Начало >> Статьи >> Архивы >> После перенесенного инсульта

Что необходимо знать об инсульте? - После перенесенного инсульта

Оглавление
После перенесенного инсульта
Что необходимо знать об инсульте?
Как помочь больному в первые дни после инсульта
Как восстановить движения
Активная гимнастика
Как обучить сидеть, стоять, ходить
О восстановлении двигательных навыков
Как восстановить речь, чтение и письмо
Восстановление речевых функций при афазии
Восстановление навыков письма при афазии
Восстановление понимания речи
Преодоление артикуляционных расстройств
Рекомендации для психической и социальной адаптации

Среди расстройств мозгового кровообращения, приводящих к нарушению доставки с кровью всему мозгу и отдельным его областям кислорода и питательных веществ, различают мозговые кризы и инсульты.
При мозговом кризе кровоснабжение мозга нарушается на короткое время. Для криза особенно характерны так называемые общемозговые симптомы: резкая головная боль, тошнота, а иногда и рвота, головокружение, слабость, кратковременная (на несколько секунд) потеря сознания.

Общемозговые симптомы при инсульте в одних случаях отсутствуют, в других — выражены резко. Для мозгового инсульта характерно возникновение очаговых симптомов в виде нарушения речи, движений, расстройств координации, свидетельствующих о развитии очага поражения в той или иной области мозга.
Инсульт бывает двух видов. Различают кровоизлияние в мозг (синоним: геморрагический инсульт) и инфаркт мозга (синонимы: ишемический инсульт, размягчение). Первый возникает вследствие разрыва сосуда (чаще при высоком артериальном давлении) и обычно протекает с потерей сознания, второй же наступает при закупорке или резком сужении сосуда, снабжающего кровью определенную область мозга.
Инфаркт мозга реже протекает с потерей сознания. Наиболее частой причиной закупорки сосуда является атеросклероз, при котором на внутренней стенке сосуда образуются склеротические бляшки. В местах, где они располагаются, часто формируются кровяные сгустки — тромбы, закупоривающие сосуды. Возможен и иной механизм закупорки сосуда: бляшки крупных сосудов (аорты, сонных артерий) иногда изъязвляются, от них отрываются кусочки (эмболы), которые с током крови заносятся в более мелкие сосуды и закупоривают их.

Уточним ваши представления о работе мозга

Опасные последствия инсульта станут понятнее, если хотя бы вкратце ознакомиться с основными принципами устройства и функционирования головного мозга. Сформировавшийся в результате длительного эволюционного развития человеческий мозг представляет собой сложную систему. Перерабатывая всю воспринимаемую органами чувств информацию об окружающем мире, головной мозг организует и планирует деятельность человека. Такие психические функции, как мышление, память, речь, возникли с развитием мозга.

мозг

Отдельные области мозга вносят разный вклад в организацию тех или иных психических функций. Так, например, лобные доли мозга ответственны за составление программы деятельности, ее планирование. Вот классический пример. Пчела строит свои совершенные в архитектурном отношении соты, слепо повинуясь инстинкту, а у архитектора осмысленно зарождается план здания. И лобные доли принимают основное участие в создании этого плана.
У правшей, к которым относится подавляющее большинство человечества, в нижней лобной извилине левого полушария головного мозга (в ее задних отделах) располагается центр речи, по имени открывшего его французского ученого названный центром Брока. У левшей центр Брока иногда располагается в правом полушарии.
На стыке лобной и теменной долей больших полушарий, в области передней и задней центральных извилин, в коре находится представительство двигательного анализатора. Центр этот регулирует выполнение произвольных движений, воспринимая и перерабатывая информацию об ощущениях, возникающих в чувствительном аппарате мышц, связок и суставов.
Область двигательного анализатора в левом полушарии осуществляет контроль за движениями правых конечностей и мимической мускулатуры правой половины лица. Область двигательного анализатора в правом полушарии контролирует движения левых конечностей и мимической мускулатуры левой половины лица. В затылочной, височной и теменной областях коры больших полушарий реализуются прием, переработка и хранение информации, поступающей от органов чувств, формируются представления об окружающем человека мире.
Так, например, затылочные области связаны с органом зрения, сюда поступает и здесь перерабатывается зрительная информация, формируются зрительные образы. В височные области поступает информация от органа слуха, в теменные — информация от кожи, мышц, суставов. Это и ощущение тепла, холода, боли, давления. В теменной области происходит формирование осязательного образа предмета, а в области, лежащей на стыке теменной, височной и затылочной, формируется представление о пространстве.
У правшей в задних отделах левой верхней височной извилины расположен центр понимания речи, названный центром Вернике (по имени открывшего его ученого). Информация о звуках речи, поступающая в височную область от органа слуха, в этом центре перерабатывается в фонемы — единицы речи, что и позволяет воспринимать речь, понимать ее смысл. В симметрично расположенной зоне правого полушария находится центр понимания звуков музыки.
Центр регуляции вегетативных функций — обмена веществ, сосудистого тонуса, терморегуляции (регуляции температуры тела) и других, поддерживающий в необходимом равновесии с окружающей средой внутреннюю среду нашего организма, расположен в глубинной подкорковой структуре мозга — гипоталамусе. В стволе головного мозга (соединяющем головной и спинной мозг) также находятся различные вегетативные центры, имеющие отношение к регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности и обмену веществ. В прилегающем к стволу мозга мозжечке располагаются центры равновесия и координации движений.
Значительную часть больших полушарий и ствола головного мозга занимают нервные проводники (проводящие пути), осуществляющие многочисленные связи между отдельными областями мозга, между головным и спинным мозгом.
В самом общем виде рассмотрим, как происходит реализация целенаправленного движения. Импульс с приказом (например, «поднять вверх руку») от корковой части двигательного анализатора, по проводящим нервным путям в стволе мозга следует в спинной мозг. На границе между стволом головного мозга и спинным мозгом проводящие пути перекрещиваются, так что пути из правого полушария направлены в левую половину спинного мозга, а из левого — в правую половину.
Далее проводящие пути заканчиваются у различных двигательных нейронов (нервных клеток) спинного мозга. При этом нервные импульсы, предназначенные, в частности, руке, поступают к двигательным нейронам шейного отдела, адресованные ноге — к нейронам поясничного отдела. От двигательных нейронов, спинного мозга, по передним корешкам его, а затем по периферическим нервам импульсы направляются к иннервируемым ими мышцам. Одновременно осуществляется обратная связь от мышц — по периферическим нервам, затем по задним корешкам (в спинной мозг), далее по проводящим чувствительным путям спинного и головного мозга нервные импульсы поступают в область двигательного анализатора в коре больших полушарий, сигнализируя, что приказ выполнен.

Последствия инсульта

Но вот поражение любого из перечисленных отделов нервной системы ведет к тому, что приказ совершить то или иное движение выполнен не будет. При инсульте многое зависит от локализации (месторасположения) поражения.
Так, например, если будет поражена область двигательного анализатора или путь, идущий от него к двигательным клеткам спинного мозга, то разовьются двигательные нарушения: паралич (полное обездвижение конечностей — руки или ноги, либо руки и ноги), парезы (частичное ограничение движений конечностей, слабая их подвижность).
У правшей, при локализации инсульта в левом полушарии головного мозга, часто возникает нарушение речи — афазия, обычно сочетающаяся с правосторонним нарушением движений конечностей (правосторонний гемипарез). Поражение речевой области Брока влечет за собой развитие так называемой моторной афазии (когда собственная речь становится резко затрудненной или вовсе невозможной). Понимание же речи окружающих при моторной афазии в основном сохранено.
С поражением речевой области Вернике возникает сенсорная афазия, для которой характерно нарушение понимания речи окружающих. Больной оказывается как бы в положении путешественника, попавшего в страну, язык населения которой он не понимает. С потерей самоконтроля за правильностью произнесения слов в собственной речи (а больной не понимает собственную речь) изменяется и она. Речь больных с сенсорной афазией состоит из обрывков отдельных слов и фраз, набора звуков. В медицинской практике речь больных сенсорной афазией образно называется словесной окрошкой.
В случаях обширного инсульта могут быть поражены обе речевые области, и тогда возникает тяжелое речевое расстройство: сенсорно-моторная афазия. При всех формах афазии страдают также другие связанные с речью функции: письмо и чтение.
Рассмотрим поражение коры затылочной области, больших полушарий мозга, воспринимающей зрительную информацию. При поражении левой затылочной области в зрительных полях обоих глаз выпадает правая половина: больной не видит предметы, расположенные справа от центральной линии в поле зрения. При поражении правой затылочной доли выпадает соответственно левая половина поля зрения.
При поражении тех областей коры затылочной доли, которые не воспринимают, а перерабатывают зрительную информацию и формируют зрительный образ, возникает не слепота и не выпадение зрительного поля, а распад зрительных представлений — зрительная агнозия (неузнавание). Больной видит окружающие его предметы, лица, но не узнает их. В более легких случаях неузнавание распространяется только на редко встречающиеся предметы, изображения экзотических животных, лица малознакомых людей.
При поражении теменной области возникает нарушение осязательного узнавания предметов (при ощупывании) — астереогноз (стерео — объемный, пространственный; гнозис — узнавание). С поражением теменной доли левого полушария наступает астереогноз правой руки, при правостороннем поражении — левой руки. Ощупывая знакомые предметы (например, ключ, карандаш, спичечный коробок, расческу) здоровой рукой, человек легко узнает их с закрытыми глазами, в то время как при астереогнозе часто не удается не только назвать их, но и определить форму и материал, из которого сделаны эти предметы.
Часто при теменной локализации инсульта возникают и другие чувствительные нарушения: уменьшение ощущения боли, холода и тепла на противоположной очагу поражения стороне тела. При поражении области, находящейся на стыке теменной, височной и затылочной долей мозга, возникает нарушение ориентации в пространстве. Больной с таким нарушением не может найти свой дом, квартиру или палату в лечебном учреждении, путается в расположении знакомых улиц, не ориентируется в часах и в карте.
Расположение очага инсульта в мозжечке приводит к нарушению координации движений, шаткости походки, постоянному головокружению.
Поражение вегетативных центров, расположенных в гипоталамусе и стволе мозга, встречающееся чаще при кровоизлиянии, сопровождается осложнениями со стороны сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нередко вызывает резкое повышение температуры. Часто при поражении гипоталамуса и ствола мозга возникает нарушение сознания.
Результатом инсульта может явиться и расстройство памяти. Ухудшение памяти вообще нередко встречается у больных со склерозом мозговых сосудов. Таким больным трудно бывает вспомнить фамилии, номера телефонов, они забывают, куда положили нужную вещь. Характерно, что события прошлых лет, особенно происшедшие в юности и детстве, они помнят хорошо, в то время как происшедшие недавно легко забывают и вспоминают с большим трудом. После перенесенного инсульта нарушения памяти часто усугубляются и становятся основными в жалобах больных.
При инсульте, локализованном в правом полушарии головного мозга, с развитием левостороннего гемипареза, у больных нередко наблюдается недооценка или отрицание возникшего двигательного дефекта. Так, например, они утверждают, что могут свободно двигать парализованными конечностями и делать ими все. На просьбу врача поднять вверх парализованную левую руку такой больной отвечает «пожалуйста», но поднимает при этом здоровую правую руку.
Одновременно с недооценкой двигательного дефекта у таких больных иногда возникают различные странные, как они говорят, ощущения в парализованных конечностях. Например, что стало две левых руки или что рука (парализованная) как деревянная либо покрыта шерстью. Эти ощущения вовсе не свидетельствуют о наличии у больных какого-то психического расстройства, обычно сами они активно не высказывают жалоб на эти странности, понимая всю их нелепость.
К счастью, в большинстве случаев развившиеся в результате инсульта симптомы — параличи и парезы, афазии, агнозии — со временем становятся менее выраженными или проходят вовсе. Постепенно появляются движения в парализованных конечностях, а больные с афазией начинают понимать речь окружающих, говорить отдельные слова.

Принципы восстановления

От чего зависят степень и темп восстановления нарушенных функций? Почему у одних все проходит бесследно, а у других остается выраженный дефект?
Возможности спонтанного (самопроизвольного) восстановления зависят от многих факторов, среди которых главную роль играют размеры очага поражения и его локализация по отношению к той или иной функциональной области мозга.
Даже небольшая зона поражения в области двигательного анализатора в коре больших полушарий в первые дни после инсульта может привести к развитию грубых двигательных нарушений. Однако сохранившиеся нервные клетки постепенно перестраивают свою работу так, чтобы заменить выбывшие из строя, и в результате нарушенная двигательная функция восстанавливается. Если же поражены все или почти все нервные элементы двигательного анализатора либо грубо повреждены пути, проводящие нервные импульсы к двигательным клеткам спинного мозга, восстановление двигательных функций идет значительно хуже.
При закупорке кровеносного сосуда, снабжающего определенную область мозга, большое значение для восстановления функции имеет развитие коллатерального (окольного) пути кровоснабжения. Сущность этого явления состоит в следующем. Наряду с ответвлениями основного кровеносного сосуда, снабжающего ту или иную область мозга, к ней приходят и коллатерали других сосудов. При нормальном кровотоке по основному сосуду такие запасные пути кровоснабжения обычно как бы закрыты, а усиленно функционировать они начинают лишь при недостаточном кровоснабжении такого участка.
Самый мощный коллектор перераспределения кровотока (Виллизиев круг) расположен в основании головного мозга. В нем соединяются все основные стволы крупных мозговых сосудов, и такой коллектор обеспечивает выравнивание кровотока при закупорке одного из них. И восстановление нарушенных функций во многом зависит от того, как быстро начинает функционировать система коллатерального кровоснабжения, насколько полно ей удается компенсировать нарушенный кровоток.
В значительной части случаев инсульта спонтанное (самопроизвольное) восстановление оказывается недостаточным. Вот почему такую большую роль в восстановлении функций играет специальное восстановительное лечение и обучение (переобучение) больных. Так, при двигательных нарушениях основным методом восстановительного лечения является лечебная гимнастика, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом-афазиологом.
С одной стороны, методы восстановительного лечения способствуют тому, что начинают активно включаться в работу заторможенные, временно не функционирующие клетки вблизи очага поражения, с другой — методы направлены и на то, чтобы нервные клетки других функциональных областей мозга как бы «подключались» к восстановлению той функции, которая оказалась нарушенной.
Обычно врачей спрашивают, на что можно надеяться при проведении восстановительного лечения.
Одним из основных принципов восстановительного лечения является его раннее начало. Целый ряд восстановительных мероприятий (занятия с логопедом, массаж и пассивную гимнастику, дыхательную гимнастику) начинают уже в первые дни после инсульта при условии сохранности сознания и относительно удовлетворительного общего состояния больного. Раннее начало восстановительной терапии позволяет предотвратить развитие различных патологических состояний, возникающих у больного после инсульта, или уменьшить их выраженность. Так, у многих больных с параличами и парезами в течение первых недель (реже месяцев) наблюдается нарастание тонуса (напряжения) отдельных мышечных групп паретичных конечностей. И если не принять соответствующих мер, о которых будет рассказано, разовьются контрактуры (тугоподвижность).
Другой важный принцип восстановительной терапии — длительность и непрерывность ее проведения в течение нескольких (обычно не менее 4—6) месяцев после инсульта. Во многих городах страны действует система поэтапного лечения больных, перенесших инсульт.
В первый же день больные поступают в неврологическое отделение больницы, а в случае тяжелого инсульта — в специализированные палаты интенсивной терапии (или в реанимационное отделение). В неврологическом отделении,
где больные находятся 1 —1,5 месяца, они проходят первый этап восстановительной терапии, затем переводятся в специализированное восстановительное отделение, где в течение 1—2 месяцев получают активное комплексное лечение, включающее занятия лечебной гимнастикой, массаж, физиотерапию, психотерапию, трудотерапию, а при речевых нарушениях — занятия с логопедом. В дальнейшем их выписывают на амбулаторное лечение в восстановительном отделении поликлиники, и больные с относительно хорошим восстановлением функций могут быть направлены в реабилитационный санаторий.
Там же, где нет еще такой четко организованной восстановительной помощи, необходимое лечение больной может получить на дому. Неоценимую помощь медицинским работникам здесь могут оказать родные и близкие больного.
Успех восстановительного лечения во многом зависит от активной позиции самого больного. Это связано с тем, что в восстановительной терапии основную роль играет процесс обучения. И тут, как и в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и малоактивные «ученики». Помочь больному хорошо освоить «предметы» на занятиях лечебной гимнастикой, логопедическими упражнениями — важная задача не только специалистов по восстановительному обучению, но и родных, близких больного.



 
« Пороки сердца   Практикум по нервным болезням и нейрохирургии »