Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 23
Тема занятия: Вяжущие (Adstringentia), обволакивающие (Mucilaginosa, Protectiva), адсорбирующие (Adsorbentia), мягчительные (Emollientia) и раздражающие (Rubofacientia) средства.
Эфирные масла (Oleaaetherea) и терпены.
Основные вопросы темы. Общие данные о рецепции и рецепторах. Экстеро- и интерорецепторы и их значение для рефлекторных механизмов в действии лекарств.
Понятие о вяжущем действии и его физико-химических механизмах (полукоагуляция белка). Обратимость вяжущего и необратимость прижигающего действия. Противовоспалительные, гемостатические, противопоносные (обстипирующие) свойства вяжущих средств. Вяжущие средства растительного происхождения — понятие о танидах и дубильных комплексах. Антимикробное действие полифенольных комплексов растений. Танин и его фармакодинамика. Лечебное применение танина, танальбина и теальбина. Использование в медицинской практике вяжущего действия горца змеиного, дуба, зверобоя, кровохлебки, лапчатки, подорожника большого, черники и шалфея. Вяжущее действие соединений солей тяжелых металлов (препараты висмута, свинца, алюминия). Механизм обволакивающего действия. Слизи и камеди. Применение в медицине крахмала, салепа, льняного семени, алтея лекарственного.
Адсорбирующая способность активированного угля, талька, каолина, бентонита, торфа.
Мягчительные средства в медицинской и фармацевтической практике. Понятие о висцеро-кутанных и кутанно-висцеральных рефлексах и аксонрефлексах.
Рефлекторные механизмы раздражающего кожу и слизистые оболочки действия. Понятие об «отвлекающем» эффекте и «нарывном» действии.
Фармакология нашатырного спирта.
Понятие об эфирных маслах и составляющих их терпенах. Использование эфиро-масличных растений, эфирных масел, терпенов и содержащих их препаратов в медицинской практике.
Фармакология и применение скипидара, горчицы, препаратов перца стручкового, эвкалипта и мяты. Бодяга. Акофит.
Ментол и ментолосодержащие препараты.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Действие вяжущих средств на секрецию.
Вытереть ватой досуха спинку лягушки и повторно смазать половину спины 10% раствором танина; поместить лягушку на
5—10 минут под колпак, куда для увлажнения воздуха поставить сосуд с водой; сопоставить вид обеих поверхностей спины, смазанной танином (матовая) и несмазанной (блестящая); сделать выводы.
Опыт 2. Влияние обволакивающих средств на скорость рефлекторной реакции.
Декапитировать лягушку; через несколько минут подвесить на штатив за нижнюю челюсть и повторно определить время рефлексов при погружении каждой лапки в 0,25% раствор серной кислоты (или 0,5% соляной) с последующим отмыванием каждой лапки водой; затем аналогичным образом определить время рефлекса при погружении лапки в такой же раствор кислоты, к которому добавлена крахмальная слизь. Сделать выводы.
Опыт 3. Адсорбирующие свойства активированного угля.
Налить в пробирку 3 мл 0,02% раствора стрихнина нитрата, прибавить небольшое количество активированного угля в порошке, встряхнуть и профильтровать через фильтровальную бумагу; ввести одной лягушке под кожу 0,6 мл фильтрата, а другой (контроль) — такое же количество необработанного раствора стрихнина; сравнить результаты и дать анализ.
Опыт 4. Местное действие ментола.
Смазать кожу виска студента 2% спиртовым раствором ментола и отметить характер ощущений.
Опыт 5. Действие скипидара.
Увлажнить кусочек ваты горячей водой, нанести на него несколько капель скипидара и укрепить бинтом на сгибательной поверхности предплечья студента, через час отметить эффект и сделать выводы.
Опыт 6. Действие горчичника на кожу.
Погрузить один горчичник в теплую воду, а другой — в кипяток, наложить оба горчичника на симметричных участках сгибательной поверхности предплечий, укрепив бинтом; после появления жжения снять горчичники, сравнить результаты объективного действия и субъективных ощущений (степень покалывания и жжения, покраснения, чувствительности к поглаживанию и давлению, отечность тканей и др.) и сделать выводы.
Опыт 7. Влияние горчичного эфирного масла на сосуды и кровоток.
Рассмотреть под микроскопом состояние сосудов брыжейки у лягушки (просвет, скорость и характер кровотока); нанести на брыжейку одну каплю горчичного эфирного масла и вслед за этим
пронаблюдать за теми же показателями, отметив расширение сосудов, замедление скорости кровотока, краевое стояние лейкоцитов, диапедез; сделать выводы.
Выполнение заданий
Задание 1. Выписать рецепты: танин для промывания желудка и для обработки ожогов, теальбин в порошках, отвар коры дуба для полоскания, активированный уголь с белой глиной во взвеси при отравлении, карболен в таблетках, настой алтейного корня, скипидар с хлороформом в линименте, аммиачный линимент с беленным маслом для растирания, ментол в каплях, в мази для носа, спиртовом растворе для смазывания кожи при зуде.

Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (5).
Реактивы и медикаменты: 10% раствор танина, 0,25% раствор серной кислоты, крахмальная слизь, 0702% раствор стрихнина нитрата, активированный уголь в порошке, скипидар, горчичники, эфирное масло, горчичное масло, вода дистиллированная.
Аппаратура и инструментарий: микроскоп, колпаки стеклянные, штатив, ножницы, пинцеты, шприц, мерная посуда, сосуд с водой, вата, бинты, водяная баня.
Наглядные пособия
1. Учебные стенды — «Вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства», «Раздражающие средства», «Эфирные масла и эфиро-масличные растения» (№№1, 2, 3).
2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты растений с вяжущим и раздражающим действием (№№ 24, 183, 194, 232, 280, 411, 443, 450, 551, 602, 624, 848, 867, 887).



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »