Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Техника реанимации - Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

Реанимация должна начинаться в первые 1—2 минут после установления терминального состояния (клинической смерти): резкое изменение окраски кожи, отсутствие сердечных тонов и пульсации на крупных артериях, остановка дыхания, расширение зрачков. Первичная реанимация заключается в массаже сердца и проведении искусственной вентиляции легких. В условиях квалифицированной медицинской помощи пострадавшему следует внутривенно ввести 4 % раствор натрия бикарбоната.
Техника непрямого массажа сердца. Ребенка укладывают на пол или твердый матрац. Если коллектив спасающих состоит из двух человек, то один из них проводит искусственную вентиляцию легких, второй — массаж сердца. Детям старшего возраста массаж сердца делают так: одну руку ладонью кладут на нижнюю треть грудины строго по средней линии, другая рука для усиления давления накладывается на тыльную поверхность первой (рис. 56, а). Нажимать на грудину надо ритмично (силу нажима необходимо соизмерять с упругостью грудной клетки), чтобы каждое сдавление приближало ее к позвоночнику на 4—5 см. Надавливание нужно проводить в соответствии с частотой сердечных сокращений для данного возраста (70—90 раз в минуту). Для хорошо развитых детей 10—14 лет усилия одних рук не всегда достаточно, поэтому интенсивность надавливания на грудину несколько увеличивают за счет массы тела.
В промежутках между надавливаниями руки с грудины снимают, чтобы уменьшить нажим для облегчения притока крови к сердцу. Во избежание переломов ребер не следует надавливать на боковую часть грудной клетки и мечевидный отросток.
Непрямой массаж сердца ребенку
Рис. 56. Непрямой массаж сердца.
У новорожденных и грудных детей давление на область сердца осуществляется большим или указательным и средним пальцами (рис. 56, б, в). Оказывающий помощь укладывает ребенка спиной на левую руку таким образом, чтобы поддерживать левую сторону грудной клетки. Ритмическое сдавливание грудной клетки производится нажатием на нижний край грудины над мечевидным отростком. Смещение грудины допускается в пределах 1,5—2 см. Сжимать грудину надо с такой силой, чтобы вызвать искусственно выраженную пульсовую волну на сонной или бедренной артерии. У детей этого возраста рекомендуется производить 100—200 надавливаний в минуту.
При нажатии на грудину сердце сжимается между грудиной и позвоночником (рис. 56, г). Кровь изгоняется из левого желудочка сердца в большой круг кровообращения, в частности в мозг и коронарные сосуды. Одновременно кровь из правого желудочка переходит в легкие, где насыщается кислородом. После прекращения давления грудная клетка вследствие эластичности расширяется, сердце вновь заполняется кровью.

Искусственная вентиляция легких.

Проводится способом «рот в рот» или «рот в нос». Методика экспираторного дыхания сводится к следующему: оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшему, набирает в легкие воздух и, прикладывая свой рот ко рту больного, вдувает в его легкие этот воздух, зажимая носовые ходы (рис. 57, а, б).
Искусственная вентиляция легких
Р и с. 57. Искусственная вентиляция легких.
Закончив вдувание, голову больного необходимо отодвинуть в сторону и убедиться, что грудная клетка опускается. При попадании воздуха в желудок он обратно не выходит, и с каждым вдохом часть живота приподнимается. Это способствует выдавливанию и забрасыванию содержимого желудка в дыхательные пути. Резкое запрокидывание головы обеспечивает хорошую проходимость дыхательных путей, и значительно меньшее количество воздуха попадает в желудок. При отсутствии зонда в желудке или уверенности, что он пуст, на желудок лучше не надавливать, так как может произойти забрасывание желудочного содержимого в дыхательные пути.
При искусственной вентиляции легких способом «рот в рот» или «рот в нос» в минуту следует производить 40 вдуваний у новорожденного и 20—24 у детей старшего возраста. В случае оживления новорожденных и грудных детей вдувание должно быть не очень сильным, чтобы избежать повреждения дыхательных путей и легких.
У новорожденных и маленьких детей вдувание производят одновременно в рот и нос. Критерием эффективной искусственной вентиляции легких является достаточный объем движения грудной клетки и диафрагмы, уменьшение или исчезновение признаков гипоксии. Если грудная клетка не поднимается, то необходимо либо улучшить проходимость дыхательных путей, либо более плотно прижать рот спасающего ко рту или носу пострадавшего. Нужно предотвратить утечку воздуха через нос или рот. Проходимость дыхательных путей можно улучшить увеличением разгибания головы, выведением нижней челюсти (рис. 57, в, г).

При эффективности первичной реанимации пальпируется пульс на лучевых и сонных артериях, определяется АД (свыше 60 мм рт. ст.), исчезают синюшность, бледность или мраморность кожи, суживаются зрачки, позднее появляются реакция их на свет и движение глазных яблок.
В условиях стационара применяется медикаментозная терапия. Внутривенно вводится раствор натрия бикарбоната из расчета 2,5 мл/кг массы тела и 40 мл 20 % раствора глюкозы с инсулином и витаминами групп В и С.
При неэффективности первичной реанимации сокращения сердца могут восстановиться при введении в полость левого желудочка адреналина или норадреналина в дозах от 0,25 мг (у новорожденных) до 0,5 мг в разведении 1:1000, а также 2,5 мл 5 % раствора кальция хлорида.
Искусственная вентиляция легких с помощью дыхательных аппаратов должна проводиться анестезиологом- реаниматологом. Ребенка необходимо интубировать, для детей целесообразно использовать респираторы, регулируемые по объему. У новорожденных и грудных детей вентиляцию лучше проводить на аппарате «Вита-1» с дыхательным объемом от 5 до 500 мл. Контроль за эффективностью вентиляции легких осуществляется по данным кислотно-основного состояния.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »