Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Исследование испражнений - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

Исследование испражнений у детей производится путем внешнего осмотра, микроскопического, химического и бактериологического анализов.
Внешний осмотр. Дает возможность оценить цвет, запах, консистенцию, которые во многом зависят от возраста ребенка, характера пищи, функции кишечника, печени, поджелудочной железы и других факторов. В первые 3—4 дня жизни ребенок выделяет меконий. Это гомогенная масса темно-зеленого цвета с мелкими желтоватыми включениями. В состав мекония входят слизь, остатки спущенного эпителия, кристаллы билирубина, жир, жирные кислоты и небольшое количество бактерий. У ребенка, находящегося на грудном вскармливании, стул оранжево-желтого цвета, гомогенный, мазеобразный, кисловатого запаха, содержит преимущественно бактерии молочнокислого брожения. При вскармливании коровьим молоком стул пастообразный, беловато-желтого цвета или серый, щелочной реакции, среди бактерии в нем много кишечных палочек. В случаях расстройств пищеварения стул часто принимает зеленую окраску из-за превращения билирубина в биливердин.
У детей старшего возраста стул обычно оформлен. При колите и дизентерии стул может быть слизистый, слизисто-гнойный или слизисто-кровянистый. Кровянистые выделения без каловых масс наблюдаются при кишечной инвагинации. В случае запоров испражнения очень тверды, а при спастических запорах похожи на «овечий кал». Цвет стула может изменяться в зависимости от характера пищи (темно-красный при употреблении свеклы, зеленоватый — шпината, черный — черники и т. д.), а при желтухах от окрашивающего стул стеркобилина.
При микроскопическом исследовании в нативном препарате определяют количество эритроцитов, лейкоцитов, мышечных волокон. При исследовании на яйца глистов частичку кала наносят на предметное стекло, добавляют каплю дистиллированной воды или глицерина, прикрывают покровным стеклом и микроскопируют.
Для исследования на содержание в испражнениях зерен крахмала перед микроскопией препарат окрашивают раствором Люголя, для выявления жира — суданом III.
Химические методы исследования кала применяют для выявления скрытой крови, желчных пигментов, трипсина и других ферментов.
Реакция на скрытую кровь (бензидиновая проба). Для ее проведения ребенок не должен в течение трех дней употреблять в пищу мясо, помидоры, зеленые части растений, на это время отменяются лекарственные препараты, содержащие железо и другие тяжелые металлы.
При постановке бензидиновой пробы испражнения толстым слоем наносят на предметное стекло и добавляют несколько капель заранее приготовленного раствора бензидина (0,1 г бензидина в 10 мл 50 % раствора уксусной кислоты) в смеси с пероксидом водорода (2 мл раствора бензидина перед нанесением на предметное стекло смешивают с таким же количеством 3 % раствора пероксида водорода). После нанесения смеси на предметное стекло его кладут на белый лист бумаги и наблюдают за изменением окраски. Присутствие крови в кале дает с реактивом темно-зеленое или синее окрашивание. Скрытая кровь часто обнаруживается при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, геморрагических диатезах, энтероколитах.
Реакция на желчные пигменты (билирубин и стеркобилин). Ставится при подозрении на гемолитическую или обтурационную желтуху.
В фарфоровой ступке тщательно смешивают комочек кала и насыщенный раствор сулемы (7 г сулемы на 100 мл воды). Полученную смесь переливают в чашку Петри или широкую пробирку и оставляют на 12—24 ч. При наличии в кале большого количества билирубина (при гемолитической желтухе) осевший на дно чашки кал окрашивается в зеленый цвет, если содержится стеркобилин (восстановленный билирубин) — в розово-красный. При обтурационной желтухе кал обесцвечен и стеркобилин не выявляется.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »