Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические навыки педиатра

Практические навыки педиатра

Оглавление
Практические навыки педиатра
Антропометрические измерения
Степень полового созревания
Схема оценки физического развития ребенка
Физикальные методы исследования ребенка
Ошупывание
Выстукивание
Выслушивание
Генеалогический метод
Экспресс-методы выявления наследственных биохимических дефектов
Цитогенетические методы исследования
Дерматоглифика
Навыки по уходу за больным ребенком
Промывание желудка, клизмы
Навыки по уходу, вскармливанию и лечению новорожденных
Вскармливание доношенного новорожденного
Навыки по выхаживанию недоношенных детей
Методика выведения новорожденного из асфиксии
Гемолитическая болезнь новорожденных и техника заменного переливания крови
Техника взятия материала для лабораторных исследований
Техника введения лекарственных веществ и жидкостей
Введение лекарственных средств через рот, прямую кишку
Ингаляции
Парентеральное введение лекарственных веществ и жидкостей
Техника применения ванн
Местные отвлекающие процедуры
Методы теплолечения
Светолечение и светопрофилактика
Ультрафиолетовое облучение (УФО)
Методы исследования нервной системы
Методы исследования вегетативной нервной системы
Инструментальные методы исследования нервной системы
Функциональные методы исследования органов дыхания
Исследование газов крови
Функциональные исследования с использованием фармакологических проб
Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
Фонокардиография, реография
Реоэнцефалография, контрастная эхокардиография, поликардиография, кардиоинтервалография
Измерение артериального давления
Клинические функциональные пробы сердечно-сосудистой системы
Определение общей физической работоспособности
Лекарственные пробы
Методы исследования органов пищеварения
Дуоденальное зондирование
Исследование функций поджелудочной железы
Исследование испражнений
Методы исследования функции печени
Исследование экскреторной и обезвреживающей функции печени
Радиоизотопное исследование и УЗИ печени
Рентгенологические методы исследования желчных путей
Методы исследования почек и органов мочевыделения
Определение белка в моче
Исследования мочевого осадка
Функциональное исследование почек
Методы определения парциальной функции нефрона
Специальные методы исследования почек
Манипуляции - мочеполовая система
Методы исследования системы крови
Исследование лейкоцитов
Исследование костного мозга
Исследование лимфатических узлов
Исследование системы гемостаза
Переливание крови
Методы исследования обмена веществ
Методы исследования КОС
Методы исследования обмена белков
Исследование углеводного обмена
Исследование липидного обмена
Методы пункции и катетеризации вен
Санация трахеобронхиального дерева
СДПД
Техника реанимации
Методы определения иммунологической реактивности
Определение специфической реактивности
Методы исследования кожных покровов и слизистых оболочек
Приложения

у педиатра

Практические навыки педиатра / И. Н. Усов, М. В. Чичко, Л. Н. Астахова.
Даны рекомендации по уходу за детьми раннего возраста, технике выполнения лечебных процедур. Изложены современные методы исследования здорового и больного ребенка при наиболее распространенных детских заболеваниях.
Для врачей педиатров.

Современная педиатрия — большой раздел клинической медицины, призванный обеспечивать всестороннюю профилактическую и лечебную помощь детям в возрасте от рождения до 15 лет. Врач-педиатр должен знать все основные положения теоретической медицины, закономерности развития растущего организма, а также иметь сведения о необходимых условиях жизни ребенка (питании, воспитании и др.)  Теоретические познания нужны педиатру и для того, чтобы в каждом конкретном случае он мог оценить состояние своего пациента, его генетические и фенотипические особенности и возможности. Однако получить необходимые данные для такой оценки можно лишь в совершенстве владея современными методами исследования здорового и больного ребенка.
Оценка физического и нервно-психического развития позволяет определить соответствие установленных показателей возрасту ребенка, выявить отклонения от нормы. Физикальные методы исследования (осмотр, ощупывание, аускультация, перкуссия и др.) наиболее стары и хороши уже тем, что они всегда доступны каждому врачу и не требуют сколько-нибудь значительной технической оснащенности, обладая в то же время достаточной информативностью.
Медицинская наука проникла во многие тайны, связанные со здоровьем детей, раскрыла причины и механизмы развития большого числа заболеваний благодаря использованию технических методов исследования, значительная часть которых внедрена в педиатрическую практику. К таковым относятся инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы, рентгенологические, ультразвуковые методы исследования различных органов и тканей, биохимические методы исследования биологических жидкостей и т. д.
В процессе учебы в медицинском институте будущий врач-педиатр получает большой объем теоретических знаний о сущности болезней, их диагностике, лечении и профилактике. Практическая подготовка пока находится не на должном уровне. Если исходить из этапов познания: знакомство — знание — умение — навыки, то большинство студентов к завершению учебы в институте достигают уровня «знания», реже «умения». «Умение — это знание в действии, навыки — автоматическое звено этого действия» (С. Я. Батышев). Когда умение достигает степени автоматизма, говорят о профессионализме, профессиональном искусстве, появляющемся с опытом, на приобретение которого порою уходят годы. Ускорению этого процесса служит постдипломная интернатура, когда молодой врач может в полной мере проявить свою самостоятельность в овладении тем или иным методом, ощутить свои слабые стороны, активно совершенствоваться в приобретении навыков. Однако в этом деле ему необходим консультант и помощник. Таким помощником является прежде всего соответствующая книга.
«Практические навыки педиатра» написаны на основании многолетнего опыта преподавания педиатрии и обучения будущих врачей, а также интернов методам исследования здорового и больного ребенка на педиатрическом факультете Минского медицинского института. Книга была апробирована как пособие для студентов, после чего в нее внесены добавления и исправления. Данное издание предназначается для молодых специалистов-педиатров. Многие сведения могут быть полезны и другим врачам, осуществляющим медицинское обслуживание детского населения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В процессе наблюдения за здоровым и больным ребенком для педиатра важно прежде всего правильно оценивать показатели его физического развития. Большинство данных о физическом развитии можно получить с помощью антропометрических измерений.

Название

До года

1—7 лет

7—15 лет

Длина тела лежа

+

 

 

Длина тела стоя

+

+

Длина тела сидя

+

+

Масса тела

+

+

+

Окружность грудной клетки

+

+

+ (вдох, выдох, пауза)

Окружность головы

+

+ (до 3 лет)

Спирометрия

+

Динамометрии

+

Становая сила

+

Степень отложения подкожного жира

 

+

+

Особенности развития костных образований

-

+

+

Психомоторное развитие

+

+

+



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практическое руководство по лечению алкоголизма »