Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Исследование функций поджелудочной железы - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

Функцию поджелудочной железы можно исследовать путем определения ферментов (трипсин, амилаза, липаза), поступающих в двенадцатиперстную кишку, части ферментов, проникающих в кровь и мочу (амилаза, липаза), а также ферментов, частично выделяющихся с калом (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, трипсин, липаза).
Как уже отмечалось, секрет поджелудочной железы, поступающий в кишечник, получают с помощью дуоденального зондирования. При этом в качестве раздражителей панкреатической секреции используют хлористоводородную кислоту и секретин, которые усиливают отделение жидкой части панкреатического сока и бикарбонатов. Для стимуляции секреции ферментов используют панкреозиминут и подсолнечное масло. В педиатрическом практике широкое применение получило определение амилазы в моче.
Основная часть ферментов поджелудочной железы выделяется в кишечник и участвует в пищеварении. Однако небольшое количество их проникает в кровь и затем выделяется с мочой. Поступление ферментов в кровь при заболеваниях поджелудочной железы намного возрастает. В связи с этим определение их количества в крови и моче имеет диагностическое значение.

Определение амилазы мочи (по Вольгемуту).

Метод основан на установлении активности амилазы по расщеплению крахмала, добавленного в мочу.
В штатив вставляют 12 пробирок и в каждую из них, кроме последней, вводят по I мл мочи. Затем во все пробирки, за исключением первой, добавляют по 1 мл физиологического раствора и делают разведения 1:1, 1:2, 1:4, 1:8, 1:16, 1:32, 1:64, 1:128, 1:256, 1:512, 1:1024, 1:2048.
В каждую из 12 пробирок прибавляют по 2 мл 1 % раствора крахмала и держат в термостате 30 минут при температуре 38 °С. После извлечения из термостата пробирки помещают на 1 минут в холодную воду и, добавив в них по капле раствора Люголя, взбалтывают. В тех пробирках, где не произошло полное ферментативное расщепление крахмала, появляется синее окрашивание жидкости. Оценка ведется по последней пробирке, в которой нет следов окрашивания жидкости в синий цвет. В других пробирках цвет розовый или розово-коричневый Активность амилазы мочи в норме составляет 4—64 ед. При панкреатитах и некоторых вирусных инфекциях (паротит, грипп) активность ферментов часто повышена. Снижение активности наблюдается при хроническом панкреатите, нефрите и других заболеваниях.
Пробы для диагностики муковисцидоза. Основаны на выявлении снижения переваривания эмульсии рентгеновской пленки протеолитическими ферментами, содержащимися в кале (рентгенопленочный тест), и на обнаружении повышенного количества натрия и хлора в поту, выделившемся после стимуляции потоотделения электрофорезом пилокарпина и др.
Рентгенопленочный тест (проба Швахмана) проводится следующим образом: к 1 г кала, помещенного в градуированную пробирку, добавляют 9 мл 5% NaHCO3, получая таким образом исходное разведение 1:10. Из него делают разведения 1:20, 1:40, 1:80, 1:160, 1:320, 1:640. Содержимое пробирок перемешивают и по одной капле из каждой из них наносят на эмульсионный слой рентгеновской пленки. Пленку помещают в термостат при 37°С на час, после чего учитывают результат. В норме эмульсия переваривается на месте нанесенной капли с разведением 1:160 и выше, при муковисцидозе — 1:40 и более низких.
Электрофорез с пилокарпином позволяет собрать достато-чное количество пота для определения в нем натрия и хлора. При муковисцидозе содержание этих элементов в поту значительно повышено (больше 80 ммоль/л ).
Тыльную и внутреннюю поверхность предплечья очищают от жира эфиром и дистиллированной водой. На это место накладывают отрицательный электрод (анод) с многослойной марлевой прокладкой, пропитанной 0,5 % раствором пилокарпина. Положительный электрод (катод) с марлевой прокладкой, смоченный слабым электролитным раствором, накладывают на плечо. Постепенно в течение 1-2 минут увеличивают силу постоянного тока от 0 до 4 мА, затем продолжают ионофорез на протяжении 10 мин. После этого в течение минуты силу тока уменьшают до нуля, снимают электроды, кожу под анодом моют дистиллированной водой и высушивают.
До начала манипуляции необходимо вырезать и взвесить на аналитических весах кусочек фильтровальной бумаги, который после снятия электродов накладывают на участок кожи предплечья, где лежал анод. Фильтро-
вальную бумагу покрывают целлофаном и забинтовывают на 30 мин. Затем эту бумагу извлекают и вновь взвешивают с точностью до 1 мг. Необходимо, чтобы бумага впитала в себя не менее 40 мг пота. При правильном проведении манипуляции масса фильтровальной бумаги за счет впитанного пота увеличивается на 100—200 мг. После взвешивания бумагу помещают в небольшой объем дистиллированной воды и элюируют в течение 12 ч. В элюате с помощью пламенного фотометра определяют концентрацию натрия и химическим путем концентрацию хлора.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »