Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Местные отвлекающие процедуры - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

К местным отвлекающим процедурам относятся согревающий компресс, грелки, горчичные обертывания, горчичники, припарки и банки.
Согревающий компресс. Это одна из наиболее частых местных тепловых процедур, которая широко используется как в условиях стационара, так и на дому. Она обеспечивает мягкий тепловой эффект при воспалительном процессе на ограниченной поверхности (лимфаденит, воспаление среднего уха, абсцессы, флегмоны, ушибы и др.)
Основными слоями согревающего компресса должны быть: 1) влажный, или внутренний, состоящий из 6—8 слоев марлевых салфеток либо бинта; 2) изолирующий, или средний, представляющий собой полиэтиленовую пленку, тонкую клеенку или вощеную бумагу; 3) утепляющий, или наружный, из ваты (желательно не гигроскопической) толщиной 2—3 см. При отсутствии ваты для этой цели используют кусок фланели, бумазеи, шерстяной платок, шарф или другой задерживающий теплоту материал.
Для получения нужного теплового эффекта важно соблюдать правильное соотношение размеров между слоями. Влажный слой должен соответствовать величине воспаленного участка тела, средний на 2—4 см перекрывать влажный, наружный — перекрывать все нижележащие слои. Слои компресса лучше вначале уложить на столе. Внутренний слой смачивают водой в смеси со спиртом (1:1) либо маслом (камфорным или др.) и отжимают.
Приготовленный таким образом компресс прикладывают влажным слоем к коже больного участка тела и плотно прибинтовывают, чтобы не проходил воздух. Компресс обычно удерживают 4—8 ч, затем делают перерыв на 1—2 ч и вновь накладывают. И так в течение 2—4 дней. При смене компресса внутренний слой следует поменять, поскольку во влажной теплой среде могут активно размножаться микроорганизмы. Кожа после снятия компресса легонько протирается ватой, смоченной в чистой кипяченой воде с добавлением одеколона или спирта.
Если необходимо наложить компресс на ухо ребенка, влажные салфетки кладут на сосцевидный отросток несколько шире. Их должна перекрывать полиэтиленовая пленка или вощеная бумага, а ватой покрывают все ухо, в том числе и ушную раковину, и плотно забинтовывают.
Некоторые трудности представляет накладывание компресса на шею. Чтобы воздух не проникал к влажному слою и повязка не сбивалась, влажную марлю нижнего слоя и перекрывающую ее пленку надо накладывать на переднюю поверхность шеи от одного до другого уха. Прибинтовывают не только вату, покрывающую первые два слоя компресса на шее, но делают несколько ходов бинта вокруг головы. Детям первых двух лет жизни компресс на шею назначают редко. Не следует назначать компресс на грудную клетку, ибо плотное прибинтовывание компресса ведет к ограничению дыхательной экскурсии грудной клетки.

Грелки.

 Используются как местная тепловая процедура при поверхностно расположенном воспалительном очаге в фазе инфильтрации, рассасывания гематом, при миозитах, для снятия спазмов гладкой мускулатуры желчного пузыря и желчных ходов, кишечника и других органов. В домашних условиях они могут применяться для согревания недоношенных детей.
Резиновую грелку заполняют горячей водой (температура 60—70 °С) только наполовину. Воздух над водой по возможности выдавливается, после чего грелку плотно закрывают пробкой, чтобы не протекала вода. Во избежание ожогов грелку перед наложением на больной участок тела заворачивают полотенцем.
Вместо резиновой грелки для этой же цели можно использовать бутылку, которую также после заполнения водой тщательно закупоривают и обертывают полотенцем. Наиболее удобна для согревания электрическая грелка с регулятором.
При согревании недоношенного ребенка его заворачивают в одеяло и вокруг обкладывают грелками или бутылками с горячей водой, однако так, чтобы они не оказывали давления на тело ребенка и не вызывали чрезмерного повышения температуры вокруг него. Рядом с ребенком кладут комнатный термометр для определения внешней температуры. Необходимо следить, чтобы термометр не соприкасался с грелкой.

Горчичные обертывания.

Это часто применяемая отвлекающая тепловая процедура. Она оказывает также успокаивающее и потогонное действие. Горчичные обертывания показаны при острых респираторных заболеваниях, пневмонии и др. Можно делать общие горчичные обертывания или местные — только на грудную клетку (детям дошкольного и школьного возраста).
Примерно 100—200 г сухого порошка горчицы заливают 2—3 л крутого кипятка и тщательно размешивают палочкой или ложкой. Приготовленная смесь должна отстояться в течение 3—4 мин. Затем жидкую часть смеси сливают в другую посуду, смачивают в ней простыню либо пеленку, отжимают ее и расстилают на байковую или фланелевую пеленку, положенную на шерстяное одеяло. Обнаженного ребенка укладывают на влажную простыню так, чтобы ею можно было прикрыть все тело, а верхний край находился на уровне нижней челюсти. Область промежности защищают от раздражения сухим подгузником. Затем ребенка быстро оборачивают влажной простыней. При этом руки его вначале поднимают вверх и одним краем простыни покрывают грудь и живот, потом руки опускают и другим краем простыни прижимают их к туловищу. При обертывании необходимо избегать образования складок. Поверх влажной простыни заворачивают фланелевую, затем шерстяное одеяло. Голову ребенка оставляют открытой. Чтобы пары горчицы не раздражали верхние дыхательные пути, шею обкладывают сухой пеленкой или платком. При проведении горчичного обертывания только грудной клетки у старших детей влажной простыней покрывают тело от ключиц до пупка.
Ребенок остается завернутым 20—30 мин. В это время ему надо периодически давать пить подслащенную воду или раствор глюкозы, проверять пульс на височной артерии. После развертывания ребенка и снятия влажной простыни его следует ополоснуть чистой водой (температура 34—36 °С), вытереть досуха и, тепло укутав, уложить в кровать.
Процедуру повторяют через день, всего 5—6 раз.

Горчичники.

Используются с той же целью, что и горчичные обертывания. Применяют как готовые горчичники, так и свежеприготовленные. Готовые горчичники сильнее раздражают кожу, поэтому предпочтительнее делать их самим. Для этого чайную ложку сухой горчицы смешивают с таким же количеством муки. К смеси прибавляют 2-3      столовые ложки горячей воды (температура 70— 80 °С) и размешивают до образования густой кашицы. Полученную массу намазывают на чистую салфетку или участок пеленки, прикрывают другой стороной салфетки или пеленки и прикладывают к определенному участку тела. Сверху такой горчичник фиксируют бинтом. Продолжительность процедуры 8—10 мин. После снятия горчичника покрасневшую кожу обмывают теплой водой и смазывают прокипяченным подсолнечным маслом или вазелином.
Готовый горчичник перед употреблением смачивают горячей водой и прикладывают к телу ребенка той стороной, на которой намазана горчица. Держат его 2-5       мин, а после снятия кожу также слегка обмывают и смазывают.

Припарки.

Это один из видов теплолечения, который можно применять для детей в домашних условиях.
В мешочек из плотной ткани насыпают льняное семя, овес или отруби, зашивают и опускают в кипящую воду. Через 15—20 минут мешочек извлекают из воды и отжимают, после чего завертывают в полотенце и прикладывают к больному месту. Сверху припарку укрывают шерстяным платком. Когда припарка остынет, мешочек повторно нагревают в кипящей воде и снова прикладывают.

Банки.

Чаще используют как отвлекающее средство. Их назначают при бронхитах, пневмониях, плевритах, миозитах, невритах. Однако в настоящее время банки стали применяться реже, поскольку они грубо нарушают микроциркуляцию в коже и подкожной клетчатке, нередко вызывают массивные кровоизлияния на месте их присасывания, ведущие к облитерации мелких сосудов, повышают внутрисосудистую гемокоагуляцию. Вместо банок лучше воспользоваться ваннами, горчичниками, горчичными обертываниями.
Банки противопоказаны при заболеваниях кожи (экземы, пиодермия и др.), склонности к кровотечениям, общем истощении, чрезмерном возбуждении. Не следует применять банки детям раннего и дошкольного возраста. Техника выполнения этой процедуры нами излагается только потому, что в народе еще существует доверие к ней.
Ставят банки чаще на спину, для чего больного обнажают до пояса и укладывают в удобной позе на грудь. При этом важно успокоить ребенка, снять излишнюю настороженность. Места наложения банок смазывают вазелином или детским кремом. Хорошо укрепленный на конце зонда ватный тампон смачивают спиртом и слегка отжимают, с тем чтобы избежать попадания на кожу больного капель горящего спирта. Флакон со спиртом надо закрыть и отставить в сторону. В правую руку берут зонд с зажженной на нем ватой, в левую 1—2 банки. Быстрым движением пламя вносят внутрь банки, не накаляя ее краев, и плотно всей окружностью накладывают банку на тело. За счет разрежения воздуха банка присасывается к коже. Если разрежения воздуха не образуется, банки неплотно пристают к телу и могут самостоятельно отпадать. Банки не следует ставить на позвоночник, область сердца, грудины, грудных желез.
Больного с наложенными банками прикрывают одеялом. Через 10—15 минут банки снимают. Для этого одной рукой банку слегка наклоняют в сторону, а пальцем другой руки надавливают на кожу у края банки, способствуя проникновению под нее воздуха, после чего она легко отделяется. Места, где стояли банки, слегка протирают сухим или смоченным спиртом тампоном, удаляя слой вазелина. После процедуры больной должен полежать в постели 30—40 мин, а лучше делать это перед сном.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »