Начало >> Статьи >> Архивы >> Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Рецептура - Практические занятия по фармакологии с рецептурой

Оглавление
Практические занятия по фармакологии с рецептурой
Рецептура
Мягкие лекарственные формы
Жидкие лекарственные формы
Общая фармакология
Наркотические средства
Снотворные средства
Успокаивающие и противосудорожные средства
Транквилизирующие и психодепрессивные вещества
Болеутоляющие средства
Ненаркотические анальгетики и противовоспалительные средства
Средства с возбуждающе-стимулирующим действием на центральную нервную систему
Анестезирующие средства
Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, мягчительные и раздражающие средства
Рвотные, противорвотные, отхаркивающие и противокашлевые средства
Ветрогонные, слабительные и желчегонные средства
Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы
М-холинолитические средства
Н-холинолитические средства, ганглиоблокирующие средства, н-м-холинолитики
Миорелаксанты, гистамин и противогистаминные средства
Адреномиметические, адренолитические и симпатолитические средства
Маточные средства
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, влияющие на систему крови и кроветворение
Сердечные средства
Противоаритмические, мочегонные, и противоотечные средства
Спазмолитические средства
Кислоты, щелочи и противокислотные средства
Щелочные, щелочноземельные металлы и их соли
Витаминные и ферментные препараты
Соединения мышьяка, йода, фосфора и фтора
Органопрепараты неспецифического действия из крови и тканей животных
Вещества с противомикробным и противопаразитарным действием
Соли тяжелых металлов и алюминия
Антипротозойные, противомалярийные, противоамебные, противолямблиозные, противолейшманиозные, противотрихомонадные средства
Сульфаниламидные и антилепрозные средства
Противотуберкулезные средства
Антибиотики
Противоглистные, противогрибковые и противопаразитарно-насекомоядные средства
Средства специального назначения
Замечания к латинской части рецепта
Сокращения, встречающиеся в рецептах
Наиболее употребительные термины

РЕЦЕПТУРА
ЗАНЯТИЕ I
Тема занятия; Введение в рецептуру
Основные вопросы темы. Понятие о лекарствоведении. Лекарственное сырье, лекарственный препарат, лекарственная форма. Источники получения лекарственных препаратов. Химико-фармацевтические, сложно-фармацевтические (галеновые, новогаленовые) и биофармацевтические препараты.
Краткие сведения об устройстве и назначении аптек, содержании и назначении фармакопеи. Список A (Venena) и Б (Heroica) лекарственных препаратов. Официальные и магистральные лекарственные формы и прописи. Понятие о врачебной рецептуре и технологии лекарственных форм. Стандартные лекарственные прописи и готовые лекарственные формы.
Структура и составные части рецепта. Основные законодательства в СССР по прописыванию рецептов врачами. Условные обозначения и сокращения в рецептуре.

Практическая часть
Задание 1. Ознакомиться с экспонатами растительного сырья, лекарственных препаратов и форм.
Задание 2. Составить и зарисовать примерную схему аптеки и рецепта.
Задание 3. Ознакомиться с Государственной фармакопеей СССР, списками лекарств А и Б.
Задание 4. Ознакомиться с основными законодательствами по прописыванию рецептов.
Задание 5. Ознакомиться с условными сокращениями принятыми в рецептуре.
Материальное оснащение занятия
Образцы растительного лекарственного сырья, лекарственных препаратов и форм. Рецептные бланки. Аптечные этикетки и сигнатуры.
Наглядные пособия
1. Схемы составных частей и структуры рецепта.
2. Государственная фармакопея СССР.
3. Тексты законодательств по прописыванию рецептов врачами.
4. Учебные стенды «Правила написания латинских слов и условных обозначений и сокращений, принятых в рецептуре».

ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия: Твердые лекарственные формы. Неразделенные порошки (Pulveres indivisi) и сборы (Species)
Основные вопросы темы. Порошки как лекарственная форма, их достоинства и недостатки. Практическое значение степени измельчения порошков. Порошки простые и сложные (Pulveres simplices et compositi), разделенные и неразделенные (Pulveres divisi et indivisi), для наружного и внутреннего применения (ad usum externum, internum s. pro uso externo, interno).
Неразделенные порошки — конституэнсы, вес, правила выписывания, приготовления и отпуска. Присыпки — приготовление и прописывание.
Сборы как лекарственная форма, их назначение, прописывание и приготовление. Понятие о лекарственных сложных чаях.

Практическая часть
Задание 1. Приготовление простого неразделенного порошка из борной кислоты (Acidum boricum) в количестве 10,0 для полоскания:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует растворить одну чайную ложку в стакане теплой воды для полоскания;
б) приготовить порошок: на тарирных весах с колонкой или ручных весах уравновесить вес тары (бумажный пакетик или картонную коробочку); при помощи капсулатурки насыпать порошок в тару и отвесить (кристаллический порошок, предназначенный для растворения в воде перед употреблением, отпускают без предварительного растирания); приклеить этикетку и отпустить порошок.
Задание 2. Приготовление сложного неразделенного порошка для внутреннего применения из натрия гидрокарбоната (Natrium hydrocarbonicum) и магния окиси (Magnesium oxydatum), взятых поровну (аа) — в количестве 20,0:

а) выписать рецепт, обозначив, что следует принимать по половине чайной ложки при изжоге;
б) приготовить порошок: отвесить необходимое количество натрия гидрокарбоната и растереть в ступке; отвесить магния окись и тщательно смешать в ступке с гидрокарбонатом натрия до получения однородной смеси. Смесь поместить в бумажный пакетик и наклеить этикетку; отпустить порошок.
Задание 3. Приготовление сложною неразделенного порошка для наружного применения (присыпка), содержащего 5% салициловой кислоты (Acid. salicylicum) и 95% талька (Talcum) в количестве 10,0:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует присыпать пораженный участок кожи;
б) приготовить порошок; отвесить и измельчить в ступке салициловую кислоту; в ступку с салициловой кислотой прибавить примерно равное количество талька и смешать, а затем добавить в два приема при перемешивании оставшееся количество талька; порошок поместить в коробочку, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 4. Приготовление магистрального сбора из листьев шалфея (Folia Salviae) и корневища лапчатки (Rhizoma Tormentillae), взятых поровну в количестве 20,0:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует заварить одну столовую ложку в стакане кипятка, процедить и применять для полоскания;
б) приготовить сбор: отвесить нужные количества шалфея и лапчатки, смешать, пересыпать в бумажный мешочек и приклеить этикетку, отпустить.

Задание 5.
а) написать на русском и латинском языках названия официальных неразделенных порошков и сборов (порошок солодкового корня сложный и сбор противоастматический);
б) ответить на вопросы в письменном виде: 1) какой вес неразделенных порошков? 2) какие конституэнсы применяются для приготовления присыпок (перечислить на русском и латинском языках)? 3) что означает термин per se?
Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Acidum boricum, Natrium hydrocarbonicum, Mag
nesium oxydatum, Acidum salicylicum, Talcum, Folia Salviae, Rhizoma Tormentillae.
Аппаратура и вспомогательные материалы:весы
роговые с разновесами, ступки с пестиками, капсулатурки и целлулоидные пластинки, бумажные мешочки, сита.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных сокращений и обозначений в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Твердые лекарственные формы».

Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Magnesium carbonicum и Calcium carbonicum aa 20,0, обозначив прием по 1/2 чайной ложки при изжоге. 2) Magnesium oxydatum в количестве 25,0, обозначив, что следует принимать с кончика ножа при изжоге. 3) Natrium chloratum и Natrium tetraboricum в количестве 30,0 поровну, обозначив, что следует применять для полоскания. 4) Acidum boricum в виде 3% присыпки в количестве 50,0, обозначив, что следует наносить на пораженный участок кожи. 5) Anaesthesinum в виде 10% присыпки в количестве
60.0, обозначив, что следует присыпать пораженный участок. 6) Dermatolum perse в количестве 30,0 для присыпки. 7) Pulv. Glycyrrhizae compositus в количестве 15,0, обозначив для приема внутрь по 1/4 чайной ложки.

ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: Твердые лекарственные формы. Порошки разделенные (Pulveres divisi) и капсулы (Capsulae medicinales)
Основные вопросы темы. Разделенные порошки — вес, конститу- энсы, правила приготовления и отпуска (упаковка). Правила прописывания простых и сложных разделенных порошков.
Виды капсул: 1) крахмальные или облатки (Capsulae amyiaceae s. Oblatae); 2) желатиновые (Capsulae gelatinosae); мягкие или эластичные (Capsulae gelatinosae molles s. elasticae); твердые (Capsulae gelatinosae durae) и с крышечками (operculatae); 3) глю- тоидные (Capsulae glutoidales s. geloduratae). Назначение и прописывание лекарственных веществ в капсулах.

Практическая часть
Задание 1. Приготовление 6 простых разделенных порошков из анальгина (Analginum) 0,3 pro dosi (р. d.)
а) выписать рецепт, обозначив, что следует применять по одному порошку 2 раза в день;
б) приготовить порошки: на ручных весочках отвесить анальгин из расчета на все количество прописанных порошков, поместить в ступку (крупнокристаллические вещества или трудно растворимые предварительно, до их развешивания на отдельные дозы, растирают в ступке), развесить на шесть порций, высыпать на бумажные капсулы, заранее разложенные на столе, и завернуть; сложить порошки по три вместе и поместить в бумажный пакетик; приклеить этикетку и отпустить.
Задание 2. Приготовление 6 сложных разделенных порошков из кофеина (Coffeinum) 0,1 р. d. с сахаром (Saccharurn) 0,3 р. d.:
а) выписать рецепт, указав, что следует применять по одному порошку при головной боли;
б) приготовить порошки: отвесить общее количество сахара на 6 порошков и растереть в ступке, чтобы не было блестящих кристаллов; оставить в ступке такое количество сахара, которое соответствует общему количеству кофеина; добавить в ступку общее количество кофеина (на 6 порошков), тщательно смешать и в 2 приема добавить остальное количество сахара и смешать до получения однородной массы; развесить полученную смесь на 6 равных частей, завернуть в бумажные капсулы, поместить в мешочек, приклеить этикетку и отпустить.

Задание 3. Приготовление и заделывание в капсулы 6 порошков из хинина гидрохлорида (Chininum hydrochloricum) 0,3 р. d.:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует принимать по одной облатке 3 раза в день;
б) приготовить порошок в капсулах: отвесить общее на 6 порошков количество хинина, поместить его в ступку, а затем произвести его развешивание на отдельные дозы, высыпать в облатки и заделать. Облатки поместить в картонную коробочку, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 4. Ответить на вопросы в письменном виде:
а) какие вещества применяются в качестве конституэнса для разделенных порошков и в каком количестве?
б) каков вес разделенного порошка?
в) какие вещества отпускаются в вощеной бумаге, крахмальных капсулах, желатиновых капсулах?
Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Analginum, Coffeinum, Saccharurn, Chininum hydrochloricum.
Аппаратура и вспомогательные материалы:весы
ручные с разновесом, ступки с пестиками, облаточные машинки, капсулатурки, целлулоидные пластинки, различные виды капсул, картонные коробочки, бумажные пакетики.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных обозначений и сокращений в рецептуре.
3. Учебный стенд — «Твердые лекарственные формы».
Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Natrium salicylicum 0,3 р. d. в порошках, обозначив для приема внутрь по 1 порошку Зраза вдень. 2) Platyphyllinum hydrotartaricum 3 мг р. d. в порошках, обозначив для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день. 3) Opium pulveratum 15 мг р. d. и Thoalbinum 3 дг р. d. в порошках, обозначив для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день. 4) Extractum Belladonnae 15 мг р. d. и Natrium hydrocarbonicum 0,3 р. d. в порошках, обозначив для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день. 5) Ferrum reductum 0,5 р. d. в облатках, обозначив для приема внутрь по 2 облатки 3 раза в день. 6) Euphyllinum 1 дг р. d. в желатиновых капсулах для приема внутрь по 1 капсуле 3 раза в день. 7) Bromcamphora 25 сг р. d. в вощеной бумаге, обозначив для приема внутрь по одному порошку 3 раза в день. 8) Thiphenum 3 сг р. d. и Papaverinum hydrochloricum 25 мг р. d. в облатках, обозначив для приема внутрь по 1 облатке 3 раза в день.

ЗАНЯТИЕ 4
Тема занятия: Твердые и полутвердые лекарственные формы. Таблетки, драже, пилюли, болюсы, гранулы и суппозитории
(Tabulettae, Dragee, Pilulae, Boli, Granulae, Suppositoria)
Основные вопросы темы. Таблетки, их достоинства и недостатки. Составные части таблеток, их официнальность. Пути введения и способы применения (внутрь, наружно, имплантационно). Понятие о спансулах. Драже, отличительные особенности. Правила прописывания таблеток и драже.
Пилюли как лекарственная форма; конституэнсы и покрывающие вещества. Правила прописывания и приготовления. Понятие о болюсах и гранулах.
Суппозитории как лекарственная форма — пути введения, способы применения, вес, размер, форма, конституэнсы. Способы приготовления и прописывания. Официнальные суппозитории. Суппозитории ректальные или свечи (Suppositoria rectal ia), вагинальные или шарики (Suppositoria vaginalia), суппозитории уретральные или палочки (Bacilli).

Практическая часть
Задание 1. Провести пробы на качество таблеток:
а) опустить 3 таблетки с высоты 1 метра на деревянную поверхность и оценить результаты;
б) поместить одну таблетку в колбу емкостью 100 мл и облить 50 мл воды, имеющей температуру 37°; покачивать колбу медленно (1—2 раза в секунду); проделать указанное трижды и дать оценку распадаемости.
Задание 2. Приготовить 3 свечи из дерматола (Dermatolum) 0,2 р. d., весом 3 г каждая:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует вводить по 1 свече в задний проход 2 раза в день;

б) приготовить свечи: отвесить общее количество дерматола на 3 свечи и тщательно растереть в ступке; отвесить общее количество конституэнса, перенести часть его в ступку и смесь умять пестиком; добавить оставшееся количество основы и немного безводного ланолина; умять пестиком до получения однородной пластичной массы; полученную массу с помощью пергаментной бумаги сжать в комок, перенести из ступки на деревянную пластинку и с помощью узкой деревянной дощечки выкатать из нее цилиндрический стержень, ножом или шпателем разрезать его на 3 части; каждой порции массы придать дощечкой форму шарика, а затем с помощью наклонно поставленной дощечки,— коническую форму; свечи завернуть в парафинированную бумагу, уложить в коробочку, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 3. Приготовление 3 вагинальных суппозиториев из борной кислоты (Acidum boricum) 0,1 р. d. весом каждый 4 г:
а) выписать рецепт, обозначив, что следует применять по 1 шарику во влагалище 2 раза в день;
б) приготовить вагинальные суппозитории: отвесить общее количество борной кислоты, поместить в ступку и растереть; отвесить нужное количество основы, смешать ее с борной кислотой и умять пестиком, добавляя остальную часть основы и немного безводного ланолина, до однородной пластической массы; массу перенести на дощечку, выкатать цилиндрическую палочку, разделить ее на три части и придать им форму шариков; завернуть в пергаментную бумагу, поместить в коробочку, приклеить этикетку и отпустить.
Задание 4. Выписать рецепты:
а) Codeinum 15 мг р. d. в таблетках; принимать по 1 таблетке 3 раза в день;
б) Extractum Belladonnae 15 мг р. d. с Phenylium salicylicum 3 дг р. d. в таблетках; принимать по 1 таблетке 3 раза в день;
в) Thiaminum bromatum 0,002 р. d. в драже, числом 50; принимать по 2 драже в день;
г) Acidum arsenicosum anhydricum 1 мг р. d. в пилюлях; принимать по одной пилюле 3 раза в день;
д) Strychninum nitricum 0,001 р. d. в пилюлях; принимать по 1 пилюле 3 раза в день.
Задание 5. Ответить на вопросы:
а) какой вес пилюль?

б) как поступить при выписывании лекарственных веществ в форме пилюль, если доза приближается к максимальному весу пилюли или превышает допустимый вес пилюли?
в) чем отличаются драже от таблеток?
г) какие наиболее употребительные конституэнсы к суппозиториям?
Материальное оснащение занятия
Медикаменты: Dermatolum, Butyrum Cacao, Acidum boricutn, Lanolinum, Aqua destillata, Tabulettae Codeini phosphorici.
Аппаратура и вспомогательные материалы: весы ручные с разновесом, ступки с пестиками, капсулатурки, шпатели, целлулоидные пластинки, картонные коробочки, бумажные мешочки, колбы емкостью 100 мл, мерная посуда по 50 мл, термометр, теплая вода.
Наглядные пособия
1. Государственная фармакопея СССР.
2. Таблица условных обозначений и сокращений в рецептуре.
3. Учебные стенды — «Мягкие лекарственные формы», «Твердые лекарственные формы».
Домашнее задание
Выписать рецепты: 1) Plasmocidum 2 сг р. d. и Acrichinum 1 дг р. d. в таблетках, обозначив для приема внутрь по 1 таблетке 3 раза в день. 2) Aminazinum 0,05 р. d. в драже, обозначив для приема внутрь по 1 драже 3 раза в день. 3) Phenoxymethyl penicillinum 100.000 ЕД р. d. в драже, обозначив для приема внутрь по 1 драже через 6 часов. 4) Securininum nitricum 2 мг р. d. в пилюлях, обозначив для приема внутрь по 1 пилюле 3 раза в день. 5) Ferrum reductum 1 г р. d., в пилюлях, обозначив для приема внутрь 3 раза в день с тем, чтобы вес каждой пилюли не превысил 0,5 г и чтобы больной получил в сутки 3 г препарата. 6) Pulvis radicis Rhei 0,5 г р. d. в пилюлях, обозначив для приема на ночь. 7) Omnoponum 2 сг р. d. в свечах, обозначив для применения в задний проход при болях. 8) Aminarsonum 12 сг р. d. в шариках, обозначив применение по 1 шарику во влагалище 2 раза в день.



 
« Практические занятия по аптечной технологии лекарств   Практические навыки педиатра »