Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ВЕЩЕСТВА С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ДЕЙСТВИЕМ НА ЭФФЕРЕНТНУЮ ЧАСТЬ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ И МЕДИАТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ЗАНЯТИЕ 26
Тема занятия: Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы и медиация нервных импульсов.
Холиномиметические средства (Cholinomymetica).
Основные вопросы темы. Краткая характеристика анатомофизиологических особенностей вегетативной нервной системы. Медиация нервных импульсов на периферии и в центральной нервной системе и медиаторы (ацетилхолин, норадреналин, допамин, серотонин, ГАМК). Понятие о холинэргических и адренэргических нервах и невронах, холинореактивных и адренореактивных системах. Мускариночувствительные и никотиночувствительные холинореактивные системы — их биохимическая сущность, локализация и реактивность на определенные химические вещества. Понятие о центральных М- и Н-холинореактивных системах.
Классификация фармакологических средств медиаторного действия; понятие о холиномиметическом и холинолитическом эффектах. Ацетилхолиновый цикл и его значение в действии холинэргических веществ. Типовые эффекты и возможные механизмы холиномиметического действия (холиносенсибилизирующий, холиномиметический и антихолинэстеразный).
Фармакология карбахолина, ацеклидина, пилокарпина и бензамона и антихолинэстеразных средств группы эзерина (физостигмин, прозерин, галантамин) и фосфорорганических ингибиторов холинэстеразы (фосфакол, пирофос, армии, нибуфин). Оксазил и его практическое применение. Общие положения терапевтического использования М-холиномиметиков: миотико-антиглаукоматозное, антипаретическое, антимиастеническое, антикурарное, родоразрешающее, восстановительное при нервной травме действие.
Побочные явления (симптомы эзернизации) и токсичность. Понятие о реактиваторах холинэстеразы. Помощь при отравлениях.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние ацетилхолина и ареколина на сердце.
У декапитированной лягушки вскрыть грудную клетку, обнажить сердце и пронаблюдать за характером его деятельности (частота, ритмичность, сила сокращений); нанести на предсердие кристаллик ацетилхолина или несколько капель ареколина бромгидрата в концентрации 1 : 2500; проанализировать изменения в характере сердечной деятельности и сделать выводы в протоколе.
Опыт 2. Влияние ацетилхолина на спинную мышцу пиявки.
Изготовить препарат спинной мышцы пиявки и поместить его в соответствующий аппарат; записать на ленте кимографа кривую и убедиться в отсутствии самостоятельных сокращений мышцы; добавить к питающей жидкости кристаллик ацетилхолина; наблюдать за эффектом, зарисовать кимограмму и дать пояснения.
Опыт 3. Влияние пилокарпина и физостигмина на глаз.
Энуклеировать у лягушки оба глаза, поместить их в фарфоровые чашечки с изотоническим раствором натрия хлорида и поставить на некоторое время в темноту (пока не расширятся зрачки); нанести на один глаз 3 капли 1 % раствора пилокарпина хлоргидрата, а на другой — физостигмина салицилата; наблюдать за изменениями ширины зрачков (диаметр) и дать объяснение полученным явлениям.
Опыт 4. Влияние физостигмина на возбудимость тканей.
У лягушки обнажить бедренную мышцу и определить минимальную силу тока, которая вызывает ее сокращение; ввести под кожу 1 мл 1% раствора физистигмина салицилата и через некоторое время снова установить пороговую силу тока; дать объяснения в протоколе.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями: пилокарп перистолистный, физостигма ядовитая, подснежник Воронова и указать в протоколе, из каких частей этих растений и какие препараты получаются.
Задание 2. Составить таблицу классификации М — холиномиметических средств по принципу преимущественного действия на М — холинореактивные системы, М- и Н-холинореактивные системы (эфиры холина) и ингибиторы холинэстеразы.
Задание 3. Выписать рецепты: пилокарпин хлоргидрат в глазных каплях, бензамон в глазной мази, физостигмин салицилат в глазных каплях, прозерин в таблетках, ампулах и порошках как родоразрешающее, галантамин в ампулах, ацеклидин в ампулах, оксазил в таблетках, нибуфин в ампулах, фосфакол для лечения глаукомы, армии в глазных каплях, пирофос в масляном растворе для инстилляции в глаз при глаукоме.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (6), пиявки (1).
Реактивы и медикаменты: ацетилхолин в кристаллах, ареколин бромгидрат (1 : 2500), пилокарпин хлоргидрат (1%), физостигмин салицилат (1%), изотонический раствор натрия хлорида.
Аппаратура и инструментарий: источник тока, аппарат для спинной мышцы пиявки, фарфоровые чашечки, ножницы, пинцеты, зонд, циркуль, линейка.
Наглядные пособия
1. Учебный стенд — «Холиномиметические средства».
2. Коллекция лекарственных растений: экспонаты №№ 613, 628, 629, 809.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »