Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

ЗАНЯТИЕ 28
Тема занятия: Н-холинолитические средства (H-cholinolytica), ганглиоблокирующие средства (Gangliolytica), н-м-холинолитики с атропиноподобным действием и центральные холинолитики
Основные вопросы темы. Проведение импульсов в вегетативных ганглиях. Явления поляризации, деполяризации и реполяризации. Механизмы ганглиоблокирующего действия (конкурентный и деполяризационный блок).
Ганглионарные средства с двухфазным действием на ганглии (группа никотина). Токсикология никотина. Лобелии и цитизин как ганглионарные вещества. Ганглиолитики без первой возбуждающей фазы группы четвертичных оснований аммония (пентамин, бензогексоний, диколин, димеколин, камфоний и другие) и группы вторичных и третичных аминов (пахикарпин, пирилен, мекамин и др.). Группа ганглерона.

Основные эффекты ганглиоблокирующих средств (сосудорасширяющий, гипотензивный, спазмолитический, противоотечный, утеротонический, управляемая гипотензия и другие) и их использование в медицинской практике. Особенности фармакодинамики препаратов.
Побочные действия и осложнения. Ортостатическая гипотония. Помощь при отравлениях пахикарпином. Группа веществ с сочетанным М-холинолитическим (атропиноподобным), спазмолитическим (папавериноподобным), Н-холинолитическим (ганглиоблокирующим) и центральным холинолитическим (антипаркинсоническим, транквилизирующим и др.) действием. Фармакология сложных эфиров карбоновых кислот и их применение в практике (спазмолитин, тифен, апрофен, тропацин, пентафен, метацин, бензацин, мепанит).
Лабораторно-практическая часть
Опыты и методика их проведения
Опыт 1. Щелочная реакция табачного дыма.
На смоченную водой красную лакмусовую бумажку подействовать дымом от папиросы; объяснить посинение бумажки.
Опыт 2. Действие никотина на мышей.
Поместить по одной белой мыши под два герметических колпака; пустить под один колпак дым от папиросы, под другой — дым от сжигаемой бумаги; сравнить явления, развивающиеся у обеих мышей и дать им объяснение.
Опыт 3. Действие никотина на сердце лягушки.
Приколоть лягушку к пробковой доске, обнажить сердце и обратить внимание на силу и частоту сердечных сокращений; коротким ударом пинцетом по брюшной стенке попытаться получить рефлекторное торможение сердечной деятельности (рефлекс Гольца); через 2—3 минуты нанести на область правого предсердия 1 каплю 0,2% раствора никотина и провести наблюдение за характером изменений в деятельности сердца; после восстановления сердечных сокращений проверить наличие рефлекса Гольца; дать объяснение наблюдаемым явлениям.
Опыт 4. Антиникотиновый эффект центральных холинолитиков.
Вызвать у крысы экспериментальный никотиновый гиперкинез при помощи подкожного введения 2 мл настойки табака; после развития гиперкинеза ввести подкожно 1 мл 5% раствора пентафена; отметить результаты и дать объяснения; на второй крысе повторить такой же опыт, изменив порядок введения веществ: сначала пентафен, а через 10—15 минут настойку табака.

Выполнение заданий
Задание 1. Написать общие химические формулы ряда соединений метония, в частности, пентаметония и гексаметония; написать в общем виде четверичное основание аммония.
Задание 2. Заполнить таблицу сравнительной характеристики ганглиолитиков:


Название ганглиолитиков

Химическая
группа

Длительность
гипотензивного
действия

Активность

Средняя доза

Пентамин...........................
Бензогексоний ....
Диколин ............................
Димеколин ........................
Камфоний .........................
Пахикарпин ......................
Мекамин............................
Пирилен............................

 

 

 

 

Задание 3. Распределить вещества с сочетанным М-, Н-холинолитическим действием по преимущественному практическому применению.
а)   атропиноподобные — при спазмах гладкой мускулатуры и язвенной болезни;
б)  спазмолитические — при коронарной недостаточности;
в)   центральнохолинолитические — при гиперкинезах и паркинсонизме;
г)   центральнохолинолитические, применяемые в анестезиологии как премидикаторы и транквилизаторы.
Задание 4. Выписать рецепты: пентамин в ампулах, бензогексоний в таблетках и ампулах, диколин в таблетках и ампулах, димеколин в ампулах, пирилен в таблетках, пахикарпин в порошках и ампулах, спазмолитин в таблетках, тифен в таблетках, апрофен в таблетках, ганглерон в таблетках и ампулах, тропацин в таблетках, кватерон в растворе.
Материальное оснащение занятия
Животные: лягушки (2), мыши (2), крысы (2).
Реактивы и медикаменты: 0,2% раствор никотина, табачная настойка, 5% раствор пентафена, вода дистиллированная, папиросы.
Аппаратура и инструментарий: пробковая доска, эксикаторы, герметические колпаки с установкой для пропускания дыма, ножницы, пинцеты, шприц, пипетки, лакмусовая бумага, бумага для сжигания.
Наглядные пособия

  1. Учебный стенд «Ганглионарные средства».
  2. Химические формулы ганглиоблокирующих средств (таблицы).
  3. Коллекция лекарственных растений — экспонаты №№ 463, 662, 750, 773.


 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »