Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Антропометрические измерения - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Все измерения для оценки физического развития детей должны проводиться стандартными инструментами в утренние часы в одно и то же время на обнаженном ребенке. Измерение длины тела. Длина тела у детей до года измеряется горизонтальным ростомером в виде широкой доски длиной около 100 см и шириной 40 см (рис. 1 ,а).
Ростомеры
Рис. 1. Ростомеры.
Вверху доски имеется неподвижная поперечная планка, внизу — подвижная поперечная планка, которая легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. Для измерения длины тела ребенка укладывают на спину (рис. 1,6), чтобы макушка головы прикасалась к неподвижной поперечной планке. При этом голова фиксируется помощником так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены и прижаты к доске ростомера; к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подводят подвижную планку ростомера. Расстояние между обеими планками ростомера и будет длиной тела.
Длина тела у детей старшего возраста измеряется станковым ростомером (рис. 1,в). Ребенок становится на площадку ростомера (рис. 1,г), прислоняется к вертикальной его доске, имеющей две шкалы делений в сантиметрах (для длины тела стоя справа и для длины тела сидя слева). Ребенок должен стоять прямо, опустив руки по швам, пятки вместе, носки врозь. Далее ребенок прислоняется к вертикальной доске с делениями, дотрагиваясь до нее пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Затылок не должен касаться стойки доски. Голова устанавливается так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка ростомера опускается без надавливания к голове. Длина тела отсчитывается от нижнего края планки.
Длину тела у детей в возрасте от года до трех лет можно также измерять станковым ростомером, используя вместо нижней площадки откидную скамеечку станкового ростомера. Положение тела ребенка при этом такое же, как и при измерении длины тела у детей старшего возраста. Отсчет длины тела производится от нижнего края подвижной планки ростомера, но по шкале для длины тела сидя (левая шкала).
Длина тела сидя измеряется станковым ростомером, при этом ребенок садится на откидную скамейку (высота ее 40 см), касаясь вертикальной доски ягодицами и межлопаточной областью, голова устанавливается так же, как и при измерении длины тела стоя (рис. 1,(3). Длина тела сидя отсчитывается по левой шкале ростомера (шкала для длины тела сидя) от нижнего края подвижной планки ростомера.
Длина тела — наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (роста матери и отца) и внешнесредовых (полноценности питания, ухода и др.) факторов. Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны. Средняя длина тела новорожденного 50—54 см. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного увеличения ее (табл. 2). Допустимые пределы колебаний ±4 см. Длина тела у детей оценивается по табл. 3—5.
Табл. 2. Примерные прибавки массы и длины тела у детей первого года жизни


Возраст, месяцы

Прибавка массы тела, г

Прибавка длины тела, см

за месяц

за истекший период

за месяц

за истекший период

1

600

600

3

3

2

800

1400

3

6

3

800

2200

2,5

8,5

4

750

2950

2,5

11

5

700

3650

2

13

6

650

4300

2

15

7

600

4900

2

17

8

550

5450

2

19

9

500

5950

1,5

20,5

Ю

450

6400

1,5

22

11

400

6800

1,5

23,5

12

350

7150

1,5

25

Табл. 3. Распределение длины тела по возрасту у мальчиков, см (по А. В. Мазурину, И. М. Воронцову, 1985)


Возраст

Центили

3

10

25

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

0 мес

48,0

48,9

50,0

53,2

54,3

55,1

1 »

50,5

51,5

52,8

56,3

57,5

58,7

2 »

53,4

54,3

55,8

59,5

61,0

62,1

3 »

56,1

57,0

58,6

62,4

64,0

65,5

4 »

58,6

59,5

61,3

65,6

67,0

68,7

5 »

61,0

61,9

63,4

67,9

69,6

70,9

6 »

63,0

64,0

65,6

69,9

71,3

72,5

7 »

65,0

65,9

67,5

71,4

73,0

74,1

8 »

66,6

67,6

68,9

73,0

74,5

75,7

9 »

67,8

68,8

70,1

74,5

75,9

77,1

10 »

68,8

69,9

71,3

76,1

77,4

78,8

11 »

69,9

71,0

72,6

77,3

78,9

80,4

12 »

71,0

72,0

73,8

78,5

80,3

81,7

15 »

72,9

74,3

76,0

81,3

83,5

84,9

18 »

75,0

76,5

78,4

84,4

86,4

88,2

21 »

77,2

78,6

80,8

86,8

88,2

91,0

24 »

79,4

81,0

83,0

88,4

92,0

93,8

27 »

81,4

83,2

85,5

92,2

94,6

96,3

30 »

83,7

85,2

87,5

94,8

97,2

99,0

33 »

86,0

87,4

90,0

97,4

99,7

101,4

36 »

88,0

89,6

92,1

99,7

102,2

103,9

3,5 года

90,3

92,1

95,0

102,5

105,0

106,8

4 года

93,2

95,4

98,3

105,5

108,0

110,0

1

2

3

4

5

6

7

4,5 года

96,3

98,3

101,2

108,5

111,2

113,5

5 лет

98,4

101,7

105,9

112,0

114,5

117,2

5,5 года

102,4

104,7

108,0

115,2

118,0

120,1

6 лет

105,5

108,0

110,8

118,8

121,4

123,3

Табл. 4. Распределение длины тела по возрасту у девочек, см (по А. В. Мазурину, И. М. Воронцову, 1985)


Возраст

 Центили

3

10

25

75

90

97

0 мес

47,0

48,0

49,2

52,1

53,3

54,5

1 »

49,7

50,7

52,4

55,3

56,9

57,7

2 »

52,2

53,3

55,0

58,6

59,9

60,8

3 >

55,1

56,1

57,9

61,5

63,0

63,9

4 »

57,4

58,6

60,5

64,1

65,6

66,4

5 »

59,9

61,0

62,8

66,4

67,8

68,8

6 »

62,1

63,0

64,3

68,2

69,8

70,8

7 »

63,7

64,2

66,4

70,0

71,6

72,7

8 »

65,2

66,1

67,7

71,6

73,1

75,2

9 »

66,5

67,5

69,3

72,8

74,5

75,8

10 »

67,7

68,8

70,5

74,2

75,9

77,1

11 »

69,0

70,3

71,7

75,7

77,1

78,3

12 »

70,3

71,4

72,8

76,3

78,3

79,3

15 »

72,2

73,6

75,2

78,8

81,2

82,4

18 *

74,0

75,8

77,5

82,1

84,4

86,0

21 »

76,0

78,2

80,0

84,6

87,4

88,8

24 »

78,4

80,4

82,6

87,5

90,2

92,2

27 »

80,8

83,0

85,4

90,1

93,0

94,7

30 »

83,4

85,6

87,8

92,8

95,6

97,3

33 »

85,9

88,2

90,3

95,5

98,2

100,0

34 »

88,6

90,8

92,9

98,1

100,8

102,9

3,5 года

91,0

93,4

95,6

101,0

103,9

105,8

4 года

94,0

96,2

98,4

104,2

106,9

109,1

4,5 года

96,9

99,3

101,5

107,1

110,6

114,0

5 лет

99,9

102,4

104,9

110,7

114,0

116,5

5,5 лет

102,5

105,2

108,0

114,5

117,1

120,0

6 лет

105,3

108,0

111,0

118,0

120,8

124,0

Длину тела у детей вычисляют также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым и А. В. Мазуриным (1977).

  1. Дети первого года жизни:

а)   длина тела детей первых 6 месяцев (в сантиметрах) равна длине тела при рождении плюс Зп, где п — число месяцев жизни;
б)    длина тела детей 7—12 месяцев равна 64+п
Табл. 5. Распределение длины тела по возрасту у школьников, см


Возраст
(годы)

Центили

3

10

25

75

90

97

 

 

Мальчики

 

 

 

6

108,7

110,0

113,8

122,2

125,8

129,5

7

112,5

114,5

118,5

127,9

131,5

135,5

8

116,3

119,5

123,8

133,4

137,3

141,3

9

120,5

124,5

129,0

138,6

142.8

147,0

10

124,5

128,8

133,5

143,5

147,9

152,4

11

128,0

132,8

137,8

148,5

153,4

158,6

12

132,0

136,7

142,3

154,2

160,2

165,4

13

136,8

141,2

147,3

160,4

166,6

171,6

14

142,9

147,8

154,1

166,7

171.8

176,6

 

 

Девочки

 

 

 

6

102,5

107,8

112,0

121,3

124,8

127,6

7

110,4

113,8

118.0

126,3

130,5

134,6

8

116,2

118,1

123,3

132,2

136,0

140,8

9

120,6

123,7

128,3

138,6

141,5

146,3

10

124,9

128.2

133,1

143,6

147,7

152,1

И

128,7

132,4

137,8

149,1

153,5

158,4

12

132,9

136,7

142,7

154,4

158,6

163,8

13

137,7

141,6

148,0

159,1

163,0

167,7

14

143,7

147,5

153,0

162,9

166,6

170,0

Табл. 6. Двухмерные центильные шкалы массы тела при различной его длине у маль-чиков-дошкольников (по А. В. Мазурину, И М. Воронцову).

Длина тела,

 

 

Центили

 

 

см

3

10

25

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

50

2,71

2,80

3.00

3,28

3,48

3,65

51

2,87

2,99

3,19

3,54

3,78

3,99

52

3,02

3,18

3,38

3,80

4,07

4,32

53

3,18

3.37

3,58

4.06

4,37

4,66

54

3,33

3,56

3,77

4,32

4,64

4,99

55

3,49

3.75

3,96

4,58

4,96

5,33

56

3,72

3,99

4,22

4.90

5,34

5,74

57

3,95

4,23

4,49

5,21

5,71

6.15

58

4,17

4,48

4,75

5,53

6,01

6,56

59

4,40

4,72

5,02

5,84

6,46

6,97

60

4,63

4,96

5,28

6,16

6,84

7,38

1

2

3

4

б

6

7

61

4,92

5,27

5,60

6,51

7,18

7,73

62

5,22

5,58

5,93

6,86

7,52

8,08

63

5,51

5,88

6,25

7,20

7,85

8,42

64

5,81

6,19

6,58

7,55

8,19

8,77

65

6,10

6,50

6,90

7,90

8,53

9,12

66

6,36

6,77

7,17

8,20

8,82

9,40

67

6,62

7,04

7,44

8,49

9,10

9,67

68

6,88

7,30

7,70

8,79

9,36

9,95

69

7,14

7,57

7,97

9,08

9,67

10,22

70

7,40

7,84

8,24

9,38

9,96

10,50

71

7,66

8,08

8,50

9,70

10,18

10,78

72

7,92

8,36

8,80

10,00

10,46

11,06

73

8,18

8,64

9,10

10,30

10,74

11,34

74

8,44

8,92

9,40

10,60

11,02

11,62

75

8,70

9,20

9,70

10,90

11,30

11,90

76

8,9

9,4

9,9

11.1

11,6

12,2

77

9,1

9,6

10,1

11.4

11,8

12,5

78

9,3

9,8

10,3

11.6

12,1

12,8

79

9,5

10,0

10,5

11,9

12,3

13,1

80

9,7

10,2

10,7

12,1

12,6

13,4

81

9,9

10,4

10,9

12,3

12,9

13,7

82

10,1

10,6

11.2

12,6

13,1

14,0

83

10,3

10,9

П,4

12,8

13,4

14,2

84

10,5

11.1

11,7

13,1

13,6

14,5

85

10,7

11,3

11,9

13,3

13,9

14,8

86

10,9

11,5

12,1

13,5

14,2

15,1

87

11.1

11,7

12,3

13,8

14,5

15,4

88

11,4

11,9

12,6

14,0

14,7

15,6

89

11,6

12,1

12,8

14,3

15,0

15,9

90

П.8

12,3

13,0

14,5

15,3

16,2

91

12,0

12,5

13,2

14,7

15,6

16,5

92

12,2

12,7

13,4

14,9

15,8

16,8

93

12,4

13,0

13,7

15,2

16,1

17,0

94

12,6

13,2

13,9

15,4

16,3

17,3

95

12,8

13,4

14,1

15,6

16,6

17,6

96

13,0

13,6

14,3

15,8

16,8

17,9

97

13,2

13,8

14,5

16,1

17,1

18,2

98

13,3

14,0

14,7

16,3

17,4

18,4

99

13,5

14,2

14,9

16,6

17,6

18,7

100

13,7

14,4

15,1

16,8

17,9

19,0

101

13,9

44,7

15,4

17,1

18,2

19,4

102

14,2

14,9

15,7

17,4

18,5

19,7

103

14,4

15,2

15,9

17,7

18,8

20,1

104

14,7

15,4

16,2

18,0

19,1

20,4

105

14,9

15,7

16,5

18,3

19,4

20,8

106

15,2

16,0

16,8

18,6

19,8

21,2

107

15,5

16,3

17,1

18,9

20,1

21,6

108

15,7

16,5

17,3

19,3

20,5

22,0

109

16,0

16,8

17,6

19,6

20,8

22,4

110

16,3

17,1

17,9

19,9

21,2

22,8

1

2

3

4

5

6

7

111

16,6

17,4

18,2

20,3

21,6

23,3

112

16,9

17,7

18,5

20,7

22,1

23,9

113

17.1

18,0

18,9

21,0

22,5

24,4

114

17.4

18,3

19,2

21,4

23,0

25,0

115

17,7

18,6

19,5

21,8

23,4

25,5

116

18,0

18,9

19,9

22,3

23,9

26,2

117

18,3

19,3

20,3

22,8

24,5

26,9

118

18,6

19,6

20,7

23,2

25,0

27,6

119

18,9

20,0

21,1

23,7

25,6

28,3

120

19,2

20,3

21,5

24,2

26,1

29,0

121

19,6

20,6

21,9

24,8

26,8

29,9

122

19,9

21,0

22,4

25,4

27,4

30,7

123

20,2

21,3

22,8

25,9

28,1

31,6

124

20,5

2t,7

23,3

26,5

28,7

32,4

125

20.8

22,0

23,7

27,1

29,4

33,3

126

21.1

22,4

24,2

27,8

30,2

34,3

127

21,5

22,7

24,8

28,5

31,0

35,3

128

21,8

23,1

25,3

29,2

31,8

36,3

129

22,1

23,5

25,8

29,9

32,6

37,3

130

22,5

23,8

26,4

30,6

33,4

38,3

Табл. 7. Двухмерные центильные шкалы массы тела при различной его длине у девочек-дошкольниц (по А. В. Мазурину, И. М. Воронцову,
1980)


Длина тела, см

Центили

3

10

25

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

50

2,74

2,90

3,00

3,37

3,52

3,67

51

2,87

3,05

3,17

3,60

3,79

3,96

52

3,00

3,20

3,34

3,84

4,07

4,25

53

3,13

3,35

3,52

4,07

4,34

4,54

54

3,26

3,50

3,69

4,31

4,62

4,83

55

3,39

3,65

3,86

4,54

4,89

5,12

56

3,59

3,90

4,12

4,86

5,24

5,54

57

3,79

4,15

4,38

5,17

5,59

5,96

58

3,99

4,41

4,65

5,49

5,94

6,38

59

4,29

4,66

4,91

5,80

6,29

6,80

60

4,49

4,91

5,17

6,12

6,64

7,22

61

 4,80

5,20

5,50

6,46

7,00

7,58

62

5,11

5,50

5,82

6,80

7,36

7,94

63

5,42

5,79

6,15

7,15

7,72

8,29

64

5,73

6,09

6,47

7,50

8,08

8,65

65

6,04

6,38

6,80

7,84

8,44

9,01

I

2

3

4

5

6

7

 

66

6,30

6,64

7,08

8,12

8,73

9,30

 

67

6,57

6,90

7,35

8,40

9,02

9,60

 

68

6,83

7,17

7,63

8,67

9,31

9,90

 

69

7,10

7,43

7,90

8,95

9,60

10,20

 

70

7,36

7,69

8,18

9,23

9,89

10,50

 

71

7,54

7,94

8,44

9,46

10,16

10,76

 

72

7,78

8,18

8,68

9,72

10,42

11,02

 

73

8,02

8,42

8,92

9,98

10,68

11,28

 

74

8,26

8,66

9,16

10,24

10,94

11,54

 

75

8,5

8,9

9,4

10,5

П,2

11,8

 

76

8,7

9,1

9,6

10,7

11,4

12,1

 

77

8,9

9,3

9,8

11,0

11,7

12,3

 

78

9,0

9,5

10,0

11,2

11,9

12,6

 

79

9,2

9,7

10,2

11,5

12,2

12,8

 

80

9,4

9,9

10,4

11,7

12,4

13,1

 

81

9,6

10,1

10,6

11,9

12,7

13,4

 

82

9,8

10,3

10,8

12,2

12,9

13,7

 

83

10,0

10,5

11,0

12,4

12,9

13,7

 

84

10,2

10,7

11,2

12,7

13,4

14,2

 

85

10,4

10,9

11,4

12,9

13,7

14,5

 

86

10,6

П,1

11,6

13,1

13,9

14,8

 

87

10,8

11,3

11,8

13,3

14,1

15,0

 

88

11,0

11,6

12,1

13,6

14,4

15,3

 

89

П.2

11,8

12,3

13,8

14,6

15,5

 

90

П,4

12,0

12,5

14,0

14,8

15,8

 

91

11,6

12,2

12,7

14,2

15,1

16,0

 

92

11,8

12,4

12,9

14,5

15,3

16,3

 

93

12,1

12,7

13,2

14,7

15,6

16,5

 

94

12,3

12,9

13,4

15,0

15,8

16,8

 

95

12,5

13,1

13,6

15,2

16,1

17,0

 

96

12,7

13,3

13,8

15,5

16,4

17,3

 

97

12,9

13,5

14,1

15,7

16,6

17,6

 

98

13,1

13,8

14,3

16,0

16,9

18,0

 

99

13,3

14,0

14,6

16,2

17,1

18,3

 

100

13,5

14,2

14,8

16,5

17,4

18,6

 

101

13,8

14,5

15,1

16,8

17,7

19,0

 

102

14,0

14,7

15,4

17,1

18,1

19,3

 

103

14,3

15,0

15,6

17,4

18,4

19,7

 

104

14,5

15,2

15,9

17,8

18,8

20,0

 

105

14,8

15,5

16,2

18,1

19,1

20,4

 

106

15,1

15,8

16,5

18,4

19,5

20,8

 

107

15,4

16,0

16,8

18,8

19,9

21,3

 

108

15,7

16,3

17,0

19,1

20,3

21,7

 

109

16,0

16,5

17,3

19,5

20,7

22,2

 

110

16,3

16,8

17,6

19,8

21,1

22,6

 

111

16,6

17,1

18,0

20,2

21,6

23,1

 

112

16,9

17,5

18,3

20,6

22,0

23,7

 

113

17,2

17,8

18,7

20,9

22,4

24,2

 

114

17,5

18,2

19.0

21,3

22,9

24,8

 

115

17,8

18,5

19,4

21,7

23,4

25,3

 

116

18,1

18,9

19,8

22,2

23,9

26,0

 

1

2

3

4

5

6

7

117

18,4

19,3

20,1

22,6

24,4

26,6

118

18,7

19,6

20,4

23,1

24,9

27,3

119

19,0

20,0

20,8

23,5

25,4

27,9

120

19,3

20,4

21,2

24,0

25,9

28,6

121

19,6

20,8

21,6

24,6

26,7

29,7

122

19,9

21,2

22,1

25,2

27,5

30,8

123

20,2

21,5

22,5

25,9

28,3

31,9

124

20,5

21,9

23,0

26,5

29,1

33,0

125

20,8

22,3

23,4

27,1

29,9

34,1

126

21,2

22,8

24,1

27,8

30,8

35,2

127

21,5

23,3

24,7

28,6

31,8

36,3

128

21,9

23,8

25,3

29,3

32,7

37,3

129

22,3

24,3

25,9

30,0

33,6

38,4

130

22,6

24,8

26,5

30,8

34,6

39,5

 

Табл. 8. Двухмерные центильные шкалы массы тела при различной его
длине у мальчиков-школьников


Длина тела, см

Центили

3

10

25

50

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

8

120

16,3

16,8

18,9

21,2

22,6

24,0

25,6

121

17,0

18,0

19,0

21,6

23,0

24,6

26,4

122

17,2

18,4

19,4

21,9

23,6

25,6

27,0

123

17,5

18,7

19,8

22,1

24,0

25,9

27,8

124

17,8

19,0

20,1

22,6

24,6

26,6

28,5

125

18,1

19,4

20,5

23,0

25,0

27,4

29,2

126

18,4

19,8

21,0

23,4

25,5

28,0

30,0

127

18,6

20,2

21,4

23,9

25,9

28,6

30,6

128

19,0

20,6

21,8

24,4

26,4

29,2

31,6

129

19,4

20,9

22,2

25,0

27,0

30,0

32.6

130

19,9

21,2

22,9.

25,7

27.6

30,6

33.6

131

20,2

21,6

23,4

26,4

28,2

31.2

34.6

132

20,7

22,2

24,0

27,0

28,9

32,0

35.8

133

21,2

22,7

24,6

27,6

29,6

32,5

37,0

134

21,6

23,3

25,1

28,2

30,2

33,5

38,6

135

22,7

24,1

25,9

29,1

31,1

34,6

40,5

136

23,1

24,6

26,4

29,4

31,6

35,2

41,5

137

23,7

25,3

27,1

29,9

32,2

36,2

43,0

138

24,4

25,9

27,8

30,4

32,9

37,3

44,3

139

24,9

26,6

28,5

31,1

33,8

38,4

45,6

140

25,3

27,2

29,0

31,3

34,6

39,4

46,6

141

25,9

27,9

29,8

32,4

35,6

40,6

48,0

142

26,4

28,4

30,2

32,8

36,3

41,5

49,0

143

27,0

29,0

30,8

33,6

37,2

42,4

50,4

144

27,8

29,6

31,5

34,4

38,5

43,6

51,6

1

2

3

4

5

6

7

8

 

145

28,4

30,2

32,1

35,0

39 4

44,8

52,6

 

146

29,1

30,8

32,8

35,9

40,4

46,0

54,0

 

147

29,8

31,4

33 4

36,7

41,8

47,8

55,0

 

148

30,2

32,0

34,0

37,5

43,0

48,5

56 2

 

149

30,8

32 3

34,7

38 4

44 3

49,4

57 5

 

150

31,4

33,4

35,4

39,4

45,5

50,4

58,6

 

151

32 0

34,1

36,2

40,4

46,7

51,4

59,9

 

152

32,7

34,8

37,0

41,2

47,6

52,4

60,8

 

153

33,3

35,3

37,8

42,2

48s6

53 4

62,0

 

154

34,0

36,2

38,6

43,3

49,6

54,4

62,9

 

155

35,0

36,9

39,5

44,44

50,6

55,7

63 8

 

 

Табл. 9. Двухмерные центильные шкалы массы тела при различной его-
длине у девочек-школьниц


Длина тела, см

Центили

3

10

25

50

75

90

97

1

2

3

4

5

6

7

8

120

16,8

17,8

19,6

21,0

22 8

24,6

26,2

12!

17,0

182

19,9

21,4

23,3

25,0

27 0

122

17,4

18,6

20,4

21,9

23 8

25,6

27,6

123

17,8

18,8

20 6

22,6

24,4

26,0

28 2

124

18,0

19,2

21,0

22,8

24,9

26,8

29 0

125

18,2

19,4

21,4

23,0

25,2

27,3

29 9

126

18,4

19,8

21,6

23 6

25,8

28,0

30,8

127

18,8

20,2

22,0

23,9

26,2

28,8

31,6

128

19,0

20,6

22 6

24 6

26,8

29,4

32,6

129

19,4

20,9

23,0

25,1

27,4

30,0

33,4

130

198

21,4

23,6

25,6

28,0

30,8

34,4

131

20,1

21,8

23,5

26 2

28,6

31,8

35,4

132

20,4

22 2

24,6

26,8

29,1

32,5

36,5

133

20,8

22,7

25,0

27,2

29,8

33,3

37,5

134

21,4

23,5

25,6

27,7

30,5

34,0

38,8

135

21,9

23,7

26,1

28 2

31,4

34,8

40,0

136

22 3

24,2

26 6

28 9

32,3

35 5

42,0

137

22 8

24,6

27,0

29,5

33 0

36,3

43 3

138

23,1

25,1

27,6

30,2

33,8

37,2

45,0

139

23 4

25,9

28,0

30,9

34,9

38,1

46,4

140

23,6

26,4

28,6

31,4

35 4

38,2

48,0

141

24,1

27,0

29,1

32,3

36,3

40,8

50 0

142

24 6

27,5

29,7

33,0

37,4

42,3

51,8

143

25,0

28,0

30,3

33,7

38,0

43,6

53,3

144

25,6

28,7

31,1

34,6

39 0

45,0

55 0

145

26,2

29 4

32,0

35,4

40,2

46,7

56 8

146

26 7

29,9

32,7

36 3

41,4

48 4

58 4

Весы
Рис. 2. Весы.
Массу тела у детей определяют также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым и А. В. Мазуриным (1977).

  1. Дети первого года жизни:

а)    масса тела у детей первых 6 месяцев равна массе тела при рождении +800 п, где п — возраст в месяцах;
б)    масса тела у детей второго полугодия равна массе тела при рождении + прибавка массы за первое и второе полугодия: (800 *6) + 400(п — 6), где п — возраст в месяцах.
Допускаемые пределы колебаний: 3—6 мес.±1000 г; 7—12 мес. ±1500 г.

  1. Дети от 2 до 12 лет: масса тела в 5 лет — 19 кг; на каждый недостающий год вычесть 2 кг; на каждый последующий год прибавить 3 кг. Допустимые пределы колебаний: 0—5 лет ±3 кг; 5—10 лет ±6 кг; 10—15 лет ±10 кг.

