Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО ПО ШКАЛЕ АПГАР

Сразу после рождения ребенка врач-акушер или педиатр-неонатолог определяют его состояние по пяти клиническим признакам, входящим в шкалу Апгар (табл. 14). При этом учитываются: 1) частота сердечных сокращений; 2) характер дыхательных движений; 3) мышечный тонус; 4) рефлекторная возбудимость; 5) окраска кожи. Выраженность каждого из перечисленных признаков оценивается по трехбалльной системе: 0, 1,2. Состояние новорожденного проверяется через 1, 5 и 30 минут после рождения.
О состоянии новорожденного судят по сумме баллов: легкая асфиксия —6—7, средней тяжести —4—5, тяжелая— 1—3, клиническая смерть—0.
Особого внимания требует оценка состояния детей, родившихся в асфиксии, с признаками родовой травмы, при несовместимости крови матери и плода по резус- фактору или по системе АВО. При выявлении среднетяжелого или тяжелого состояния немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

Табл. 14. Клиническая оценка состояния ребенка в первую минуту после
рождения по шкале Апгар


Признак

Оценка в баллах

0

1

2

Сердцебиение

Отсутствует

100 и меньше в минуту

Больше 100 в минуту

Дыхание

То же

Слабый крик (гиповентиляция), редкие вдохи, дыхание аритмичное

Громкий
крик

Мышечный тонус

»

Некоторая степень сгибания, снижен

Активные
движения

Рефлекторная возбудимость (пяточный рефлекс, реакция на носовой катетер)

»

Слабо выражена (гримаса)

Хорошо выражена (крик, кашель, чихание)

Окраска кожи

Синюшная
или бледная

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая туловища и конечностей

ПРОФИЛАКТИКА ГОНОБЛЕННОРЕИ

Профилактика гонобленнореи и отсасывание слизи из верхних дыхательных путей и желудка проводятся сразу же после рождения ребенка еще до отделения его от матери.
Акушерка сухим стерильным ватным шариком снимает сыровидную смазку с кожи век и поочередно закапывает в конъюнктивальный мешок каждого глаза стерильной пипеткой по 2 капли 30 % раствора натриевой соли альбуцида (сульфацил-натрий). Надо следить, чтобы раствор не попал на роговицу, а только на слизистую век. После этого глаза осторожно протирают двумя стерильными ватными тампонами от наружного угла к внутреннему (каждый глаз отдельно!). Девочкам этот же раствор альбуцида по 1—2 капли закапывают и в половую щель. Через 2 ч. эту процедуру повторяют. Раствор сульфацил-натрия должен быть всегда свежим. Его необходимо выписывать и приготовлять в аптеке ежедневно в небольшом объеме (10 мл), а хранить в темной бутылочке с притертой пробкой.
После такой обработки веки новорожденного в первые 2—3 дня слегка припухают, а глаза могут слегка гноиться. Отделяемое из глаз удаляют 2—3 раза в день стерильным тампоном, смоченным в растворе фурацилина 1:5000 или калия перманганата 1:8000. Если отделяемое из глаз обильное и имеет гнойный характер, ребенка нужно изолировать и провести бактериологическое обследование, консультацию с окулистом.

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ

Правильный уход за кожей, слизистыми оболочками, пупочной ранкой имеет исключительно важное значение для профилактики гнойно-септических заболеваний, к которым ребенок первых недель жизни особенно предрасположен.
Первый туалет новорожденного. Его проводит акушерка после перевязки пуповины.
На руку ребенка повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и oтчество матери, масса тела, пол, дата рождения. Затем новорожденного заворачивают в стерильные пелёнки и одеяло Поверх одеяла надевают медальон с теми же данными, что и на «браслете». Ребенок остается в родильном зале в течение двух часов под наблюдением акушера-гинеколога или педиатра, Взвешивают ребенка утром, температуру измеряют утром и вечером и полученные данные записывают в истории развития новорожденного.
Уход за пупком. Ежедневно, после туалета кожи, пуповинный остаток обрабатывается 70 % этиловым спиртом и прижигается 5 % раствором калия перманганата. После отпадения пуповины (4—6-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5 % раствором калия перманганата или карандашом ляписа.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »