Начало >> Статьи >> Архивы >> После перенесенного инсульта

Восстановление понимания речи - После перенесенного инсульта

Оглавление
После перенесенного инсульта
Что необходимо знать об инсульте?
Как помочь больному в первые дни после инсульта
Как восстановить движения
Активная гимнастика
Как обучить сидеть, стоять, ходить
О восстановлении двигательных навыков
Как восстановить речь, чтение и письмо
Восстановление речевых функций при афазии
Восстановление навыков письма при афазии
Восстановление понимания речи
Преодоление артикуляционных расстройств
Рекомендации для психической и социальной адаптации

При всех формах афазии понимание речи в той или иной степени постепенно восстанавливается не только под влиянием логопедических занятий, но и в результате ежедневного общения больного
с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач. Однако не грубые, но досадные для больного нарушения понимания речи могут отмечаться еще длительное время. В этом случае что делать для улучшения понимания речи?
У неговорящих больных необходимо продолжать тренировать слуховое внимание как к отдельным словам, так и к различным звеньям предложений. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож».
Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни... расстегни... положи на... положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.
Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено — т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и тому подобное, и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетради из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.
Даже с относительно легкой степенью нарушения речи больные с сенсорной афазией также испытывают некоторые трудности в ее понимании, особенно если одновременно говорят с ними два-три человека. Родным и близким необходимо это учитывать при общении с больным.
При моторных формах афазии восстановлению понимания речи содействуют занятия устной речью: чем лучше больной произносит слова, чем легче строит предложение, тем лучше он и понимает.
У некоторых больных с моторной афазией грубо нарушено произношение даже самых простых звуков. Таким больным следует подсказывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п». Прежде чем предложить больному повторять звуки за обучающим, надо в спокойной обстановке помочь ему научиться открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, высовывать язык, надувать щеки, поднимать язык к верхним зубам.
Когда больной сможет выполнять эти действия, предлагают произнести звук «а», широко раскрыв рот, звук «у» — стянув губы в дудочку; сомкнув губы, произнести звук «м». По мере овладения произношением отдельных звуков приступают к разучиванию простых звукосочетаний и слов: ау, уа, мама, му, ум, ам. Очень важно научить больного следить за артикуляцией обучающего. Сначала больной с трудом будет находить характерные для каждого звука движения языка и губ. Для облегчения можно нарисовать ему внешнюю схему этих артикуляций: «а» — большой кружок, «у» — маленький кружок, «м» — сомкнутые губы.
Обычно, чтобы научить больного с нарушением артикуляции произносить простейшие звуки, приходится затрачивать много сил и терпения. Губы его не будут сразу подчиняться, находить нужную позицию. Освоив относительно простые звуки: «а», «у», «о», «м», приступают к упражнениям, необходимым для произнесения несколько более сложных в отношении артикуляции звуков: «в» (закусить слегка нижнюю губу), «г» (упираться языком в передние зубы так, чтобы был виден кончик языка). Из этих звуков и составляются первые простейшие слова: «тут», «там», «Тата», «Вова», «Тома», «вот». Все освоенные звуки записываются в тетрадь. Больного надо научить находить букву, соответствующую звуку, и уметь ее вслух прочесть.
Затем обучают произношению звуков «с», «п», «и», «к», «я» и других, из которых строятся несложные фразы: «я сам...», «я тут...», «я ем суп...», «я хочу пить» и т. д. Больные с нарушением артикуляции могут еще в течение долгого времени неправильно произносить некоторые звуки, а наиболее сложные из них (в артикуляционном отношении — «л», «р») опускать. Например, в слове «хо-ошо» (хорошо), «пивет» (привет). Ни больного, ни занимающегося с ним это не должно смущать. Не рекомендуется задерживать освоение активного словаря из-за того, что некоторые звуки произносятся неверно. Важно, чтобы больной начал пользоваться словами еще до того, как его произношение станет полностью правильным и свободным.
По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз, больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку.
Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова, например: «дом», «суп», «чай», «каша», «рука», «очки», «часы», «окно», имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.
Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом—дым, бак—бок, бык—бук, пить— петь, мак—рак—бак—лак, дом—ком— том—сом, рот—кот—бот—пот, мука— рука, Даша—Маша—каша—Саша, нож—ночь—нос—ноль, ком—кот—кок—кон—кол—код, пишет—пашет— пышет, наша—Наташа, бук—буква— букварь, лак—кулак, сорт—торс— рост—трос, лист—лифт. Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.
С целью восстановления представлений о звуковом составе слов рекомендуется давать задания на восстановление пропущенных букв: ян-арь, ср-да, пят-ица, в-скресенье, м-рт, Ки-в, Кр-м, Ку-ск, Таш-ент, Мурм-нск, Bo-га, Ен-сей и т. д.
С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.
При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больным, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? — Сын. Что сын делает? — Сын пишет. Что сын пишет? — Письмо. Кому он пишет? — Отцу. О чем он пишет письмо? — О своих делах».
Кроме того, восстановлению помогает нарисованная в тетради схема предложения, хорошо известная со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение (с вопросами к каждому слову). Для самостоятельной работы больному можно задавать по 5—7 упражнений на заполнение в предложении пропущенных букв, слов (предлогов, глаголов, существительных), их окончаний. Например: «Дети идут... школу. Машина стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»
Вот несколько типовых упражнений для восстановления устной речи при моторной афазии, подобные которым можно составить по школьным учебникам.
1. Вставьте пропущенные глаголы: Рассказ «Сын». Моему сыну 10 лет.
Он... в четвертом классе. После работы я всегда... с сыном. Спрашиваю его, что он сегодня... в школе, какие отметки..., на каких уроках его... к доске».
«На прогулке». В субботу мы всей семьей... за город. Дочь... с собой фотоаппарат, сын ... удочки. Мы... небольшой костер, ...уху, ... песни, ... грибы».
В конце текста пропущенные слова приводятся для справок.
2. Вставьте пропущенные предлоги: «Недалеко... деревни было большое,
глубокое озеро. Один раз два мальчика, Коля и Юра, пошли... озеро, ... берега они увидели плот».
«У нас... даче всегда весело. Дети бегают... дорожкам сада, строят... песка крепости, носят... ведерках воду и поливают... лейки цветы».
3. Допишите предложения: «Мы рады, что... Я доволен, что... Я рад, что...»
4. Составьте предложения по опорным словам: молния — башня; пруд —
ласточка; дерево — иней; пароход — пристань; птица — небо.
5. Напишите предложения со словами: проснулся, поют, готовит, гуляем, собирает, шумит, светит.
6. Подберите глаголы к словам: «часы», «поезд», «птица», «собака», «лампа», «зубы», «чемодан», «машина».
7. Составьте предложения со словами: «можно...», «нельзя...», «хорошо...», «опасно...», «вчера...», «завтра...», «быстро...», «красиво...», «редко...», «весело...», «обидно...»
8. Объясните словосочетания: развесить белье, развесить уши; смотреть кино, смотреть сквозь пальцы; повесить пальто, повесить нос; расшатать гвоздь, расшатать здоровье; завоевать уважение, завоевать страну.
9. Допишите окончания существительных: «Мальчик ушел из школ... На дерев... сидит белка. Карандаш лежит на стол... Собака убежала из конур...»
10. Ответьте на вопросы: «Куда вы идете? С кем советуется больной человек? О ком заботится мать? Сколько у вас детей? Кто ваши друзья?» и т. п.
11. Употребите фразы: «Кто там?», «Кому ты звонил?», «От кого пришло письмо?», «Что ты купил?», «Что надо купить?», «Где лежит сахар?», «Посоли суп».
Для совершенствования устной речи больному дается задание прочитать вслух небольшой (6—12 строк) рассказ, затем пересказать его с помощью наводящих вопросов, а позже и самостоятельно. Для самостоятельной работы больному задаются упражнения по составлению предложений по нескольким словам. Например, даются два слова: «машина» и «улица», с которыми нужно составить фразу: «машины едут по улице» (или «по улице едут машины»).
Степень сложности задания должна соответствовать речевым возможностям больного. Чем лучше он говорит, тем более сложный текст предлагается ему для чтения и пересказа.
Относительно хорошо говорящим больным предлагается писать сочинения, например, по темам рисунков X. Бидструпа, иллюстраций журналов «Огонек», «Крокодил», репродукций картин. Можно также предложить пересказать содержание телепередач, прочитанной статьи из журнала, газеты.
Следующим этапом по восстановлению устной речи является работа над составлением рассказов-импровизаций на заданную тему, проведение с больным бесед-диалогов. Сюжет таких бесед может быть разным: «В магазине», «В автобусе», «На почте», «В поликлинике». Содержание таких бесед (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) следует продумать и записать до занятий, заранее.
Приведем примеры таких бесед-диалогов (вопросы, обращенные к больному).
— Расскажи о своем знакомом? Кто твой знакомый? Сколько ему (ей) лет? Где он (она) работает? Где он (она) живет? Как его (ее) зовут? Какая у него (нее) семья? Как часто вы встречаетесь? Куда вы вместе ходили? Помогаете ли вы друг другу? Что любит твой знакомый? Чем он интересуется?
— Как квасят капусту? Как ее режут, шинкуют; во что ее уложат? Что кладут на крышку кадки? Зачем? Куда поставят кадку? Когда капуста будет готова?
Подобные вопросы могут предлагаться не только в устной беседе, но и для письменного ответа на них, а также в качестве плана к рассказу о том или ином человеке или событии.
В следующем типе упражнений больному дается текст, содержание которого он должен развить.
— Ты пошел в магазин, увидел нужную вещь (например, пальто), а у тебя не хватает денег. Что ты сделаешь?
— Пошел сильный дождь, а тебе надо обязательно идти к врачу. Что ты сделаешь?
— К нам сегодня придут гости. Как ты их примешь, чем займешь, как накроешь на стол?
— Представь себе, что мы пришли в театр, а на нашем месте уже кто-то сидит. Как ты будешь себя вести? Что сделаешь?
— У тебя кончилось лекарство, а оно тебе очень нужно. Что ты сделаешь?
При некоторых формах сенсорной афазии проявляется своеобразный разрыв между словами и понятиями, отражающими смысл этих слов. Такой больной может, например, правильно повторить слово «стол» и в то же время на просьбу показать, где он стоит, указать на стул или шкаф. У таких больных наблюдается и снижение так называемой слухоречевой памяти. В ответ на просьбу повторить 3—4 слова подряд, они обычно воспроизводят лишь одно-два.
Для коррекции зрительных представлений и восстановления функции называния предметов больным с такого рода нарушениями рекомендуются упражнения по срисовыванию отдельных предметов с картинок. Затем срисованные предметы просят нарисовать по памяти, обязательно со всеми их существенными отличительными признаками. Далее больному предъявляется та же картинка или сам предмет, чтобы зафиксировать его внимание на допущенных ошибках.
Для восстановления слухоречевой памяти предлагаются следующие упражнения.
Перед больным выкладывается серия предметных картинок, ему дается задание выбрать 2—3—4 предмета. Затем' он прослушивает их названия — серию (2—3—4) слов — и ищет данные изображения предметов в стопке картинок. Когда же больной начинает уже неплохо выполнять эти задания, приступают к следующему этапу восстановления. Его просят сначала повторить серию (2—3— 4 и более) слов по памяти, а затем написать их или зарисовать названные предметы (например: чайник, чашка, стол, ложка).
В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, «бегать») обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).
Часто у больных с афазией, даже при относительно легкой степени речевых расстройств, оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета, (в которых, например, употребляются предлоги — над, под, у, справа, слева, снизу). Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или
письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий.
— Похожи ли по смыслу такие слова (синонимы): «смелый», «храбрый», «мужественный»; «глупый», «неумный»; «добрый», «щедрый»; «брать», «хватать»?
Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): «новый — старый»; «высокий — низкий»; «узкий — широкий»; «добрый — злой»; «сладкий — горький»; «сильный — слабый».
— Подберите слова, определяющие качества существительных: воды, воздуха, молока, мяса, масла, лимона, лука, сахара, свеклы, картошки, полотенца, одежды, дня, ночи, зимы, лета, весны, осени, характера, настроения (например: вода чистая, холодная, ключевая, питьевая, грязная, кипяток).
— Составьте по 2 предложения со словами: «рука об руку»; «рукой подать»; «быть под рукой»; «на руках носить»; «держать себя в руках»; «ухватиться обеими руками»; «золотые руки»; «попасться под руку»; «железная рука».
— Объясните, когда употребляются следующие обороты: души не чаять; покраснеть до корней волос; спать как убитый; как свои пять пальцев; во все лопатки; во все горло; хоть глаз выколи; кот наплакал.
— Объясните, какое из предложений правильное: фонарь освещается улицей, улица освещается фонарем, море омывается берегами, берега омываются морем.
— Покажите: ручку карандашом, ручкой карандаш, карандашом ручку; ключом монету, монету ключом; пальцем шкаф, шкаф пальцем.
— Положите: ключ справа от монеты, ножницы слева от ниток; карандаш справа от ластика; ложку слева от чашки.
— Нарисуйте домик слева от елки и справа от чашки; цветок слева от стола и справа от гриба; лампу справа от карандаша и слева от стула.
— Нарисуйте домик под чашкой, чашку над карандашом, очки под стулом, стул под солнцем; цветок над елкой и под грибом; окно над шкафом и под ложкой.
— Докончите начатые предложения разными вариантами: «Она не могла поступить в институт, хотя...», «Она поступила в институт, несмотря на ...», «Если бы я нашел такси, ...», «Мы пойдем за грибами, если ...», «Девушка, которая ... работает в школе». «Пальто, которое... надо повесить в шкаф». «Когда... было уже поздно».
Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно: 1) решение несложных кроссвордов; 2) составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель», образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.); 3) обсуждение кинофильмов, спортивных передач.
Если больной желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.
Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.



 
« Пороки сердца   Практикум по нервным болезням и нейрохирургии »