Масса тела ребенка в отличие от длины тела — более лабильный показатель, отражающий степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При оценке массы тела у детей первого года жизни необходимо помнить, что увеличение длины тела на 1 см, как правило, соответствует увеличению массы тела на 300 г в первом полугодии

и 250 г во втором. Кроме того, при расчете массы тела у детей первого года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г.
Массо-ростовой показатель, используемый в качестве критерия зрелости новорожденного, в норме равен 60— 70.
Измерение окружности грудной клетки, головы, живота. Динамометрия. При измерении сантиметровой лентой (рис. 3) допускаются отклонения ±0,5 см.
Окружность грудной клетки измеряют в трех положениях: в состоянии покоя, при вдохе и выдохе, а у маленьких детей только в состоянии покоя. При измерении сантиметровую ленту накладывают сзади под углом лопаток, а спереди — по нижнему краю околососковых кружков. У девочек с развитыми грудными железами ленту спереди проводят на уровне верхнего края IV ребра над молочными железами. Руки ребенка должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону. При измерении рекомендуется натянуть ленту, слегка прижав мягкие ткани. У новорожденного окружность грудной клетки 32—34 см. У детей первого года жизни она увеличивается ежемесячно на 1,25— 1,3 см, составляя к году (48±3,5) см.
Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают горизонтально через затылочный бугор сзади и по лбу над бровями спереди. Окружность головы у новорожденного 34—35 см. У детей первого года жизни она увеличивается ежемесячно на 1 см, составляя к году (46—47±2,5) см.
Ориентировочно окружность головы у детей 2—15 лет можно оценить по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см надо вычесть 1 см, на каждый последующий — прибавить 0,6 см.
Окружность плеча измеряют в верхней трети его при свободно опущенной руке на уровне подмышечной впадины. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально в месте наибольшего развития двуглавой мышцы.
При измерении окружности живота сантиметровую ленту обычно накладывают горизонтально на уровне пупка или в области наибольшего выпячивания живота.

Измерение окружности головы

Р и с. 3. Измерение окружности головы (а), груди (б), живота (в), бедер (г), голени (д), плеча (е), предплечья (ж)
Для измерения окружности бедра сантиметровую  ленту накладывают горизонтально на уровне ягодичной складки.
Для измерения окружности голени ленту накладывают горизонтально на уровне наибольшего объема икроножных мышц.
Ширина плеч измеряется тазометром на уровне наибольшей ширины плеч без нажима.
Ширина таза измеряется тазометром. Определяют межвертельную дистанцию, при этом оба конца циркуля сдавливают подкожную жировую клетчатку. Точность измерения ±0,5 см.
Диаметр костей плеча и бедра измеряют штангенциркулем, который накладывают в дистальной части плеча или бедра между мыщелками. Мягкие ткани сдавливают браншами штангенциркуля. Точность измерения ±0,25 см.
При измерении силы сжатия мышц руки используют ручной динамометр, рассчитанный на 30 кг для детей дошкольного и младшего школьного возраста и на 90 кг для детей старшего школьного возраста (рис. 4). Ребенок максимально сжимает динамометр правой, затем левой рукой. Рука, сила сжатия которой измеряется, должна быть вытянута в сторону и поднята до уровня плеч, а шкала и стрелка динамометра обращены к поверхности ладони. Измерение повторяют 2—3 раза и записывают наибольшую цифру. Точность измерения ±2 кг.

Ручной динамометр
Рис. 4. Ручной динамометр:
а — для детей; б — для взрослых; в — измерение силы сжатия кисти.

Номограмма для вычисления поверхности тела по высоте и масс
pис. 5. Номограмма для вычисления поверхности тела по высоте и массе (по Графорду, Герри и Фурку).
Точки измерения и направление кожно-жировых складок
Рис. 6. Точки измерения и направление кожно-жировых складок при калиперометрии (а) и измерение толщины кожно-жировой складки с помощью калипера (б).
Для определения становой силы используют становой динамометр, который снабжен опорной площадкой (подножкой с крюком), цепью и ручкой. При измерении становой силы ребенок должен стать на опорную площадку так, чтобы крюк находился между двумя ступнями на середине их длины, а ручка динамометра — на уровне подколенной ямки. Ноги испытуемого при этом должны быть выпрямлены. Далее испытуемый сгибается, берется руками за ручку и с максимальным усилием медленно выпрямляется. Исследования повторяют 2—3 раза, отмечают лучший результат. Точность измерения 4=5 кг.
Поверхность тела — один из важнейших показателей физического развития. Вычисляется она обычно по номограмме (рис. 5) с учетом длины и массы тела. Известно, что поверхность тела ребенка, приходящаяся на 1 кг его массы, у новорожденного в три, а у годовалого в два раза больше, чем у взрослого.
Степень развития подкожной жировой клетчатки. Ее можно определить с помощью измерения кожно-жировых складок калипером. Обычно измеряют толщину четырех кожно-жировых складок: над трехглавой мышцей, под нижним углом лопатки, над гребнем подвздошной кости и в подколенной ямке. Brook (1971) рекомендует измерять кожные складки также в четырех точках: над трехглавой и двуглавой мышцами, над гребнем подвздошной кости, под нижним углом лопатки. Измерение проводится калипером Беста. Бранши калипера должны иметь давление 10 г/мм2. Направление кожно-жировой складки в каждом месте замера должно быть строго определенным (рис. 6). Так, при измерении кожно-жировой складки под нижним углом лопатки складка захватывается несколько наискось от угла лопатки кнаружи. Толщина ее замеряется перпендикулярно к направлению складки. Кожно-жировые складки над трехглавой мышцей (в средней трети плеча) и в подколенной ямке захватывают вертикально, а замеряют горизонтально.
При измерении кожно-жировых складок их плотно зажимают большим и указательным пальцами, причем высота складки должна быть около 10 мм. Складку ниже пальцев руки захватывают браншами калипера и отсчитывают ее толщину в миллиметрах. Толщину каждой складки измеряют три раза и находят среднее значение. Зная величину кожно-жировых складок, можно определить процент жира в теле ребенка, используя номограммы (рис. 7). Сопоставление полученных величин с массой тела позволяет вычислить абсолютное количество жира и тощей массы тела (активная масса тела), а также судить о преимущественном развитии жировой ткани или активной массы тела.
Наряду с этим рекомендуется определять индекс активной массы (ИАМ):

ИАМ= активная масса тела (кг) / (длина тела (м)Х10)

ИАМ дает возможность оценить степень развития мускулатуры. У детей ИАМ обычно составляет 0,77— 0,86. У юных спортсменов ИАМ выше (0,89—1,08), чем у детей, которые не занимаются спортом
Степень развития подкожной жировой клетчатки устанавливают и соматоскопически по выраженности костного рельефа плечевого пояса. Подкожный жировой слой развит слабо (1 балл), если ясно контурируются кости плечевого пояса. При средней (2 балла) степени развития подкожной жировой клетчатки костный рельеф плечевого пояса несколько сглажен; при сильной степени (3 балла) костный рельеф сглажен, контуры округлены.

Рис. 7. Номограммы для определения процента жира (относительной плотности тела) по величине жировых складок на плече (Т) и под лопаткой (СС) для мальчиков (cf) и девочек (9) 9—12 (а, б) и 13—16 (в, г) лет (по J. Pazirkova).

Степень развития мускулатуры. Ее можно определить соматоскопически, по результатам измерения силы мыши, руки и становой силы, а также по ИАМ. Соматоскопически развитие мускулатуры оценивают по трехбалльной системе. При слабом развитии мускулатуры (1 балл) рельеф мышц выражен слабо, при сильном (3 балла) — сильно, при среднем (2 балла) — средне. Для оценки силы мышц руки и становой силы используются таблицы стандартов.
Развитие костной системы. Важным показателем биологической зрелости организма ребенка и подростка служит степень развития скелета. Хотя сроки появления ядер окостенения отдельных частей скелета разные, но для каждой кости они колеблются в определенных пределах. Между развитием костной системы, процессами роста и созревания детского организма существует тесная корреляционная взаимосвязь. Соответствие степени окостенения отдельных костей тому или иному возрасту, тесная взаимосвязь между развитием процессов оссификации и функциональной активностью желез внутренней секреции позволяют говорить о так называемом костном возрасте, являющемся показателем биологического. О соответствии костного возраста календарному можно судить по рентгенограмме кисти. Однако, чтобы избегать излишнего облучения растущего организма ребенка, рентгенографию кисти рекомендуется проводить лишь детям, у которых имеются значительные отклонения в уровне биологического развития.
Кроме того, чтобы судить о степени физического развития ребенка и его здоровье, важно знать время и последовательность прорезывания зубов. Для определения количества молочных зубов у детей в возрасте 6—24 месяцев надо из числа месяцев жизни ребенка вычесть 4. Необходимо отметить, что к прорезавшимся относятся постоянные зубы разных стадий прорезывания: от четкого выступления режущего края коронки над десной до полностью появившегося зуба.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »