Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

СРЕДСТВА С ВОЗБУЖДАЮЩЕ-СТИМУЛИРУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ (ANALEPTICA)
ЗАНЯТИЕ 19

Тема занятия: Препараты группы кофеина, ксантиновых производных и камфары

Основные вопросы темы. Определение понятий аналептического, тонизирующего и стимулирующего центральную нервную систему эффектов. Общие принципы аналептического действия (влияние на рефлекторные реакции, скорость проведения нервных импульсов, сумационную способность, лабильность, антинаркотическое действие—«пробуждающий» эффект и т. д.). Действие аналептиков на жизненно важные центры мозга. Локализация действия.
Общая характеристика ксантиновых алкалоидов кофеиновой группы — производящие растения, химическая структура, аналептическое, сердечно-сосудистое действие кофеина. Анализ действия кофеина на центральную нервную систему и кровообращение. Сравнительная оценка теобромина, теофиллина, эуфиллина, дипрофиллина. Понятие об антифеинах. Использование кофеина и ксантиновых производных в практической медицине.
Камфара — получение, физико-химические свойства, локальное действие. Аналептическое, судорожное, кардиотоническое действие камфары и их практическое использование. Препараты камфары для местного применения (масло камфарное, спирт камфарный, мазь) и для резорбтивного действия (камфара тертая, раствор камфары масляный).
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние кофеина на дыхание и пульс.
Исследовать у 4-х студентов частоту дыхания, частоту и наполнение пульса. Принять каждому из этих студентов внутрь по 0,1 кофеина. Производить всем четверым через каждые 5—10 минут в течение получаса исследования по этим же показателям. Сделать выводы.
Опыт 2. Влияние кофеина на деятельность сердца.
Записать на ленте кимографа кривую сокращений изолированного сердца лягушки; затем пропустить раствор кофеина 1 : 10 000 и записать кривую; зарисовать кривую и сделать выводы.
Опыт 3. Растворимость камфары.
В четыре пробирки всыпать по 0,2 тертой камфары; добавить в одну пробирку 1 мл воды, во вторую — 1 мл спирта, в третью — эфира и в четвертую — растительного масла; взболтать содержимое пробирок и отметить скорость растворения камфары в перечисленных растворителях; сделать выводы о практическом значении полученных результатов.
Опыт 4. Раздражающее действие камфары на кожу.
Нанести на кожу предплечья в виде компресса камфарный спирт и отметить характер местной реакции; дать объяснение.
Опыт 5. Антитоксическое действие камфары на отравленное сердце.
Фиксировать двух лягушек на пробковой доске брюшком вверх, обнажить сердце, вскрыть перикард и подсчитать число сердечных сокращений; затем одной из лягушек в бедренный лимфатический
мешок ввести 0,5 настойки ландыша, а другой — такое же количество настойки ландыша с 0,25 мл раствора камфары масляного; наблюдать за изменениями сердечной деятельности через 5, 10, 20 и 30 минут; результаты наблюдений занести в протокол и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями, содержащими ксантиновые алкалоиды и производящими камфару.
Задание 2. Заполнить таблицу сравнительной характеристики производных ксантина.


Препарат

Аналептическое
действие

Кардиотоническое
действие

Спазмолитическое
действие

Диурети
ческое
действие

Кофеин .............................
Теобромин .......................
Теофиллин .......................
Эуфиллин .........................
Дипрофиллин....................

сильное

выраженное

отсутствует

непостоянное

Задание 3. Выписать рецепты: кофеин в порошках, кофеин- бензоат натрия в ампулах и в микстуре с натрия салицилатом, масляный раствор камфары в ампулах, камфарное масло с метил- салицилатом в линименте, камфарный спирт для обтирания, камфару тертую в вощеной бумаге.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (7).
Реактивы и медикаменты: кофеин в порошках по 0,1 числом 4, раствор кофеина 1 : 10 000, настойка ландыша, масляный раствор камфары, камфарный спирт, раствор Рингера для холоднокровных.
Аппаратура и инструментарий: кимограф с закопченной лентой, установка для изолированного сердца лягушки, пинцеты, ножницы, пробковые доски, колпаки, шприц, пипетки, секундомер, вата, бинт, компрессная бумага.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Аналептики группы кофеина».
  2. Экспонаты фармакогностического музея №№ 205, 376, 398, 434, 617, 838, 878.
  3. Таблицы химической структуры и сравнительного действия производных ксантина кофеинового ряда.

ЗАНЯТИЕ 20

Тема занятия: Аналептики растительного (группа стрихнина) и синтетического происхождения. Аналептики дыхания (Analepttca respiratoria).

Основные вопросы темы. Аналептики группы стрихнина (стрихнин, секуринин, эхинопсин) — анализ действия на центральную нервную систему, органы чувств, кишечник. Механизм влияния на внутрицентральное торможение. Токсичность, широта действия, кумулятивные свойства. Острое отравление и анализ судорожного действия. Применение стрихнинных препаратов в практической медицине. Фармакология пикротоксина. Препарат — «аналептик». Сравнительная фармакологическая характеристика синтетических аналептиков (коразол, кордиамин, бемегрид) — локализация действия, анализ действия на жизненно важные центры, токсичность, практическое применение.
Дыхательные аналептики — определение понятия, действие, практическое применение. Аналептики дыхания с преимущественно центрально-прямым (антифеин) и рефлекторным (лобелин, цитизин, субехолин) действием. Коркантин. Анализ действия на организм углекислоты. Карбоген и его практическое использование.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Анализ стрихнинных судорог.
Приколоть лягушку к пробковой доске спиной кверху; удалить копчик и наложить лигатуру на бедренную артерию у места ответвления ее от брюшной аорты; ввести под кожу нижней челюсти 0,4 мл 0,01% раствора стрихнина нитрата, отколоть лягушку и посадить под колпак; наблюдать за поведением, рефлекторной возбудимостью и развитием судорог при раздражении кожи и их отсутствием при раздражении оголенной мышцы или участка кожи, предварительно смазанного 5% раствором дикаина; отметить наличие судорог в лапке с выключенным кровообращением; на одной из лапок перерезать седалищный нерв и отметить прекращение судорог в этой денервированной лапке; декапитировать лягушку и отметить продолжение судорог, затем разрушить спинной мозг и наблюдать прекращение судорог; обнажить сердце и убедиться в сохранности его деятельности; дать в протоколе объяснение всем полученным явлениям.
Опыт 2. Коразоловые судороги и их снятие.
Под кожу белой мыши ввести 0,3 мл 1% раствора коразола; отметить время наступления судорог и их характер; после этого
ввести под кожу 1 мл 10% раствора сульфата магния и вести наблюдение; дать анализ полученным результатам и сделать выводы.
Опыт 3. Пробуждающее действие коразола.
Двум мышам ввести внутрибрюшинно по 0,75 мл 0,1 % раствора гексенала; через 5 минут после наступления сна одной из них ввести также внутрибрюшинно 0,4 мл 1% раствора коразола; сравнить состояние обоих животных и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями, содержащими стрихнин (чилибуха), секуринин (секуринега), эхинопсин (мордовник), лобелии (лобелия), цитизин (ракитник, термопсис).
Задание 2. Выписать рецепты: стрихнин-нитрат в ампулах и пилюлях, экстракт чилибухи в пилюлях с мышьяковистым ангидридом, настойку чилибухи в каплях, секуринин-нитрат в каплях и ампулах, коразол в порошках и ампулах, кордиамин в каплях и ампулах, лобелии и цититон в ампулах.

Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), мыши (2).
Реактивы и медикаменты: раствор стрихнина нитрата (0,01%), раствор коразола (1%), раствор магния сульфата (10%), раствор дикаина (5%).
Аппаратура и инструментарий: колпаки, пробковые доски, ножницы, зонд, пинцеты, шприцы, лигатуры, квач с ватой.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Аналептики группы стрихнина».
  2. Экспонаты из фармакогностической коллекции №№ 463, 530, 549, 662, 715, 857.

ЗАНЯТИЕ 21

Тема занятия: Стимуляторы центральной нервной системы (Stimulantia, Tonica) и психостимулирующие средства (Psychotonica, Psychoanaleptica)

Основные вопросы темы. Главные эффекты стимулирующего действия на центральную нервную систему (усиление рефлексов, ускорение передачи нервных импульсов, антагонизм с деприма- торами центральной нервной системы, стимуляция умственной и физической работоспособности, судорожное действие в больших дозах, гипертермический эффект и др.). Применение стимуляторов в медицинской практике.

Группа стимуляторов с адреномиметическим типом действия (фенамин, первитин) — особенности фармакодинамики, недостатки. Сравнительная характеристика фенатина.
Тонизирующие центральную нервную систему препараты растительного происхождения (женьшень, элеутерококк, лимонник, левзея, эхинопанакс, аралия, стеркулия).
Стимуляторы группы дифенилметана (меридил и пиридол) — особенности их действия по сравнению с фенамином.
Общие сведения о психостимуляторах (психоаналептики) и их использовании в практике. Группа психостимуляторов с антидепрессивным воздействием на психику, ингибирующих моноаминооксидазу (ипразид, трансамин и др.) — их связь с обменом нейрогормонов (норадреналин, серотонин, ГАМК) в мозге: антидепрессивное действие некоторых фенотиазиновых производных. Психотонизирующие свойства имизина. Понятие о психотомиметических (психодислептики) галлюциногенных средствах (лизергодиэтиламид и др.) и антагонистах серотонина.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Пробуждающие свойства фенамина.
Двум мышам ввести внутрибрюшинно по 0,75 мл 0,1% раствора гексенала; через 6 минут после наступления сна одной из них ввести также внутрибрюшинно 0,5 мл 0,5% раствора фенамина; наблюдать за состоянием животных и сделать выводы.
Опыт 2. Влияние фенамина на деятельность сердца лягушки.
На закопченной ленте кимографа записать кривую сокращений изолированного сердца лягушки; затем добавить в питающий раствор Рингера одну-две капли 1% раствора фенамина; снова записать кривую сокращений сердца; сравнить обе кривые, измерить амплитуду сокращений и сделать выводы; зарисовать кривые.
Опыт 3. Влияние стимуляторов на длительность повторного плавания белых мышей.
Определить длительность плавания нескольких мышей с грузом в 1,0 г на хвосте, избрав критерием длительности плавания первое погружение мыши на дно сосуда с теплой водой; мышь, спустившуюся на дно, сразу извлечь, обсушить и дать отдых на 30 минут; отметить время длительности плавания у каждой мыши. После отдыха ввести всем мышам подкожно 1 % раствор фенамина в количестве 0,1 мл и вновь провести пробу с плаванием; сравнить результаты первого и повторного плавания, вычислить средние данные и сделать выводы.
Опыт 4. Влияние стимуляторов на мышечную работоспособность.
Определить на эргографе показатели работоспособности указательного пальца правой руки у одного из студентов; после этого принять 20 капель настойки лимонника (женьшеня) или 0,01 фенамина и через 30 минут вновь провести опыт на эргографе. Сравнить обе эргограммы и сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями, обладающими тонизирующими и стимулирующими свойствами, написать их названия и получаемые из них препараты на русском и латинском языках по схеме, содержащей следующие графы: название растения, часть растения, из которой получают препараты, название препаратов, путь введения и доза.
Задание 2. Выписать рецепты: фенамин в таблетках, первитин в таблетках, фенатин в таблетках и в растворе для инъекций, пиридрол в таблетках, имизин в ампулах, порошок семян лимонника, настойку лимонника, настойку женьшеня, настойку левзеи, трансамин в таблетках, ипразид в таблетках.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), мыши (5).
Реактивы и медикаменты:           1% раствор фенамина, настойка лимонника (женьшеня), раствор Рингера для холоднокровных.
Аппаратура и инструментарий: установка для изолированного сердца лягушки, кимограф, эргограф, эксикаторы, сосуд с теплой водой для плавания мышей, пипетки, шприц, ножницы, пинцеты, лигатуры.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Стимуляторы центральной нервной системы».
  2. Экспонаты из коллекции лекарственных растений №№ 35, 36, 261, 75, 449, 457, 763.
  3. Таблицы классификации и химических формул психостимулирующих средств.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »