Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Схема оценки физического развития ребенка - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

  Физическое развитие ребенка обычно оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно не только решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки и других показателей возрасту ребенка, но и указать, насколько гармонично его развитие. Для детей школьного возраста эти показатели следует оценивать с учетом биологической зрелости.
Для оценки физического развития детей использовались различные методы — индексов, сигмальных отклонений, шкалы регрессии, центили. Однако метод индексов признан непригодным для оценки физического развития растущего организма, поскольку установлено, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно, а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении, что исследуемая выборка соответствует закону нормального распределения, хотя исследование форм распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др.) указывает на их асимметрию, чаще правостороннюю. Поэтому границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинную оценку.
Центильный метод не ограничен характером распределения вариантов. Он прост в работе, так как при использовании центильных таблиц или графиков исключаются расчеты. Двухмерные центильные шкалы «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются масса и окружность груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.
При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень признака по его положению в центильном ряду. Длина тела в этом случае оценивается пятью группами. Показатели, попавшие в 25—75 центили, следует считать средними, в 10—25 — нижесредними, в 75—90 — вышесредними, в 3—10 — низкими, в 90—97 — высокими.

 

Табл. 12. Схема оценки физическою развития детей по центильным таблицам

 

 

Центили (длина тела)

 

 

3-10

10-25

25-75

75-90

90-97

Центили (масса тела)

90—97  

Низкое резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Нижесреднее резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Среднее резко дисгармоничное ИМТ II ст.

Вышесреднее резко дисгармоничное
ИМТ II ст.

Высокое резко дисгармоничное ИМТ II ст.

75—90

Низкое дисгармоничное ИМТ I ст.

Нижесреднее дисгармоничное ИМТ I ст.

Среднее дисгармоничное ИМТ I ст.

Вышесреднее дисгармоничное ИМТ I ст.

Высокое дисгармоничное ИМТ I ст.

25—75

Низкое гармоничное

Нижесреднее
гармоничное

Среднее гармоничное

Вышесреднее
гармоничное

Высокое гармоничное

10—25

Низкое дисгармоничное ДМТ I ст.

Нижесреднее дисгармоничное ДМТ I ст.

Среднее дисгармоничное ДМТ I ст.

Вышесреднее дисгармоничное ДМТ I ст.

Высокое дисгармоничное ДМТ I ст.

3—10

Низкое резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Нижесреднее резко дисгармоничное
ДМТ II ст.

Среднее резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Вышесреднее резко дисгармоничное
ДМТ II ст.

Высокое резко дисгармоничное ДМТ II ст.

В настоящее время все шире используется комплексная схема оценки физического развития детей. В ней учитывают как биологический уровень зрелости, так и морфофункциональное состояние организма. При определении биологического уровня зрелости детей (см. табл. 10, 11) оценивают длину тела, характер ее погодовых прибавок, число постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в различные возрастные периоды отдельные показатели биологического развития могут быть ведущими или вспомогательными. Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. Для детей среднего и старшего школьного возраста большее значение имеют выраженность вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов и меньшее — длина тела и развитие зубной системы.
Физическое развитие детей оценивается в такой последовательности. Вначале с помощью табл. 10, 11 определяют соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М ± 1 а). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, то это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития.
Затем оценивают антропометрические и функциональные показатели. Для оценки антропометрических показателей используют центильный метод, а функциональные показатели, как уже отмечалось, сравнивают с возрастными стандартами. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, особенно резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем и они подлежат специальному углубленному обследованию. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы лечения и оздоровления. Функциональные показатели у детей с гармоничным развитием находятся в пределах от М — 1а до Af+ 1а или больше. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием эти показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Крайние положения обычно занимают патологические типы конституции.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время необходим пересмотр основных физиологических параметров, характеризующих рост и развитие детей. Оценка физического развития детей должна быть комплексной и наряду с антропометрическими и функциональными включать биохимические показатели.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »