Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

М-холинолитические средства - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 27
Тема занятия: М-холинолитические средства (M-cholinolytica).
Основные вопросы темы. Понятие о холинолитическом (холинонегативном, холиноблокирующем, антиацетилохолиновом или антихолинэнергическом) действии и его механизмах. Основные эффекты М-холинолитиков и их практическое использование (мидриатическое, антисекреторное, спазмолитическое, бронхорасширяющее и другие виды действия). Анализ влияния холинолитиков на сердце и центральную нервную систему. Фармакология тропановых (атропин, гиосциамин, скополамин) и гелиотридановых (платифиллин) алкалоидов и их сравнительная характеристика. Препараты группы атропина (атропина сульфат, экстракт и настойка красавки, сбор противоастматический, белены масло, гиосциамина сульфат, корбелла, гоматропина гидробромид, скополамина гидробромид, аэрон, платифиллина гидротартрат).
Противоукачивающее и антипаркинсоническое действие препаратов атропиновой группы как проявление их влияния на центральные М-холинореактивные системы. Побочное действие (симптомы атропинизации) и токсичность.
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Влияние пилокарпина и атропина на сердце.
Фиксировать лягушку к пробковой доске брюшком кверху, вскрыть грудную клетку и обнажить сердце; сосчитать число сердечных сокращений, нанести пипеткой на сердце каплю 0,5% раствора пилокарпина хлоргидрата и наблюдать за изменениями в частоте сердечных сокращений; после остановки сердца нанести на сердце 1—2 капли 0,5% раствора атропина сульфата; сделать выводы о характере действия примененных веществ и объяснить сущность наблюдаемых явлений.
Опыт 2. Действие пилокарпина и атропина на гладкую мускулатуру кишечника.
Записать на ленте кимографа исходную кривую сокращений отрезка кишки; затем в стаканчик с питающей жидкостью добавить несколько капель 0,5% раствора пилокарпина хлоргидрата и записать кривую; после этого добавить 0,5% раствор атропина сульфата и снова записать кривую полученного эффекта; зарисовать кривые и дать пояснения.
Опыт 3. Антагонизм атропина и прозерина.
Взвесить двух белых мышей; одной из них ввести под кожу спины 0,5% раствор атропина сульфата из расчета 50 γ на 1 г веса; через 15 минут обоим мышам ввести подкожно 0,01% раствор прозерина из расчета 0,5 γ на 1 г веса; поместить мышей под воронки и наблюдать за их состоянием (в случае гибели отметить время); результаты занести в протокол, дав пояснения.
Выполнение заданий
Задание 1. В фармакогностическом музее кафедры ознакомиться с растениями: белена, белладонна, дурман, крестовник, скополия, указав в протоколе, из каких частей этих растений какие получаются алкалоиды и препараты по схеме:

Название растения на русском и латинском языках

Часть
растения

Алкалоиды

Препараты

Белладонна (красавка).

листья

атропин
гиосциамин

настойка, сухой и густой экстракты

Atropa belladonna и т. д

корни

»

корбелла, сукрадбелл

Задание 2. Написать в протоколе готовые комбинированные препараты, в которые входят красавка и платифиллин (беллалгин, тепафиллин, палюфин, анузол и др.), объяснив сущность комбинации.
Задание 3. Выписать рецепты: атропин сульфат в пилюлях, каплях внутрь, каплях в глаз, ампулах; экстракт красавки в пилюлях, свечах; настойку красавки, масло белены с хлороформом в линименте, гоматропин гидробромид в глазных каплях, скополамин гидробромид в ампулах, корбелла в таблетках, платифиллин гидротартрат в порошках, каплях внутрь и ампулах, гиосциамина сульфат в пилюлях.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), мыши (4).
Реактивы и медикаменты: 0,5% раствор пилокарпина хлоргидрата, 0,5% раствор атропина сульфата, 0,01% раствор прозерина, жидкость Рингера для изолированного кишечника.
Аппаратура и инструментарий: кимограф с закопченной лентой, установка для изолированной кишки, шприц, ножницы, пинцет, пипетки, воронки для мышей.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд — «Холинолитические средства».
  2. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 74, 75, 76, 239, 240, 410, 730, 731, 732.
  3. Иллюстрации растений (белладонна, дурман, белена, крестовник, скополия).


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »