Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Техника введения лекарственных веществ и жидкостей - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

НАРУЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

Для введения лекарственных веществ в организм ребенка используют те же пути, что и для введения их в организм взрослого: через кожу, слизистые, кишечник, ингаляционный и парентеральный (впрыскивания под кожу, внутримышечно или внутривенно). Выбор метода зависит от характера и тяжести болезни, возраста больного, особенностей медикаментозного средства и реакции организма на вводимый препарат.
Втирание. Применяется для введения через кожу лекарственных растворов и мазей. Лекарственный препарат обычно втирают в здоровую кожу. Только при таких кожных заболеваниях, как чесотка, отрубевидный и чешуйчатый лишай, гнездное выпадение волос и другие, втирания производят в места пораженной кожи. При необходимости проводить втирания в области волосистой части тела надо предварительно сбрить волосы. Перед началом процедуры руки должны быть хорошо вымыты с мылом.
Втирание производится следующим образом. Небольшое количество лекарственного препарата наносится на кожу и пальцами равномерно распределяется по поверхности, избранной для втирания. Затем круговыми и продольными движениями пальцев это вещество втирается до тех пор, пока под рукой не станет ощущаться сухая поверхность кожи.
Противопоказано делать втирания детям с поражениями кожи типа пиодермии, экссудативной экземы, дерматита, токсикодермия а также при повышенной индивидуальной чувствительности кожи больного к некоторым веществам белкового, растительного и минерального происхождения.
Обтирание. Широко применяется у детей как профилактика гнойничковых заболеваний и при лечении таких кожных заболеваний, как крапивница, почесуха, нейродермит, юношеские угри и др.
Стерильным ватным тампоном, смоченным лекарственным раствором, обтирают пораженные места. При этом не следует давить на кожу. Движения должны быть легкими, продольными, а при гнойничковых заболеваниях направленными от здоровых участков кожи к больным. В случае поражения волосистой части кожи обтирание проводят в направлении роста волос.
Смазывание. Применяется для нанесения на очаги поражения кожи мазей, паст, болтушек.
Лекарственные вещества на жировой основе наносят на пораженные участки кожи ватным либо марлевым тампоном или шпателем и легкими движениями размазывают. Так же поступают и при смазывании пастой. Не следует наносить пасты на волосистую часть кожи, не сбрив предварительно волосы.
Болтушки применяют при более обширных поражениях кожи, например при экссудативной экземе. Перед употреблением их необходимо взбалтывать, так как порошкообразные вещества, взвешенные в водно-спиртовом растворе или в масле, при стоянии оседают на дно посуды. Ватным или марлевым тампоном лекарственный препарат наносят на пораженные участки кожи. Не рекомендуется применять взбалтываемые смеси при излишне сухой коже и мокнутии.

Мазевые повязки.

Накладываются на пораженные участки кожи для длительного и более глубокого действия лекарственного вещества на жировой основе. Кроме того, повязка защищает пораженный участок от расцарапывания и загрязнения руками, а также разноса препарата на другие участки кожи и слизистые оболочки. Прикрытая повязкой мазь не пачкает белье.
Небольшое количество мази шпателем наносят на марлевую салфетку или непосредственно на пораженный очаг и фиксируют бинтом. Если на месте поражения имеются грубые обширные корки, целесообразно применить компрессную мазевую повязку. Для этого наложенная на пораженную кожу марлевая салфетка с мазью покрывается компрессной бумагой, которая плотно фиксируется бинтом. Под такой повязкой корки быстрее разрыхляются и легко отторгаются.
Мазевые повязки противопоказаны при острых воспалительных процессах на коже с мокнутием.

Влажно-высыхающие повязки.

Применяются у детей при мокнущей экссудативной экземе, экссудативном нейродермите и других островоспалительных заболеваниях кожи, сопровождающихся мокнутием.
Стерильные марлевые салфетки, сложенные в 10—15 слоев, смачивают в лекарственном растворе, отжимают и накладывают на воспаленный участок кожи. Чтобы снизить быстроту высыхания, салфетки покрывают компрессной бумагой и, не подкладывая ваты, забинтовывают. Через 4—5 ч, после высыхания, повязку меняют. В случае присыхания марли к поврежденной коже ее необходимо отмочить тем же лекарственным раствором, который использовался для повязки.

Введение лекарственных веществ в нос.

Чаще всего в нос вводятся лекарственные растворы каплями. Перед введением капель нос ребенка нужно очистить от слизи и корок. Дети старшего возраста могут это сделать путем сморкания, детям раннего возраста нос очищают с помощью «фитилька», сделанного из стерильной ваты.
Лекарственный раствор вводится в нос каплями из пипетки. Перед употреблением пипетку хорошо промывают и стеклянную часть ее стерилизуют кипячением. Закапывать капли маленьким детям лучше с помощником. Ребенок должен находиться в полулежачем положении, руки его следует придерживать. Детям старшего возраста капли в нос можно ввести в положении их сидя с запрокинутой назад головой или в положении лежа на спине, не подкладывая под голову подушку. Набрав лекарственный раствор в нижнюю треть заостренной стеклянной части пипетки и удерживая ее вертикально в правой руке, большим пальцем левой руки поднимают кончик носа ребенка. Не прикасаясь пипеткой к носу, вводят 2—3 капли вначале в одну ноздрю и сразу же голову ребенка поворачивают в сторону этой половины носа. Лекарственный раствор при этом распределится равномерно по слизистой оболочке полости носа. Спустя 1—2 минут такое же количество раствора вводится во вторую половину носа.
Если нос ребенка сильно заложен в связи с набухшей слизистой, вначале можно ввести по нескольку капель сосудосуживающих растворов эфедрина или адреналина, а затем, очистив нос, основное лекарство.
В нос ребенка можно ввести лекарственный препарат в форме порошка. При этом используется специальный порошковдуватель (инсуфлятор). В момент вдувания важно, чтобы ребенок был спокойным и по возможности задержал дыхание. Иногда порошок вдувают через металлическую или стеклянную воронку без острых краев.

Введение лекарственных средств в ухо.

Капли в ухо детям часто вводятся в связи с воспалительным процессом в среднем ухе.

Перед введением капель через наружный слуховой проход лекарственный раствор необходимо предварительно подогреть до температуры тела. Введение холодной жидкости может вызвать головокружение. После очищения наружного слухового прохода ребенка укладывают на спину, поворачивая голову на бок больным ухом вверх. Чтобы выпрямить канал наружного слухового прохода, у ребенка раннего возраста левой рукой ушную раковину оттягивают немного книзу, у старших детей — кверху и кзади. Держа пипетку в вертикальном положении в правой руке, в ухо вводят 5—6 капель. После введения капель, если имеется перфорация в барабанной перепонке, рекомендуется несколько раз нажать пальцем на козелок. Это способствует проникновению лекарства в полость среднего уха. 
После введения капель ребенка необходимо удержать в положении лежа на здоровом боку или на спине с повернутым кверху больным ухом 15—20 мин. В конце процедуры наружный слуховой проход протирают стерильной салфеткой или сухим ватным тампоном.
Порошки, эмульсии и растворы вводятся в ухо при заболевании наружного слухового прохода. Порошки вдуваются через ушную воронку резиновой грушей. При этом порошок насыпают на нижнюю стенку раструба воронки и вдувают грушей в слуховой проход. Еще удобнее вводить порошок с помощью порошковдувателя. Эмульсии и растворы могут быть введены на пропитанной ими стерильной марлевой турунде. Турунда осторожно вводится коленчатым или глазным пинцетом и остается в наружном слуховом проходе в течение суток.

Введение лекарственных веществ в конъюнктивальный мешок глаза.

Капли в конъюнктивальный мешок глаза часто приходится вводить новорожденным и детям раннего возраста. При этом важно соблюдать правила асептики. Пипетка перед употреблением должна быть чисто вымыта и простерилизована кипячением. Нельзя допускать, чтобы набранный в стеклянный конец пипетки лекарственный раствор попадал в эластичный баллончик пипетки. Во избежание этого после заполнения пипетку следует держать строго вертикально.
Капли закапывают в глаз ребенку при участии помощника, который удерживает ребенка в положении лежа, фиксируя при этом его голову, руки и ноги. Врач держит пипетку с лекарственным раствором в правой руке, а левой оттягивает нижнее веко или, если ребенок рефлекторно сжал веки, раздвигает их. Затем пальцами правой руки он надавливает на эластичный баллончик пипетки и вводит в конъюнктивальный мешок 1—2 капли лекарственного раствора.

Закладывание в конъюнктивальный мешок мази.

При воспалительных заболеваниях конъюнктивы глазного яблока или наружных краев века в конъюнктивальный мешок можно ввести мази. Мазь вводится специальной стеклянной палочкой, один конец которой уплощен в виде лопаточки. Перед введением мази стеклянная палочка должна быть простерилизована кипячением. Ребенок фиксируется помощником. Затем стеклянной палочкой берут немного (величиной с небольшую горошину) глазной мази и вводят ее в наружный угол конъюнктивального мешка, а при заболевании век намазывают на больной участок. После этого глаза ребенку закрывают и слегка массируют веки.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »