением молочных желез независимо от пола ребенка и появлением кровянистых выделений из влагалища девочек. Появляется половой криз чаще в конце первой недели жизни, иногда на 8-10 день появляется секрет подобный молоку из молочных желез. Нагрубание молочных желез новорожденного не сопровождается нарушением состояния, лечения не требует. Объяснение полового криза связано с освобождением организма ребенка от материнских эстрогенов.
Телеангиэктазии— плоские малиново-красные пятна, неправильной формы, располагающиеся на затылке, лбу, в области век. Образование телеангиэктазий связано с расширением кожных капилляров (возможно при длительном стоянии головки в проходе родовых путей, прижатием к костной основе и развитием местного гемостаза и расширением стенки капилляров). В течение первых 2-3 лет жизни эти телеангиэктазии, как правило, проходят вследствие запустевания капилляров и утолщения эпидермиса и дермы.
Гемангиомы представляют собой опухолевидные образования, состоящие из сосудов. Как правило, возвышаются над поверхностью кожи, имеют вишнёво-багровый цвет, размеры и локализация самые разнообразные (лицо, половые органы, туловище, спина, конечности). С ростом ребенка имеется тенденция к увеличению в размерах. Гемангиомы бывают плоские и кавернозные, могут быть наполнены кровью, склонны к кровотечениям, изъязвлениям, требуют удаления.
Оценивая состояние и развитие новорожденного, необходимо обращать внимание на конституциональные особенности. Могут иметь место отклонения развития органов и систем с функциональной недостаточностью, либо в виде косметических дефектов. Одни выявляются в виде врожденных пороков развития, либо в виде стигмы дисэмбриогенеза. Если отклонения в развитии органов или частей тела не влияют на нормальную функциональную деятельность органа, их относят к стигмам дисэмбриогенеза. Количество стигм при этом не должно быть больше 7. Если же количество превышает 7, возникают подозрения на диспластический статус или какой-либо синдромный диагноз.
Изучение стигматизации новорожденного необходимо проводить путем сравнения особенностей стигматизации его и родителей, а также ближайших родственников. Наблюдается определенный параллелизм между степенью стигматизации ребенка и родителей, а также степенью отклонения функции отдельных органов и систем.
Диспластические конституциональные нарушения весьма разнообразны, что создает определенные трудности при их клинической оценке, т.к. в одних случаях стигмы будут укладываться в вариант нормы (глубокие глаза и сросшиеся брови, широкая переносица и раздвоенный подбородок), а в других случаях стигмы будут являться симптомом какого-либо заболевания или даже самостоятельным синдромом. В связи с этим приводится перечень диспластических стигм:

  1. Шея и туловище:
  2. короткая шея, крыловидные складки;
  3. короткие ключицы;
  4. воронкообразная грудная клетка;
  5. «куриная грудь»;
  6. короткая грудина;
  7. множественные соски;
  8. асимметрия сосков;
  9. плоская грудная клетка.

II. Кожа и волосы:

  1. гипертрихоз;
  2. пятна кофейного цвета;
  3. родимые пятна;
  4. обесцвеченные участки кожи;
  5. низкий рост волос;
  6. обратный рост волос;
  7. очаговая депигментация;
  8. тонкие паклеподобные волосы.

III. Голова, лицо:

  1. большой череп;
  2. башенный череп;
  3. плоский затылок;
  4. узкий лоб;
  5. плоский профиль лица;
  6. вдавленная переносица;
  7. широкая переносица;
  8. искривление носовой перегородки;
  9. раздвоение подбородка;
  10. клиновидный подбородок;
  11. резко выступающие надбровные дуги;
  12. гипоплазия нижней челюсти;
  13. большая нижняя челюсть;
  14. скошенный подбородок.

IV. Глаза:

  1. микрофтальмия;
  2. макрофтальмия;
  3. колобома радужки;
  4. косой разрез глаз;
  5. эпикантус («третье веко»);
  6. экзофтальм;
  7. голубые склеры;
  8. катаракта;
  9. разный цвет глаз;
  10. разная ширина глазных щелей.
  11. Рот, язык, губы:
  12. губы с бороздами;
  13. аномалии прикуса;
  14. сверхкомплектные зубы ( в два ряда);
  15. пилообразные зубы;
  16. рост зубов внутрь;
  17. узкое, готическое небо;
  18. редкие зубы;
  19. широкая щель между центральными резцами;
  20. раздвоение кончика языка;
  21. короткая уздечка языка;
  22. большой язык (макроглоссия);
  23. маленький язык (микроглоссия);
  24. низко приросшая уздечка верхней губы,
  25. Уши:
  26. высокое расположение;
  27. низкое расположение;
  28. большие уши;
  29. добавочные рудименты;
  30. мясистые ушные раковины;
  31. приросшие уши;
  32. отсутствие мочек.
  33. Позвоночник:
  34. добавочные ребра;
  35. сколиоз;
  36. сращение позвонков;
  37. расщепление позвонков.

VIII. Руки:

  1. короткие кисти;
  2. изогнутые концевые фаланги;
  3. увеличение кожных межпальцевых складок;
  4.  короткий мизинец, не достигающий первой фаланги безымянного пальца;
  5. искривление мизинца;
  6. полидактилия;
  7. синдактилия;
  8. олигодактилия (недостаток пальцев);
  9. поперечная ладонная складка.
  10. Ноги:
  11. плоскостопие;
  12. увеличение второго пальца стопы;
  13. синдактилия;
  14. сандалевидная щель;
  15. захождение I и II пальцев стопы друг на друга;
  16. искривление I и V пальцев стопы;
  17. непропорционально длинные пальцы стопы;
  18. полая стопа.
  19. Живот, половые органы:
  20. неправильное расположение пупка;
  21. широкое пупочное кольцо;
  22. расхождение прямых мышц живота;
  23. грыжа;
  24. крипторхизм;
  25. недоразвитие мошонки, половых губ;
  26. детская матка.

Различные микроаномалии могут быть причиной вторичных морфофункциональных нарушений (аномалии прикуса, нарушающие жевание, что послужит формированию нарушения функции желудка и двенадцатиперстной кишки), плоскостопие сопровождается повышенной утомляемостью ступни при ходьбе, нарушением походки. Таким образом, все это обосновывает необходимость тщательного осмотра ребенка, анализа его гениалогического анамнеза и правильной трактовки полученных данных.



 
« Основы иммунологии   Основы практической урологии детского возраста »