Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 24
Тема занятия: Рвотные (Emetica, Vomitiva), противорвотные (Antiemetica), отхаркивающие (Expectorantia) и противокашлевые (Antitussica) средства. Горечи (Amara) и средства, стимулирующие желудочную секрецию и аппетит (Stomachica).
Основные вопросы темы. Физиология рвотного акта и механизмы рвотного действия (центральный, периферический). Понятие о хеморецепторной «триггер-зоне». Показания к применению рвотных средств. Фармакодинамика и применение апоморфина. Рвотное действие сапонин-содержащих растений. Применение рвотных средств при лечении алкоголизма (отвар баранца, тетурам, апоморфин).
Понятие о противотошнотном, противорвотном и противоукачивающем действии и их основных механизмах. Противотошнотные свойства веществ, уменьшающих процессы брожения в желудочно-кишечном тракте. Противорвотные свойства препаратов мяты, валидола, аэрона, платифиллин, фенотиазинов. Противоукачивающие смеси.
Основные пути и механизмы отхаркивающего эффекта. Отхаркивающее действие рвотных средств в малых дозах. Предрвота (Nausea). Отхаркивающие свойства сапонинов и эфирных масел, препаратов аммиака и препаратов, содержащих опий со смягчающим кашель действием. Фармакодинамика препаратов аниса, истода, синюхи, термопсиса, чабреца, терпингидрата, пертуссина, хлорида аммония, нашатырно-анисовых капель, опийно-аммонийного порошка, пектола, бензоата натрия. Механизмы действия и применение подавляющих кашель средств.
Горечи — механизм действия, применение, препараты. Понятие о горьких гликозидах и растениях, из которых готовятся препараты горьких средств (полынь, отавник и др.).
Пряно-ароматические и повышающие кислотность желудочного сока средства. Плантаглюцид.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Рвотное действие апоморфина (демонстрация).
Собаке, предварительно накормленной за 1,5—2 часа до опыта, ввести подкожно 1% раствор апоморфина хлоргидрата из расчета 1 мг на 1 кг веса; отметить скорость наступления эффекта и повторяемость рвотных приступов.
Опыт 2. Влияние горечи на секрецию слюны.
Ополоснуть рот полынной настойкой в концентрации 1 : 100; описать субъективные ощущения и объективные данные.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с лекарственными растениями с отхаркивающим и стимулирующим пищеварение действием.

Составить таблицу по схеме:


Название растения на русском и латинском языках

Используемая часть растения

Действующее
вещество

Препараты

 

 

 

 

Таблицу составлять на следующие растения: анис, истод, мышатник, синюха, чабрец (отхаркивающие); полынь и подорожник.

Задание 2. Выписать рецепты: апоморфин гидрохлорид в растворе, настой травы мышатника с нашатырно-анисовыми каплями, отвар корня истода с хлоридом аммония, терпингидрат с гидрокарбонатом натрия в облатках, пертуссин, бензоат натрия с нашатырно-анисовыми каплями в микстуре для ребенка 5 лет, настой алтейного корня с гидрокарбонатом натрия, полынную настойку, плантаглюцид в таблетках.
Материальное оснащение занятия
Животные:     собаки (1).
Реактивы и медикаменты:         1% раствор апоморфина хлоргидрата, полынная настойка (1 : 100).
Аппаратура и инструментарий: станок для собаки, шприц.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Рвотные, отхаркивающие и противорвотные средства».
  2. Коллекция лекарственных растений: экспонаты растений с отхаркивающим действием (№№33, 308, 549, 724, 835).


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »